Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто рисует схемы?






 

Рассматривая свою жизнь, рассматривая различные события с точки зрения этих приемов, мы прежде всего прокручиваем перед собой воспоминания о личных отношениях. Вернее, о том, что является самым важным в жизни. Даже реклама такая есть. Сидит женщина в офисе и думает не о работе, а об отпуске с семьей. А что может быть правдивее рекламы?

Правильно, потраченные деньги на невнятную продукцию, рекламируемую ею. И это не предел манипуляции сознания, а всего – лишь капля чистящего средства. Промывка мозгов, не иначе. И тут надо понять, как относиться к этому в реальности. С одной стороны, мы не очень любим, когда нами манипулируют, ну а если этого избежать не удалось? Ни в коем случае не паниковать.

Купил отвратительный, ничего не отчищающий порошок, потратил деньги, порадовался рекламе, короче говоря, совершил операции, которые ни в коем случае не сделал бы, если бы не воздействие на подсознание. Выходит, с вами сыграли в дурака и, судя по вашему лицу (когда вы узнали, что порошок ужасен), сыграли весьма умело.

Тут, к сожалению, деньги вернуть нельзя, зато можно пошутить с тещей или свекровью и купить ей этот самый порошок. Причем, я сразу хочу предупредить, что я не призываю к злодеянию, просто есть вещи, которые от своих принимаются как шутка, ироничное напоминание о чем‑ то (например, о том, что свекровь или теща слегка утомила), но ни в коей мере не являются оскорблением.

Мы ведь играем, надеюсь, вы это понимаете? Жизнь строится из небольших партий, скетчей, шоу, спектаклей, фарсов, и мы можем либо принять это, либо, как водится, задрать нос, и отвернуться. Но тогда мы рискуем потерять связь с реальностью.

Готов выслушать протесты, но все мы – живые люди, и нами руководят не просто предрассудки или стереотипы, а рекомендации. Я уже говорил об этом. Рекомендации, а не правила, установки, а не приказы, нормы, а не диктат.

Даже десять заповедей – это, скорее, рекомендации. Совет. Но не установка.

Христианство. Буддизм. Ислам. Тора. Фрейд. И даже сериал «Моя прекрасная няня» – просто показывает ход событий, а не конкретную схему взаимодействия. При этом и то и другое, и сериал в частности, представляет из себя очень емкую и увлекательную базу для изучения ролевых игр.

Что такое база? И что такое ролевая игра?

База – это своего рода сводная таблица повторяющихся приемов, применяемых для того, чтобы выстроить какой‑ то определенный эпизод своей жизни.

Благодаря, или вопреки – это тоже нужно учитывать и принимать в расчет. Надо четко понимать, что есть люди, выполняющие свои ролевые функции благодаря освоенной базе отношений, а есть те, которые делают, казалось бы, все то же самое, но вопреки схеме.

Схема – это набор стратегических положений в игровой реальности. К примеру, одним людям можно сто раз говорить, что открывать дверь незнакомцам опасно и что в лифт с незнакомым мужчиной лучше не заходить, потому что это чревато. А они все равно открывают двери и шастают в лифты, вероятно, чтобы их потом показали в программе «Криминальная хроника». Объяснить что‑ либо таким людям не представляется возможным.

Это ладно, криминал. Но у меня есть один друг, и он очень любит спорить с начальством. Причем по вопросам, которые в компетенцию друга не входят, не входили и никогда не войдут. Разговор на уровне гипотетического обсуждения и не более.

К примеру, я раньше работал в компьютерной фирме программистом, а мой друг – менеджером отдела продаж. После совещания наш президент оставил глав начальников отделов, остался и мой друг (он как раз исполнял обязанности заболевшего шефа отдела). Собственно, всем нам досталось на орехи за вообще‑ то бытовые огрехи, но без них производственного процесса, как известно, не бывает.

Причем я, привыкший к этим взбучкам, тихо и мирно курил, слушая вполуха раскаты грома, остальные вели себя так же, а вот мой друг встал и сказал что‑ то в духе:

– Сергей Сергеевич, я считаю, что вы не правы, вы ведь не работаете менеджером среднего звена.

Все в осадке. У Сергей Сергеевича мгновенный шок. Нет, он, конечно, выслушал моего друга, и даже согласился с тем, что не работает менеджером среднего звена, и что, вероятно, ему не постигнуть всей тонкости работы отдела с персоналом, и прочее. Но я почему‑ то был уверен, что после этого выступления моего друга переведут куда‑ нибудь подальше. Так и получилось, и ведь дело вовсе не в том, что он озвучил что‑ то неправильное, а в том, что он, как всегда, сказал то, что неуместно говорить Президенту Компании.

Неуместно. Нельзя. Запрещено.

В подобных компаниях существуют вещи, и ими вплотную занимаются шефы отделов. И при всем моем хорошем отношении его слова почти подставили шефа Отдела Персонала, который якобы не может справиться с обсуждаемой проблемой. А во‑ вторых, эта речь была глупа с точки зрения табеля о рангах.

У нас, конечно, либерализм и толерантность, но лично я бы тут же уволил менеджера, вздумавшего сообщить мне не через секретаря, что созданная мною империя дает сбой.

Самое смешное, что друга я уже предупреждал, что не надо везде проявлять свой азарт и юношеский максимализм, что мы уже не в институте, где спорить с лектором почетно, а активность на семинарских занятиях приносит зачет. Мы вошли во взрослую жизнь, мы работаем в компании, где есть определенная установленная база для отношений и проявления своей компетенции. Парень был глух. В результате – его убрали.

Собственно, в саму базу включены все эти привычные схемы, рекомендованные нам в социальной и личной жизни. Простейший пример: фраза «Клиент всегда прав», которая поворачивается философским образом в афоризме: «Начальник всегда прав». Особенно, если это связано с профессиональным ростом, хорошей зарплатой и прочими удобствами, ведь они не мешают считать начальника правым, а вовсе даже наоборот.

Для тех, кто хочет сказать начальнику, что он дурак, существует схема «вопреки». Она как раз используется теми, кто, как мой друг, считают себя шибко умными и, вместо того чтобы применить свой ум для карьерного роста и достижения профессиональных результатов, треплют языком там, где это мешает голове. И самое главное, ничего не изменит.

Или же такая методика: «Моя начальница выглядит хуже меня в сто раз, но я ей об этом не скажу, потому что пусть она думает, что выглядит лучше меня».

А вот пример, который популярнее, чем Алла Пугачева. Моя мама, когда я еще был маленьким, работала в одном институте бухгалтером –экономистом. Одета она всегда была безупречно, ну и вообще моя мама – красивая женщина. Так вот, ее начальница никак не хотела ее повысить и всячески третировала, а все почему? Да потому, что моя мама позволяла себе выглядеть лучше ее. Однажды моя тетя, человек ироничный, душевный и прямой, посоветовала маме:

– Ты, Рай, скажи своей начальнице, что ты свое новое платье сшила из чего‑ нибудь невероятного, ну хоть из трех маленьких платьев, и знаешь, что будет? Она решит, что она стройнее тебя в три раза.

Моя мама, конечно, возмутилась. А я только со смеху покатывался. Тетя покачала головой:

– Я права, а вы смейтесь, если ума нет.

Но чем бы вы думали, закончилась эта история? Моя мама действительно ляпнула начальнице нечто такое, а та, есть на земле доверчивые люди, поверила. Спустя какое‑ то время маму повысили в должности. И ведь, получается, и душой не покривила, и сделала начальнице приятно. Почему же таких тонких игр все меньше?

Женщины становятся слишком эмансипированными, чтобы порой действовать по простейшим, простите уж, бабским схемам. Фантазия отказывает, что ли?

Самая большая фантазия – это соблазнение начальника. Я подумал, что если бы я во время работы в компании соблазнялся или соблазнял всех начальников, вместе взятых, то не сумел бы выбраться из постели, по меньшей мере, полгода. С одной стороны, тоже вариант, а с другой, чтобы играть в древнейшую игру «соблазнение» – лучше всего выходить из офиса куда‑ нибудь на природу. В бар. В театр. На море. В парк. Чтобы не было стеснения, зажатости, каких‑ то ограничений в реализации своих вольных фантазий.

К этой теме мы еще вернемся, а пока приведу еще пару примеров из серии «Начальник всегда прав».

Пример: «Мои задумку нахально стащил начальник, или как поступать, если вас считают синим чулком производства».

Ателье. Магазин. Ресторан. То есть, производство, созданное для того, чтобы достаточно вольно распоряжаться сотрудниками, а именно – свободно увольнять, нанимать, не вступая в сложные контакты с отделом персонала. Такое производство, где выживает тот, кто проведет грамотнее политику самопрезентации.

Вв банке труднее вылететь с работы, там существует иерархия кадров, а вот работая валютным кассиром на точке – очень легко. Или в ресторане, где повара меняются раз в квартал, потому что работа адская, а главная сила – это шеф‑ повар, который представляет основное блюдо, а все остальные могут остаться без роста, так как место занято.

Или на телевидении, где «подсиживание» – средство продвижения по службе. Вы никогда не работали на телевидении? Одной моей знакомой «посчастливилось». Бедняжка не знала, что надо держать рот на замке, не в коем случае не обсуждать поступки руководства и принимать как должное оскорбительные замечание продюсеров, усвовших западную манеру работы – много мата, оскорблений, потом похлопывание по плечу и сквозь зажатую в зубах сигарету: «А, не обижайся. Сегодня просто такой день. Я на всех срываюсь». Короче говоря, нервы – стальные канаты, язык за зубами, качественное выполнение работы и поменьше разговоров с коллегами. А то не заметишь, как коллега уже займет твое место и получит твою зарплату. Деньги – это настолько могучий стимул слететь с катушек, что человек порой действительно не замечает, как у него алчно начинают гореть глаза, когда ему предлагают разделить чью‑ то ставку пополам. Причем того, чью ставку собрались делить, еще и с места‑ то не выгнали, и работает он еще нормально, но чем‑ то не нравится, и его начинают потихоньку выживать. Пиночек. Еще пиночек. Словечко против. Словечко еще против. И человека убирают.А текучка такая, что легко найдется тот, кто будет его замещать. Но коллективный мозг‑ то поработал и, позарившись на чужие деньги, выжил человека. Сдал, проще говоря. И никакой справедливости. При этом все наработанные идеи, собранные материалы остались в распоряжении так называемой «команды», которая честно все это использует. В этом случае, конечно, ничего доказать нельзя, и стоит порадоваться, что не испачкался. Бывают такие места, откуда даже почетно вылететь. Чтобы рассказывать, как вы «добровольно» сохранили честь и достоинство.

Кстати, элемент игры, дамы и господа. В ней блеф иногда ценится лучше, чем козырь в рукаве. Это искусство. Но мы поучимся и ему. Чуть позже.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.