Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема развития интереса к изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе






В истории дошкольной педагогики проблеме творческого развития детей во всех видах деятельности всегда придавалось большое значение. Детское творчество является отражением действительности реального мира и воплощением замысла.

Дошкольный возраст - это период активной деятельности и творческой фантазии. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, завлечь их, зажечь сердца, зародить в них творческое начало.

Изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческой личности.

Проблема развития интереса у детей к разным видам деятельности является на сегодняшний день не до конца изученной. Без интереса не возможна активная деятельность детей, - утверждают педагоги и психологи. Только в активной деятельности ребенок может гармонично развиваться.

А.С. Запорожец говорил: " Ребенок приобщается к материальной и духовной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, и от взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности" [17]..

Проблема развития интереса детей к различным видам деятельности всегда интересовала дошкольную педагогику. В психолого-педагогических исследованиях зарубежных и отечественных ученых, педагогов придается огромное значение развитию творческого интереса детей дошкольного возраста к разным видам деятельности, так как ни одна деятельность не может обойтись без интереса. Они подчеркивают: " Нет у родителей, педагогов периода более ответственного перед молодым поколением, чем время ранней весны их жизни, - детства" [17]..

Проблемой интереса занимались Т. Рибо, С.Л. Рубенштейн, Л.А. Гордон, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.

В активной деятельности, прежде всего интересной для ребенка, наиболее активно проходит его развитие. Изобразительная деятельность среди других видов деятельности занимает значительное место в таком развитии.

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства. когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Но, чтобы результаты оказались положительными, подчеркивают ученые, прежде всего, необходимо заинтересовать ребенка деятельностью. И тогда можно увидеть, насколько богат душевный мир малыша. Об этом говорили такие ученые, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева.

Исследователь детского изобразительного творчества Т.С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами" [18].

Все ученые, занимающиеся проблемой изобразительного искусства, изобразительной деятельности в жизни ребенка, подчеркивают важность и значение интереса у ребенка к деятельности. Большое значение интересу, как мотивации к изобразительной деятельности придает Г.Г. Григорьева, она же выделила ступени развития интереса к изобразительной деятельности [19].

1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним.

Этот этап, по мнению ученой, прежде всего, должен предусматривать свободу действий малыша с различными материалами, поддерживать его интерес к " экспериментированию" с этими материалами.

2. Интерес ребенка к действиям взрослого с материалами. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалами.

3. Интерес малыша к следу, оставляемому на бумаге, и появлению ассоциативного образа.

Этот этап предусматривает предшествующую работу с детьми: ознакомление с окружающим, наблюдения, рассматривание картинок, предметов.

4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-либо нарисовать, слепить, выложить узор.

5. Проявление в содержании детской изобразительной деятельности интереса к предметному миру.

На интерес к художественной деятельности оказывает игра. Е.А. Флерина была первой из тех, кто разработал первые игровые упражнения для детей раннего возраста по обучению их рисованию [20]. Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева разработали такие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами дошкольной педагогики и психологии, выявили, что в процессе занятий лепкой, рисованием, аппликацией развивается мелкая моторика рук, что очень важно как для общего развития ребенка, так и для подготовки руки к письму.

Так же на практике доказано, что, занимаясь интересным делом, ребенок стремиться выполнить его лучше. В спокойной обстановке, когда ребенок лепит, рисует, выполняет аппликацию, он раскрепощается, сосредотачивает свое внимание на конкретных действиях с различными материалами. В процессе такой деятельности происходит психологическая разгрузка.

Многие педагоги и психологи подчеркивают мысль о том, что изобразительная деятельность является одним из средств арттерапии, так как яркие образы радуют глаз ребенка, успокаивают; интерес, достижение каких-либо успехов, результат повышают эмоциональное настроение ребенка, вызывают ряд положительных эмоций, что способствует улучшению кровообращения, эмоциональной разгрузке, снижению усталости, отдыху.

Большое значение изобразительная деятельность имеет для развития познавательных процессов: восприятие, память, мышление, воображение (Н.П. Сакулина, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.).

" Концепция дошкольного образования" ставит перед педагогами задачу - воспитание гармонично развитой, творческой личности, способной к преобразующей деятельности. А для реализации этой задачи, прежде всего, необходимо сформировать у ребенка предпосылки к творчеству. Необходимо руководствоваться такими методами и приемами, которые помогут возбудить у детей интерес к деятельности, вызвать положительное эмоциональное отношение к такой деятельности.

Интерес, как мотивацию к изобразительной деятельности, рассматривали такие педагоги, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева.

Они говорили о том, что в изобразительной деятельности при наличии интереса, у детей появляется желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве. А все это ребенок сможет увидеть и дальше совершенствовать в том случае, когда ему интересно. У него должен появиться интерес - мотив к дальнейшей деятельности.

Ученые педагоги и психологи указывали, что без интереса нет творческой и эмоциональной, приносящей ребенку радость, деятельности.

Из всего выше сказанного следует, что изобразительная деятельность оказывает большое влияние на все стороны развития личности ребенка, особенно, если эта деятельность построена, прежде всего, на интересе.

Вывод по 1 главе:

Старшие дошкольники способны передать в своих рисунках эстетические и характерные признаки предмета, явления действительности, человека, животных, используя для этого жест, мимику, позу, цвет и другие средства выразительности. Обогащая опыт ребенка знанием разных способов изображения образов животных, человека и умением применять их в рисовании, можно создать основы для раскрытия индивидуальности ребенка, развития его творчества.

А использование нетрадиционных техник изображения способствует как развитию познавательной деятельности и творческой активности, так и коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника в целом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.