Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны






Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.

Главная задача машиностроения — обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Предметом экономики машиностроения является изучение законов развития данной отрасли, исходя из законов рыночной экономики. Вместе с тем экономика машиностроения как конкретная экономика включает общественно-практические задачи. К важнейшим из них относится разработка теоретических основ и практических методов организации, планирования и управления машиностроительной промышленностью, обеспечивающих оптимальные темпы роста продукции, научно-технического прогресса и повышение эффективности производства.

Экономика машиностроения как наука изучается и развивается путем проведения научных исследований в научно-исследовательских учреждениях и вузах. Эти исследования ведутся в различных направлениях, их цель— изучение законов развития машиностроения и разработка конкретных рекомендаций для использования в хозяйственной практике.

Основные направления научно-исследовательской работы в области экономики машиностроения включают следующие вопросы.

1. Экономические особенности продукции отрасли, в частности, закономерности появления, совершенствования и старения одних видов продукции и создания новых более производительных и эффективных, темпы обновления (смены видов) продукции. Практическая реализация этих исследований направлена на создание экономических и организационных предпосылок совершенствования хозяйственного механизма для сокращения цикла «исследование — производство» новых видов изделий, ускорения смены устаревших видов продукции более совершенными и обновления действующего парка оборудования во всем народном хозяйстве.

2. Закономерности развития объемов, темпов и пропорций отрасли, что находит свое практическое преломление в совершенствовании методов построения отраслевых планов и системы управления отраслью.

3. Закономерности развития производительных сил отрасли (техника, кадры) в их взаимосвязи с экономикой отрасли и особенно с эффективностью научно-технического прогресса и повышением производительности труда.

4. Особенности разделения и обобществления труда в машиностроительной промышленности и основанные на них формы организации отраслевого производства (специализация, кооперирование, концентрация, территориальное размещение).

5. Производственные фонды отрасли, закономерности их развития, использования и воспроизводства.

6. Методы определения и пути повышения эффективности производства в машиностроении

Экономика машиностроения как учебная дисциплина должна дать студентам основы теоретических знаний и практические методы, необходимые для экономической работы или для понимания экономического содержания работы в других областях деятельности (конструирование машин, разработка технологических процессов и т.д.). Экономика машиностроения как учебная дисциплина связана с рядом других дисциплин, а именно: экономика предприятия, микро-и макроэкономика, менеджмент предприятия, инновационный менеджмент, инвестиционное проектирование, теория организации, организация машиностроительного производства, управление персоналом, финансы предприятий.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.