Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистические источники (СИ).






Статистика (С) - наиболее сложный и коварный вид документации. Английский политический деятель Дизраэли говорил: «Есть три способа обманывать людей: уклончивый ответ, прямая ложь и статистика». В то же время нет ничего убедительнее, чем добротные, надежные цифры. Завораживающая магия цифр таит самые неожиданные комбинации. Впрочем, везде должно присутствовать чувство меры и внимательность, особенно в работе с выведением средних величин, ибо здесь может произойти то, что случилось с одной злополучной коровой: она однажды утонула в реке, где в среднем ей было по колено.

С. - это количественное выражение того или иного явления, это учет имеющегося в наличии. Каковы способы такого учета?

По выбору объекта учета это может быть единичный охват, отраслевой, всеобщий ( завод - машиностроение - народное хозяйство в целом).

По ширине, глубине, разнообразию программы учета бывают сведения по отдельным показателям (урожайность) или группе их, монографические описания (т. е. все стороны хозяйственной деятельности крестьянского хозяйства), бюджетные обследования (т. е. то же, что и монографические описания, но с включением статей доходов и расходов).

По количеству охватываемых объектов обследования бывают: выборочные (5-процентные, 10-процентные), массовые или всеобщие (переписи), регулярные отчеты, а также всеобщие (годовые, квартальные, месячные).

По способам выражения учета могут формироваться абсолютные данные и относительные (т. е. в процентах).

Можно выделить также разовый временной срез на какую-либо дату (обычно на начало или конец года), динамичный погодный ряд.

И еще: у нас статистика преимущественно государственная, что в огромнейшей мере определяет ее характер, качество, доступность.

Помимо общих представлений о статистическом учете, сказанное поможет вам правильно вести анализ данных: при сравнении сведений важно, чтобы они были однотипные (например, только переписи), составленные по одинаковым или схожим программам, сопоставимы хронологически и территориально.

Чтобы оперировать статистическими источниками, надо знать, хотя бы в общих чертах, наиболее характерные особенности развития советской статистики.

Отечественная статистика имела хорошие традиции и опыт, идущий от земской статистики. Та статистика по праву пользовалась уважением. Сохранявшаяся в советский период преемственность какое-то время обеспечивала надежность статистики 1920-х годов. Однако уже тогда обнаружились и нарождавшиеся негативные явления, которые давали искаженную картину развития общества. Прежде всего, дала сбой социальная статистика. Нэп вызвал оживление хозяйственной жизни деревни. Вместе с тем эти позитивные процессы неизбежно сопровождались ростом зажиточных слоев. Руководство страной было обеспокоено: куда идет деревня? Не опасен ли рост зажиточных элементов? Вот здесь-то в полной мере обнаружилась непригодность для этих целей прежней статистики. (Кстати, раньше перед ней никогда такие задачи не ставились.) Она могла лишь приблизительно и довольно условно вывести классовую группировку деревни. Выступившие с экспериментальными обследованиями аграрники Л.Н. Крицман, А.И. Гайстер. И.Д. Верменичев и др. пытались найти такую группировку данных, которая бы их выводила напрямую к социальным процессам, происходившим в деревне, и давала бы ответ на вопрос: как далеко зашла классовая дифференциация и опасна ли она? Однако успех не сопутствовал экспериментаторам. Более того, полученные данные явно преувеличивали уровень капитализации деревни. Не исключено, что они в известной мере дезориентировали руководство страной и подхлестнули форсировать продвижение по так называемому " социалистическому" пути развития, что означало насильственную массовую коллективизацию.

Неприятные сюрпризы готовила и экономическая статистика. До 1925 г. статистика исчисляла развитие промышленности примерно так же, как это делают по сей день в большинстве стран: данные о производстве продукции в натуре за предшествующий год сравниваются с теми же сведениями за год последующий. Но в СССР в 80-е годы видов продукции много - около 24 млн. Ясно, что в разумный срок немыслимо сличить выпуск их всех. Для сравнения берут лишь малую их часть, но непременно те, которые удовлетворительно характеризуют общий темп развития индустрии. В этом смысле отличный измеритель - производство электромоторов в штуках и суммарной мощности. Коль скоро это основной тип двигателя в промышленности, можно смело предположить: выпуск техники для индустрии не увеличился в большей степени, чем выросло производство моторов. Обычно достаточно взять несколько десятков, в крайнем случае, несколько сотен подобных ключевых видов продукции, чтобы давно известными статистическими методами вывести общий темп развития промышленности. Обратите внимание: расчет идет сперва в штуках, тоннах, метрах и других физических единицах. Итог затем выражают в строго сопоставимых ценах. Полученный результат, поэтому и называется индексом физического объема промышленной продукции. Если индекс нынешнего года сравнительно с прошлогодним равен 1, 06, то это значит: производство возросло в 1, 06 раза, или, что то же самое, на 6%. Так было, повторяю, в начале 20-х годов.

Ситуация стала меняться по мере централизации управления и внедрения планового начала. Предприятиям стали давать директивный план, в том числе и по общему объему производства. Раз план - значит, и отчет об исполнении. В отчет попадает вся без изъятия продукция. По сумме заводских отчетов исчисляется общий темп развития. На первый взгляд, этот способ счета точнее - учтены уже не отдельные продукты выборочно, а все изготовленные. Очень скоро, однако, выяснилось, что отчеты с примесью обмана. В 1926 г. председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский заметил: " Я утверждаю, что цифры, которые дают нам тресты, раздуты, что они фантастичны. Та отчетность, которую мы собираем, есть фантастика, квалифицированное вранье... При этой системе выходит так, что ты можешь врать сколько угодно".

В чем заключался парадокс? Учет-то шел теперь не в натуральных единицах, как прежде, а в рублях - задание заводу по общему объему производства иначе как по стоимости не выразишь. В этом случае отчет достоверен при двух условиях: оптовые цены неизменны, номенклатура продукции тоже. Но так не бывает - иначе бы наблюдался застой в экономике. А как раз во второй половине 20-х годов началось быстрое обновление продукции. Новый способ оценки становился все менее достоверным. Однако ничего не менялось. А оптовые цены галопируют, ежегодный рост их измеряется уже двузначной цифрой. Идет первая пятилетка. Стремительно обновляется ассортимент продукции, возникают новые отрасли индустрии - идеальная почва для роста цен. Ситуации возникали одна парадоксальнее другой. Так, производительность труда на одном из крупных машиностроительных заводов в Одессе поднялась за год, по отчетным данным, на 90%. А если исключить рост оптовых цен - на 10%. Все это создавало неразбериху. Центральное управление дорожного транспорта о работе отрасли в 1930 г. сообщало: «Сколько фактически перевезено - точно неизвестно... Надо признать со всей откровенностью, что мы не знаем, каким хозяйством мы руководим».

С безобразиями в статистике некому было бороться. В 1919 г. ликвидируется ЦСУ (Центральное статистическое управление) РСФСР, взамен создается отдел в Госплане. Но доверия к статистике не прибавляется, напротив. Уже не только стоимостным, а и натуральным показателям нельзя верить. В колхозах и совхозах количество собранного зерна нередко обозначала... запланированная цифра, в лучшем случае так называемый биологический или видовой урожай, или, как его еще называли, урожай на корню (об этом ниже).

Отчет в натуре стал недостоверным и в промышленности. Развал статистики негативно влиял на экономику. На исходе 1931 г. принимаются спешные меры. Создается Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ СССР). Оно, правда, входит еще в состав Госплана, но с известной автономией. Возглавил ЦУНХУ Н. Осинский. Он объявил войну искажениям информации. Элементарный порядок в цифрах новое руководство стало наводить незамедлительно. 8 января 1932 г. было принято решение об уголовной ответственности за предоставление неверных сведений о выполнении планов. Несколькими днями позже Совет Труда и Обороны издал постановление " О порядке исчисления себестоимости промышленной продукции". Высшие органы государственного управления стали заниматься статистикой.

Качество экономической информации заметно улучшилось — столь грубых искажений, как в 1930-1931 гг., уже не допускали. При Осинском ЦУНХУ снова стало исчислять продукцию строительства в неизменных ценах. Прошла перепись оборудования. Но для коренных перемен в статистике нужны были усилия гораздо более влиятельных органов, чем ЦУНХУ. Да и времени у него было немного. В 1935 г. его сняли с должности. Через два года были арестованы почти все его ближайшие сотрудники. Качество информации упало сразу и надолго. Некоторые экономисты продолжали настаивать, что надо считать продукцию в неизменных ценах, а для этого требуются индексы цен, т. е. цифры их ежегодных изменений (тогда легко будет учесть и истинные размеры производства). Идея превосходная, только индексы считать невозможно - статистика оптовых цен была ликвидирована.

Попытки перейти к исчислению объема продукции и производительности труда в последующие годы успеха не имели. Афоризм Ильфа и Петрова «статистика знает все» не срабатывал. Увы, статистика знала далеко не все.

Сейчас легче, пожалуй, назвать отрасли народного хозяйства, где искажения в отчетности невелики либо их нет вовсе. До недавнего времени образцом в этом смысле был железнодорожный транспорт. Там объемы перевозок легко проверяются весом продукции, произведенной в стране. Да и сделать приписки трудно, а выявить их просто. К тому же в этой отрасли с XIX в. действуют традиции добросовестной статистики. В промышленности достоверны данные о производстве электроэнергии. Учет киловатт-часов автоматизирован. Достаточно объективны сведения о производстве в черной и цветной металлургии, в промышленности строительных материалов. Статистика в сельском хозяйстве менее объективна.

Отчего же в одних отраслях ситуация благополучная, а в других отчетам верить нельзя?

Обобщающим показателем масштабов производства в промышленности, да и не только в ней, служит объем продукции в рублях. Живучесть этого показателя понятна. Чтобы определить, сколько мы все вместе сделали за год или за месяц, надо всю продукцию привести, так сказать, к общему знаменателю. Сложить булки с тракторами удобнее всего через рубли. Других измерителей, кроме денег, не придумано. Когда план выполнить трудно либо вовсе невозможно, набрать недостающий объем в рублях можно двумя способами: впрямую приписывая натуру (штуки, тонны, метры и пр.) или повышая цену каждой единицы продукции. Первый путь опасен, уголовно наказуем. Гораздо проще и безопаснее второй. В машиностроении ассортимент продукции быстро меняется. На новинку устанавливают разовые и временные оптовые цены. Вот где раздолье для любителей легкой жизни! Не составляет труда накрутить любую цену. И цена растет быстрее, чем улучшаются потребительские свойства продукции. Приписка и игра цен - наиболее очевидные способы искажения информации. Механизм приписок вскрыть непросто. Один из способов составления " липы" - с помощью повторного счета - раскрывается в книге экономиста Дмитрия Валового " Экономика в человеческом измерении" (М., 1988). " Воздушный вал" - это " липа", раздуваемая повторным счетом. Например, сделали ткань – ее стоимость посчитали, сшили пальто - посчитали стоимость ткани второй раз, пристегнули меховой воротник - стоимость ткани взята на учет по третьему заходу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.