Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С точки зрения дзен






 

Что ж, настало время и для моей любимой восточной философии. Без нее не обходится ни одна моя книга, и хорошо, что не обходится. Потому что на Востоке жили и сочиняли свои произведения далеко не самые глупые люди.

И китайские и японские философы были согласны с тем, что мир – это один большой театр, а люди в нем – актеры. Вернее, даже не актеры, а марионетки, которые покачиваются на тоненьких ниточках и к более или менее осмысленным действиям практически не способны.

 

Слово гэн означает «иллюзия». В Индии фокусника называют гэндзюцуси, или «создатель иллюзий». Этот мир – лишь кукольный театр, и все происходящее в нем можно назвать словом «гэн».

 

Так говорится в «Хагакурэ». Китайский философ Янь Лянь пишет об этом же более пространно:

 

Чем этот мир отличается от кукольного театра? Каждый, кто заглянет в свое сердце в поисках истины, должен будет признать: ничем. Потому что и в театре куклы, кажется, живут, движутся, страдают, любят, ненавидят, умирают. Мы знаем, что все это – иллюзия, но лишь потому, что нам сказали, что перед нами – театр, и мы видим управляющего куклами. В этом мире тот, кто управляет куклами, скрыт от нас. Может быть, и в театре марионетки считают себя людьми?

 

В достаточно интересной форме эта восточная философия выражена в песне группы «Машина времени» «Марионетки»:

 

Лица стерты, краски тусклы – то ли люди, то ли куклы,

Взгляд похож на взгляд, а тень на тень.

Я устал и отдыхаю, в балаган вас приглашаю,

Где куклы так похожи на людей.

 

Аpлекино и пираты, циркачи и акробаты,

И злодей, чей вид внушает страх,

Волк и заяц, тигры в клетке – все они марионетки

В ловких и натруженных руках.

 

Кукол дергают за нитки, на лице у них улыбки,

И играет клоун на трубе.

И в процессе представленья создается впечатленье,

Что куклы пляшут сами по себе.

 

Ах, до чего порой обидно, что хозяина не видно!

Вверх и в темноту уходит нить.

А куклы так ему послушны и мы верим простодушно

В то, что куклы могут говорить.

 

Но вот хозяин гасит свечи. Кончен бал и кончен вечер,

Засияет вечер в облаках.

Кукол снимут с ниток длинных. И, засыпав нафталином,

В виде тряпок сложат в сундуках.

 

Итак, весь мир – театр, люди в нем – актеры, да не просто актеры, а марионетки. Кто же дергает их за ниточки? Судьба, карма, если угодно, – отвечает дзен. Мы можем отрицать это, можем признавать за собой какую‑ то свободу воли, но все это – не более чем смешные потуги страуса, зарывающего голову в песок при виде опасности. Все предопределено, и пытаться играть с судьбой бесполезно.

Не слишком‑ то радостный прогноз, правда? И что нам с ним делать? Жить, что же еще? Не бросаться же вниз головой с небоскреба, как мужик из анекдота. А чтобы не впадать в депрессию, вспомните любой аттракцион, хотя бы любимую всеми детьми карусель или «американские горки». Вы летите по заданному маршруту, но при этом получаете массу удовольствия. Почему нельзя повторить то же самое и в жизни? Можно. Именно поэтому так важен игровой подход – если жить играючи, то никакие кармы и предопределения вам настроения не испортят!

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.