Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система контроля запасов ABC и XYZ






Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получила «Система-АВС». Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности товарных запасов торгового предприятия на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для осуществления товарооборота и т.п. [5.c.168]

Метод АВС представляет собой анализ, с помощью которого определяют степень распределения конкретных характеристик между отдельными элементами какого-либо множества. С точки зрения снабжения анализируется количественная и стоимостная структура приобретаемого сырья и материалов. [31.c.349]

При этом среднестатистическое распределение имеет вид, пред­ставленный в таблице 2.

Таблица 2

Примерные среднестатистические процентные соотношения

групп А, В и С

Группа Доля в количестве объектов управления, % Доля в результате, %
А    
В    
С      

 

1. 20% ассортимента, входящего в группу А приносят 50% оборота и 80% прибыли

2. 30% ассортимента, входящего в группу В, приносят 40% оборота и 30% прибыли

3. 50% ассортимента группа С, приносят 10% оборота и формируют убыток, сокращающий прибыль.

Первым, ключевым этапом ABC анализа является определение цели анализа. Одно и то же множество объектов управления будет разделено на подмножества А, В и С по разному, в зависимости от цели анализа.

После того как определен признак классификации, каждый из объектов (позицию ассортимента, поставщика и т.п.) оценивают по намеченному признаку. Затем осуществляют группировку объектов управления в порядке убывания выделенного признака. Верхняя, незначительная часть упорядоченного списка будет играть ключевую роль с точки зрения намеченной цели.

Разделить упорядоченный по убыванию признака список на группы А, В и С в пропорции, приведенной в табл.2, удается далеко не всегда. Решить данную задачу можно графически, построив кривую ABC анализа.

Метод ABC-анализа, расчета долей групп товаров в обороте, позволяет понять, какие товары приносят магазину наибольшую прибыль (товары класса А дают 70 процентов прибыли), а какие - меньшую, т.е. ABC-анализ в настоящей интерпретации - это оценка товаров по группам реализации. ABC-анализ показывает, что высокооборачиваемые товары обычно являются товарами целевого спроса, и с ними надо вести правильно продуманную работу.

Метод XYZ-анализа - это оценка товаров по вариации спроса. Его суть состоит в следующем: если товар продается постоянно, то он относится к группе X, и, наоборот, если нерегулярно, то к группе Z. С помощью использования определенных алгоритмов можно построить отчет, который даст матрицу XYZ, в которой будут фигурировать различные товарные позиции в их сочетаниях, показывающих, какие из них имеют максимальную доходность и стабильное постоянство спроса (сочетание АХ). Именно эти товары должны всегда быть в наличии в магазине, так как они приносят максимальную прибыль. Относящиеся к группе CZ товары приносят минимальную прибыль и, кроме того, продаются нерегулярно. Они, очевидно, требуют особого рассмотрения. Возможно, их необходимо будет вывести из ассортимента. Товары, которые относятся к сочетанию СХ, это товары, приносящие маленький доход, но на которые есть спрос. Обычно такими являются товары первой необходимости. Они должны быть всегда в наличии, поскольку, не найдя этих товаров на полке, покупатель просто больше не придет в этот магазин.

Совместное проведение ABC и XYZ-анализа позволяет выделить те товары, планирование закупок которых должно быть поставлено под особый контроль. Положительный эффект проявляется и за счет высвобождения оборотных средств при сокращении или отказа от закупок неходовых товаров.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Yили Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем отно­сительной колеблемости:

,

где х - где значение спроса по оцениваемой позиции;

х - среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период п;

п - величина периода, за который произведена оценка.

Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Построение кривой XYZосуществляется в прямоугольных координатах. По оси ОХоткладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента. [6.c.111-125]

Среди огромного разнообразия методов и моделей управления запасами на практике применяется достаточно ограниченное их количество, в основном те модели, которые позволяют получить относительно простые способы регулирования параметров заказа, поставок и уровней запасов на складе, а также не требуют больших объемов исходной информации и сложных методов контроля. Одним из таких методов является система анализа ABC и XYZ. [22.c.236]

В результате проведенного анализа мы выявим «нерентабельные» группы товаров, а также группы товаров систематического и эпизодического контроля, т.е. мы разработаем направления по совершенствованию управления запасами, позволяющие получить наибольшую прибыль за счет более рационального использования имеющихся ресурсов предприятия.

3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.