Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности подготовки и проведения семинаров различных видов






1. Семинар по изучению новой темы:

- учащиеся получают задание и изучают необходимые источники (учебник, научные труды, мемуары и т.д.);

- учащиеся составляют планы, краткие тезисы и записывают общие выводы;

- учитель читает вступительную лекцию по новой теме;

- на семинаре учащиеся отвечают на вопросы, зачитывают необходимые цитаты из изученной литературы, делают выводы и т.д. В конце семинара учитель обобщает выводы учащихся.

2. Семинар, посвященный изучению первоисточника:

- самостоятельное чтение художественного произведения, статьи, книги и выделение главных частей;

- составление плана по вычитанным часам;

- написание тезисов или конспектов;

- подготовка ответов на конкретные вопросы с использованием изучаемого первоисточника;

- объяснение / толкование изученного (прочитанного, увиденного материала;

- на семинаре ученики отвечают на вопросы, используя текст первоисточника; затем делаются выводы и подводятся итоги.

3. Семинары по обобщению изученного материала:

- проводятся после того, как тема изучена;

- ученикам предлагаются вопросы обобщающего характера и называются дополнительные источники;

- учащиеся пишут планы и тезисы на отдельные разделы изученной темы;

- на семинаре проводится работа по устранению пробелов, по подведению итогов изученной темы.

В процессе подготовки к семинару учащиеся овладевают новыми знаниями и умениями: работа с библиотечным каталогом, книгой; аналитическая работа с текстом (художественным и научным); выделение главного, конспектирование и составление тезисов; формирование собственного взгляда на проблему; аргументация в доказательстве своей точки зрения; постижение разных точек зрения; приближение к авторской позиции; конструктивное участие в диалоге (полилоге).

Организация работы на семинаре: учащиеся работают в режиме малых групп (2-4 человек); каждая группа готовит ответ на вопрос; ответы, подготовленные группами, являются предметом дискуссии.

*Обернихина Г.А., Емельянова Т.В. Современный урок литературы. Методические рекомендации. - М., 2000.

Литература

Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст. классах / Сост. Р.И. Альбеткова. - М: Просвещение, 1991. – 175 с.

Горячев Б.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. – М., 1994.

Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора. – М., 1984.

 

МАСТЕРСКАЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Этапы мастерской по литературе

1. Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Это методический приём, обеспечивающий мотивацию познавательной деятельности. Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания. Сущность данного приёма заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:

  • актуализация личного жизненного опыта каждого ученика;
  • доступность, " нетрудность" задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность;
  • " открытость" задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения;
  • неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны;
  • внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.

2. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

3. Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа...

4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

5. Новая информация и её обработка.

6. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы... Групповая или индивидуальная работа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.