Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и его функция






Рыночные отношения всегда представлены парными отношениями продавца и покупателя. Эти отношения выступают в виде связи между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.

Спрос – это платежеспособная потребность. Его можно определить, как то количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение некоторого времени.

В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага, а индивидуальный - это спрос конкретного потребителя; а так же соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского – demand – спрос). Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = P * Q (1.1)

где Р – цена, а Q – количество товаров и услуг.

Функция спроса [demand function] — функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: Функция спроса выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.

Такие зависимости применяются в аналитических моделях спроса и потребления и строятся с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других факторов. Например, для анализа и прогнозирования спроса на предметы длительного пользования нужны данные о наличии и возрасте таких предметов, уже имеющихся у населения, о составе семей; спрос на мебель во многом определяется интенсивностью жилищного строительства и т. д.

Наибольшее распространение получили однофакторные функции, отражающие зависимость спроса от уровней семейных доходов. Соответствующие этим функциям кривые названы кривыми Э. Энгеля (по имени впервые изучившего их немецкого ученого). В обобщенной форме эти кривые можно выразить формулой:

xi = fi(S), (1.2)

где S — средний доход; xi — объем потребления блага (либо объем спроса, если он удовлетворяется). Формы же кривых (т. е. характер функций fi) могут быть различны. Например, если спрос в определенной группе семей на данный товар возрастает примерно в той же пропорции, что и доход, то функция будет линейной: отложив на оси абсциссе графика уровень дохода, а на оси ординат — величину спроса, получим точки, расположенные примерно по прямой линии. Например, зависимость между доходами и расходом на фрукты и ягоды, трикотажные изделия, готовую одежду и рыбные продукты в семьях рабочих и служащих была до реформы цен приблизительно линейной.

Второй вид зависимости: когда по мере роста дохода спрос на данную группу товаров возрастает все более высокими темпами. Здесь мы уже имеем выпуклую кривую.

Если же рост значений спроса (потребления), начиная с определенного момента по мере насыщения спроса, отстает от роста дохода, то графически связь между этими показателями выражается вогнутой кривой.

Таковы наиболее обобщенные формы зависимости между доходами и спросом. В аналитических моделях используются для разных статей расходов различные функции (напр., степенная, параболическая и др.). Большую роль играет коэффициент эластичности, показывающий относительное изменение потребления при изменении дохода на единицу. Коэффициенты эластичности различны для разных благ в зависимости от степени удовлетворения соответствующей потребности и ее настоятельности.

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. Неэластичен, как правило, спрос на предметы первой необходимости, спрос на другие товары обычно эластичнее. Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса. Эластичность спроса бывает по цене, по доходу и перекрестная эластичность спроса.

Эластичность спроса по доходу – это мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя. Она измеряется, как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей.

Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность показывает на сколько измениться в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Так же в ряде классификации спроса выделяют совокупный спрос. Совокупный спрос представляет собой спрос на общий объем товаров или услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

Составляющими совокупного спроса являются:

- спрос на потребительские товары и услуги (спрос предъявляет домашнее хозяйство);

- спрос на инвестиционные товары (спрос предъявляет бизнес на товары и услуги, используемые в процессе производства или реализации);

- спрос на товары и услуги со стороны государства;

- спрос на экспорт со стороны иностранцев.

Таким образом, совокупный спрос – это сумма всех расходов на конечные товары и услуги произведенные в экономике в течении определенного периода.

АД=С+I+G+xn, (1.3)

где АД – совокупный спрос.

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые факторы, что на графике отражается движением вдоль кривой АД. Изменение цен приводит к изменению величины АД. Сдвиг кривой АД вправо вверх или влево вниз происходит под влиянием некоторых эффектов [6, c.54]:

1) «Эффект процентной ставки» - процентная ставка – это плата за пользование кредитом. Повышение процентной ставки делает кредиты дорогими, недоступными для субъектов экономики, а чем меньше берут кредитов, тем меньше спрос предъявляют на товары и услуги, следовательно, совокупный спрос уменьшается и кривая АД сдвигается влево вниз и наоборот понижение процентной ставки приводит к увеличению совокупного спроса.

2) «Эффект кассовых остатков или эффект богатства» - рост цен снижает реальную покупательную способность, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов.

3) «Эффект импортных товаров» - рост цены внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывается часть спроса с внутренних товаров на импортные, что снижает совокупный спрос в экономике.

Функции спроса строятся также для анализа соотношения спроса и цен. Для большинства благ действует зависимость: чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот (ср., однако, Веблена эффект, Гиффина товары).

Приведенные примеры относятся к функциям индивидуального рыночного спроса на отдельные группы товаров и услуг. От них следует отличать макроэкономическую функцию совокупного (агрегатного) спроса, показывающую планируемый уровень расходов населения (домашних хозяйств) и фирм на товары и услуги при каждом уровне совокупных доходов, а также предельную склонность к потреблению, показывающую долю прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление.

Из этой части главы можно сделать вывод, что спрос – это фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары. Различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.