Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы выполнения работы






 

 

Любое исследование предполагает предварительную работу, цель которой – наметить общее направление исследования, его программу, а также примерные сроки выполнения каждого этапа.

1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования. В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом.

Проблема – это неизученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи каких-либо явлений, представляющих интерес как для науки, так и для практики. Это вопрос, на который необходимо найти ответ, требующий определенных практических и теоретических действий. Следует ограничивать свои интересы решением конкретной, актуальной проблемы.

Определение проблемы исследования тесно связано с выбором предмета и объекта исследования. Объект исследования – это явление, которое изучается. Предмет исследования – это конкретная особенность, факт, явление, рассмотрение и изучение которых необходимо для решения проблемы исследования (см. также раздел 4).

2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы. Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Это последнее и может составить специфику проблемы исследования. Кроме того, исследователь часто сталкивается с проблемой неопределенности или противоречивости имеющихся в литературе понятий. В этом случае трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно употребляются одни и те же понятия.

Для нейтрализации этого факта студент должен изучить литературу по данной проблеме, чтобы быть в курсе той полемики, которая ведется в литературе относительно интересующих его понятий и теорий. Если однозначности в определении понятий нет, приходится принять одну из возможных точек зрения и обязательно оговорить это в работе.

Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Студент, как правило, подбирает необходимую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается в основном в рекомендациях и советах по отбору источников.

При работе с литературой в первую очередь изучается специальная научная литература и периодические издания, анализируются нормативные акты. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.

Обзор литературы заканчивается выводами о том, что известно науке по данной теме, что является спорным, что составляет сферу интересов студента. Сделанный обзор является черновым вариантом 1-й главы работы.

3 этап – формулировка цели и задач исследования.

Анализ литературы дает возможность сформулировать цель и задачи исследования. Цель исследования – это решение, изучение того вопроса, который составляет проблему исследования, уточненную в процессе анализа соответствующей литературы. Задачи исследования конкретизируют ход достижения цели (см. также раздел 4).

4 этап – выбор методов исследования.

Для достижения поставленной цели подбирают методы и методики, адекватные задачам исследования. Методы исследования – это инструмент исследователя. Они помогают четко регламентировать процедуру исследования, достаточно четко фиксировать изучаемые явления, открывают путь к достижению цели и позволяют экономить силы и время.

Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов.

5 этап – сбор фактического материала.

Прежде чем осуществлять сбор необходимой информации, нужно научиться хорошо владеть выбранными методиками. Для этого полезно проверить их на объекте, не входящем в исследование (пробное исследование), что позволит учесть проблемы как самой методики, так и работы с нею. После этого проводится необходимые процедуры по сбору статистической информации, обращается внимание на правильное и точное применение методик, что повышает объективность результатов.

В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов, подкрепить их наиболее типичными примерами и расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методы анализа.

6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация. На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц и графиков.

Теоретическая интерпретация – самый ответственный шаг в деятельности исследователя. Для этого он должен иметь хорошую теоретическую подготовку по соответствующей дисциплине. Полный анализ полученных результатов позволяет выявить наиболее существенные проблемы, сформулировать рекомендации по их решению, определить тенденции и перспективы развития тех или иных экономических отношений.

Систематизация, анализ и обработка фактических материалов предлагают широкое использование в курсовой работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений.

На этом заканчивается само исследование и начинается его оформление.

Готовая работа должна быть передана на проверку руководителю не позднее чем за 1 месяц до начала зачетной недели.

 

Структура и содержание курсовой работы

 

Курсовая работа должна содержать титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения.

СОДЕРЖАНИЕ включает названия разделов и подразделов работы
(глав и параграфов) с указанием страниц. Примерное содержание представлено в Приложении Б.

ВВЕДЕНИЕ должно быть написано по следующей схеме:

- обоснование выбора темы, ее актуальность и научно-практическое значение;

- объект и предмет исследования;

- цель исследования и вытекающие из нее более конкретные задачи;

- теоретическая, методическая и информационная база работы;

- краткое содержание работы.

Общий объем ВВЕДЕНИЯ составляет 2–3 страницы.

При обосновании актуальности темы работыуказываются наиболее веские причины, факты, мнения экспертов, подтверждающие необходимость изучения той или иной проблемы и поиска ее решения. Эта часть введения занимает 0, 5–1 страницу.

ОБЪЕКТ исследования – это те органы управления и регулирования, экономические явления или экономические отношения, отрасли, которые исследуются в работе. При этом формулировка может быть следующей: «Объектом курсовой работы является…»; «Объектом исследования выступает…»; «Объект работы – …» и т.п. Объект детально исследуется и описывается в первой главе работы.

В рамках курсовой работы ПРЕДМЕТ– это характеристика, сторона, с позиции которой изучается объект (например, особенности государственного регулирования промышленности, особенности государственной антимонопольной политики, проблемы регулирования отрасли и пр.). Предмет изучается в рамках второй главы работы.

Объект шире, чем предмет. Предмет конкретизирует тот аспект, который мы рассматриваем при изучении объекта. Один и тот же объект можно рассматривать по-разному в зависимости от того, что выступает предметом исследования. Например, объектом может быть отрасль, сфера, регион, государство, а предметом могут быть любые отношения, в которых они участвуют: экономические, финансовые отношения, методы управления, регулирования и пр.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ позволяет понять, для чего мы исследуем объект и предмет. Цель должна быть краткой и заключаться в выявлении каких-либо особенностей, проблем, перспектив и т.д. Например, «выявить (оценить и пр.) направления (особенности) государственного регулирования отрасли сельского хозяйства». В курсовой работе может быть только одна цель, которая достигается во второй главе работы.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ раскрывают последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы достичь поставленной цели. Как правило, в курсовой работе должно быть решено 3–5 задач, которые представляют собой этапы достижения цели. Задачи формулируются в соответствии с планом работы.

Характеристика теоретической и информационной базы исследования представляет собой краткое описание источников, которыми пользуется студент при подготовке курсовой работы. Например: «При подготовке данной работы были использованы нормативно-правовые акты РФ; учебники, монографии отечественных и зарубежных авторов; материалы периодических изданий; данные Федеральной службы статистики».

При перечислении методов исследования необходимо назвать общенаучные и специальные методы познания, которые применялись в ходе работы. Например, «При выполнении курсовой работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция» и т.д.

Также во ВВЕДЕНИИ следует кратко охарактеризовать структуру работы, то есть указать, из каких разделов она состоит, что сделано в первой, второй главах. Например, «Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе рассматривается…. Во второй главе дается характеристика …».

Во ВЕДЕНИИ не должно содержаться определений, классификаций и другого теоретического материала.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ состоит из 2 глав. Название глав должно быть кратким, отражать проблему и не повторять название работы. Как правило:

глава 1 – теоретическая,

глава 2 – аналитическая (практическая).

Главы подразделяются на параграфы (оптимальное количество параграфов 2–4). Рекомендуемый объем одного параграфа – не менее 6 страниц.

Следует помнить, что каждый параграф должен содержать не описание вопроса, а определенную проблему, ее анализ и решение (подходы в науке или авторские).

Первая глава носит теоретико-методологический характер. В ней раскрывается сущность проблемы, заявленной автором в теме, степень изученности, направления решения в науке. Здесь особое внимание должно быть уделено обзору литературы. Обязательным является сопоставление позиций по данной проблеме наиболее крупных исследователей. В первой главе основного текста обычно дается обзор источников и соответствующей отечественной и зарубежной литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме, показывается и обосновывается отношение студента к изучаемому явлению.

Например, проводим анализ разных точек зрения на содержание какого-либо понятия, классификацию чего-либо, состав и характеристику функций, особенностей финансовой деятельности предприятий и т.п.:

«Профессор Е.Л. Иванов считает, что налоги – это… [ссылка]. Профессор А.Д. Петров говорит, что налоги представляют собой… [ссылка]. К.э.н. В.С. Сидоров полагает, что налоги являются… [ссылка]. Наиболее точным, по нашему мнению, является определение профессора Е.Л. Иванова, потому что…».

Данная глава является основой дальнейшего исследования.

При написании первой главы следует использовать:

- наиболее важные монографии по данной проблеме;

- учебную литературу за последние 5 лет,

- материалы профессиональных периодических изданий: статьи из журналов за последние 2–3 года, статьи из газет за последний год.

Вторая глава содержит анализ практических вопросов с использованием теоретических и методологических подходов, изложенных в первой главе. Исследование строится на анализе фактических данных, либо полученных самим автором путем эмпирических исследований, либо взятых из литературных источников. Затем приводятся развернутые выводы и предложения, сделанные студентом.

Здесь, опираясь на фактические примеры и статистические данные, студент обосновывает целесообразность применения методик, рассмотренных во второй главе, дает характеристику основных проблем в соответствии с темой исследования, предлагает общие направления решения выявленных проблем, делает обоснованные выводы.

В конце каждой главы обязательно должны быть подведены итоги и сделаны выводы, где следует изложить и обосновать собственное мнение по рассмотренному вопросу. Обычно вывод начинается словами «Таким образом, …»; «Итак, …» и т.п.

Не стоит уделять большого внимания историческим, юридическим и прочим неэкономическим аспектам темы. Преобладать должен анализ литературы и статистических данных по теме исследования, а также должны быть четко сформулированы проблемы управленческого и экономического характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно содержать краткие выводы, практические рекомендации автора курсовой работы. В нем должно четко прослеживаться решение каждой задачи, поставленной во введении.

В СПИСОК использованных источников включаются все источники, которые так или иначе использовались студентом в процессе подготовки курсовой работы. Рекомендуется не менее 30 источников за последние 5 лет.

Рекомендуются обязательные ссылки на Кодексы и Федеральные законы. При использовании материалов, размещенных на официальных интернет-сайтах, должен быть указан автор и дата публикации, ее название, источник. В Приложении В указаны сайты интернет-источников.

В тексте работы должны иметься ссылки на все использованные источники и литературу. Недопустимо многократное использование материалов и данных из одного и того же источника (поскольку в этом случае курсовая работа приобретает характер реферата).

Если в тексте работы нет ссылок на отдельные научные труды, приведенные в списке использованных трудов и литературы, то это означает, что фактически (возможно, даже неосознанно) совершен плагиат.

Под использованием источников и литературы понимается следующее:

1. Точное цитирование.

2. Использование мысли автора цитируемого источника, однако сама мысль выражается словами автора курсовой работы.

3. Указания на ознакомление с источниками и литературой без прямого заимствования.

В ПРИЛОЖЕНИЯ выносятся вспомогательные материалы либо те материалы, которые загромождают текст работы (большие схемы и таблицы, графические материалы, справочные данные, образцы первичных документов и т.д.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.