Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Рыночные механизмы: спрос и предложение.






В рыночном механизме существует три простых элемента, без которых рынок не существует: спрос, предложение, цена. Колебания этих факторов вызывается конкуренцией. Путем этих колебаний реализуется закон спроса, закон предложения и через них закон стоимости.

Спрос –это количество товаров и услуг, которое хотят и могут приобрести покупатели при данной цене в данный период времени (т.е., это потребность, которая подкрепляется возможностью оплатить благо, на которое предъявлен спрос).

 

Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены - чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Действие закона спроса объясняется действием эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект замещения: снижение цены некоторого товара при постоянстве цен прочих товаров представляет собой снижение относительной цены этого товара. Хотя номинальные (денежные) цены других товаров остаются неизменными, эти товары становятся дороже относительно данного товара. Потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары товаром, относительно подешевевшим. Т.е. снижение цены приводит к увеличению объема спроса.

Пример: кто-то питается мясом и рыбой. После падения цены на мясо он решает, что жертвуя определённым количеством рыбы, он может купить себе относительно больше мяса. В результате потребление рыбы сокращается, а потребление мяса увеличивается сверхпропорционально снижению цены.

Эффект дохода: снижение цены какого-либо товара можно рассматривать как повышение реального дохода потребителя. Изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен товаров называется

Исключение из закона спроса - парадокс Гиффена: существуют такие товары, рост цен на которые вызывает рост спроса на них. Т.е. при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.

Сам Гиффен обнаружил парадокс Гиффена на примере голода в Ирландии 1845—1849. Картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя, из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось. Исследование цен показало, что рис и макароны в Китае являются товарами Гиффена. Существует неподтверждённое предположение, что в США в условиях повышения цен на бензин тот действует как товар Гиффена — потребление бензина повышается, но снижаются затраты на различные меры экономии топлива (покупка дизельной машины, частый автосервис и т. д.). Это напрямую связано с высокой степенью автомобилизации в США.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса. Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соль, чай, табак и другие.

Закон спроса не действует в следующих случаях:

1. Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)

2. Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к " товарам-льготникам")

3. Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)

4. Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег (золото, антиквариат, предметы искусства, дома и т.п.).

На графике спрос представляет собой кривую, показывающую зависимость количества покупаемого Т или У от его цены, т.е. какое количество Т и У готовы приобрести покупатели при каждой возможной цене на данный товар или услугу.

 

Р, руб.

 

D

 

Q, шт.

D — спрос;

Р — цена товара;

Q — количество товара

 

Кроме цены, на изменение спроса влияют и неценовые факторы:

1. Изменение в доходах населения.

2. Изменение вкусов и предпочтений под воздействием изменений моды и сезонности.

3. Изменение в количестве, структуре населения.

4. Цены на взаимосвязанные товары: товары-заменители (субституты) и дополняющие товары (комплименты).

5. Инфляционные ожидания потребителей.

6. Экономическая политика правительства.

 

Если спрос изменяется под действием неценовых факторов, то это будет уже другой спрос, и на графике произойдет сдвиг кривой спроса.

 
 


P

 
 

 


 

P1

D”

D’

 

D

 
 


Q’ Q Q” Q

Предложение - это количество товаров и услуг, которые продавец или группа продавцов готовы предложить на рынке по определенной цене за определенный период.

Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены - чем выше цена, тем выше предложение и наоборот.

 

На графике предложение представляет собой кривую, показывающую зависимость количества предлагаемых Т или У от его цены, т.е. какое количество Т и У готовы предложить на рынок производители при каждой возможной цене на данный товар или услугу.

Р, руб.

 

 

S

 

 

Q, шт.

 

S — предложение;

Р — цена товара;

Q — количество товара

 

Предложение может изменяться под действием неценовых факторов:

1. Изменение издержек производства.

2. Изменение цен на ресурсы.

3. Выход на рынок новых фирм, уход фирм из отрасли.

4. Изменение налогов с предприятий.

5. Изменение в технологии производства.

6. Природные катастрофы, войны, политические действия.

 

В случае действия неценовых факторов имеет место сдвиг кривой предложения. В этом случае говорят об изменении предложения.

 
 


Р, руб. S2

S0 S1

 
 


Р1

 
 


Q2Q0Q1Q

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.