Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Методические указания по работе над рефератом магистрантам по дисциплине «Философия технических наук»






Методические указания по работе над рефератом магистрантам по дисциплине «Философия технических наук», аспирантам и соискателям по дисциплине «История науки и философии»

 

2.1. Общие сведения

Введение в образовательный процесс написание реферата при подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену по истории и философии науки является как составной части работы над диссертацией. В реферате автору есть возможность показать свое знание самостоятельного изучения историко-научного материала по соответствующей отрасли науки и философского осмысления конкретного аспекта реферативной темы. К тому же аспирант (соискатель) приобретает умение и навыки сочетания методологии конкретной предметной области науки с фундаментальными принципами философии, которые будут изложены в результате научных исследований при работе над диссертацией.

Специфической чертой гуманитарного познания является то, что в отличии от математики или физики в философии науки всегда существует множество различных точек зрения, научный спор между которыми и обеспечивает ее развитие. Для соискателей ученой степени имеется возможность более глубоко с ними познакомиться и составить об этом собственное мнение.

Работа аспиранта над рефератом способствует углублению знаний по избранной проблеме и выработке собственных методов и форм творческого аналитического исследования, повышает уровень логико – методологической культуры мышления, а также активно формирует самостоятельный подход в проведении последующих научных исследований.

Подготовка реферата требует самостоятельного изучения истории специальной области научного знания и определения связанных с ней философско-методологических проблем. В задачу реферата входит то, что он дает возможность аспирантам увидеть и осмыслить объект своего научного интереса в широком историческом, культурном и мировоззренческом разделе.

Подготовка реферата позволяет магистрантам и аспирантам конкретных технических и гуманитарных специальностей познакомиться с историей изучаемой науки, общими проблемами философии науки, а также с философскими проблемами конкретно – научного знания. Такой подход в работе над рефератом будет плодотворным, поскольку позволяет магистрантам и аспирантам разных специальностей познакомиться не только с общими проблемами философии науки, но и углубленно изучить историю и методологические проблемы своей науки, что, безусловно, становится исходной базой в разработке магистрантами и аспирантами тем научного исследования.

К имеющемуся уже объему философских знаний на ступени магистратуры происходит подъем к более углубленной философской подготовки рассмотрения философского образа современной науки и методологии, ее исторических и мировоззренческих итогов развития.

Философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир дал решение конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Вторую часть философии науки образует методология науки, которая рассматривает методы получения рассматривает методы получения нового научного знания и критерии его обоснования.

Философия техники как одно из направлений философии исследует наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования технических наук, а также отношения человека и техники, техники и природы, глобальные и другие проблемы современной техники и технологии.

Реферативная работа имеет своей целью:

- развития навыков ведения самостоятельной работы и овладение основами методики научного исследования;

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных технических, гуманитарных задач;

- выявление подготовленности магистрантов к дальнейшей научно – исследовательской работе в условиях современного этапа НТР.

2.2. Реферат и эссе как самостоятельная работа магистрантов

Самостоятельная работа магистрантов проводится с целью закрепления у них навыков работы с учебной и специальной научной литературой, выработки умения и способности вести учебно – исследовательскую работу, а также для систематического изучения тех новых проблем, которые публикуются в научной литературе, знание теоретических вопросов дисциплины, умение ориентироваться и применять эти знания в реальной жизни и профессиональной деятельности. Знать основную литературу. Магистрант должен оперировать научными терминами, знать определения и понятия, иметь представление о различных подходах и школах в философии с учетом их исторического развития, уметь формулировать выводы, проявить навыки логического мышления.

2.3. Выбор темы

Тему реферата аспирант формулирует совместно с научным руководителем диссертации. Основное условие – реферат должен отражать историю становления науки и философско – методологические аспекты той области знаний, в которой специализируется аспирант (соискатель). После выбора темы составляется «Акт согласования» между выпускающей кафедрой и кафедрой философии. Тема одобрена – можно работать над рефератом.

2.4. Структура реферата

Реферат должен иметь следующую структуру:

- титульный лист

- план;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложение.

Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам, он должен содержать название учебного заведения; название кафедры; тему работы; фамилию и инициалы аспиранта; фамилию и инициалы научного руководителя по диссертации, фамилию и инициалы научного консультанта по реферату год написания работы.

План реферата содержит перечень всех глав (разделов) и параграфов, или только параграфов или разделов. План следует согласовать с научным консультантом и научным руководителем диссертации.

Введение. Реферат начинается с введения, где автор дает краткое обоснование важности данной темы в философии науки, ее актуальность. Делается краткий анализ степени разработанности темы в существующей литературе, раскрываются цель и задачи реферата. Следует дать характеристику вопросов философско-методологического плана, которые рассматриваются в литературе и их значение для решения частонаучных технических проблем, сформулировать цель и задачи реферата.

Объем введения не должен превышать 2 стр., где текст должен быть кратким, тезисным, в постановочной форме. Введение – важная часть реферата, т.к. это своего рода презентация всей работы.

Основная часть состоит из соответствующих разделов (глав или параграфов). Их формулировка должна быть краткой, четкой и последовательно раскрывать содержание реферата. В реферате предлагается 3 части:

1. Изложение истории постановки научной проблемы и эволюции подходов к ее решению;

2. Описание методологии научного исследования с выделением общенаучного, частнонаучного и дисциплинарного уровней;

3. Характеристика понятийного аппарата научного исследования.

Заключение содержит аргументированные краткие выводы, показывающие значение темы для философской, научной и технической мысли.

В заключении тезисно формулируются ключевые моменты реферата по вопросам, обозначенным в плане. В нем обязательно следует отразить оценку общего состояния объекта исследования с точки зрения тех вопросов, которые были в центре внимания автора реферата. Указываются и возможные направления для дальнейшего углубления и конкретизации проблемы. В реферате могут быть дискуссионные вопросы по теме, при этом автор реферата может обозначить свою собственную позицию, что учитывается при окончательной оценке на экзамене по дисциплине.

Список литературы включает источники, используемые в реферате.

Приложение может содержать иллюстративный и справочный материал.

 

2.5. Сбор материала и составление библиографии по теме

Реферат выполняется на основе глубокого и всестороннегоизучения основной литературы по теме. Необходимо, прежде всего, получить представление о проблеме в целом. Для этого следует обязательно познакомиться с общей литературой, учебниками и журнальными статьями по данной проблеме. Литература подбирается при помощи предметного и алфавитного каталогов, каталога книг, указателя журнальных статей, библиографического справочника, реферативного журнала по философским наукам.

При работе над рефератом следует использовать по теме учебники и учебные пособия по философии, монографии, статьи, публикуемые в журналах «Вопросы философии», «Социально – гуманитарные знания», «Общественные науки и современность». Наряду с указанными источниками могут быть использованы труды, материалы конференции кафедры философии КГЭУ.

Успешный сбор материала для реферата во многом зависит от того, насколько четко студент будет представлять себе направление работы и то, какой материал ему необходим. Здесь большую роль будут играть консультации с преподавателями кафедры философии.

Записи прочитанного делаются в виде выписок (конспекта), где цитаты приводятся дословно и берутся в кавычки.

Если берется из источника лишь основная идея, то заимствование описывается в простом пересказывании. После каждой цитаты, или заимствования должна быть указана ссылка на источник, где указывается автор, название, место и год издания, издательство, номер страницы.

Ссылки на источники помещаются либо в списке литературы в конце реферата, а в тексте ставятся лишь цифры (3, 75), что означает номер источника по алфавиту в списке литературы и номер страницы.

Для подбора литературы по теме необходимо использовать справочно-поисковый аппарат библиотеки, где главной его частью являются каталоги и карточки.

Каталог – это перечень книг, в виде карточек имеющихся в библиотеке. На каждой карточке записаны следующие сведения о книге: автор, название, издательство, год издания и число строк. В левом верхнем углу размещается шифр книг. Он обозначает место книги на полке.

Алфавитный каталог – это название всех книг расположенных в алфавитном порядке по фамилиям автора, или по заглавиям, если автор не указан.

Систематический каталог – где литература указывается по отраслям знаний, названия книг сгруппированы по рубрикам (отрасль знаний – «философия», рубрика – «бытие и материя»).

Картотека – это подбор статей опубликованных в сборниках и периодических изданиях («Вопросы философии», «Философские науки, «Вестник КГЭУ»). Расположение карточек систематическое.

 

2.6. Алгоритм раскрытия вопросов реферата

Алгоритм работы по написанию разделов реферата по истории науки и специальной отрасли знания:

1. Зарождение науки – исследуется история возникновения науки и отрасли знания, первые формулировки, понятия и категории; изложение истоков науки, персоналии ученых, инженеров принимавших участие в рождении частнонаучного знания.

2. Становление науки с изложением в хронологической последовательности этапы зарождения науки, рост информации. Новое научное направление получает свое название, хронология научных событий, открытий, законов, теоретических моделей в определенной области, отрасли знания в их динамике.

3. Институализация науки, частнонаучного знания – оформление в особую область науки, создание школ, кафедр, сообщества ученых в области технических и социально-гуманитарных наук, отрасли научного знания; научные революции в развитии данной области знания.

4. Дисциплинаризация отрасли знания – формирование блока научной литературы и учебников; актуальные проблемы и перспективы развития данной области знания.

 

2.7. Работа над рукописью реферата

Оформление реферата рекомендуется в соответствии с ГОСТом – это одно из обязательных условий получения положительной оценки.

Работа выполняется на бумаге формата А4. Текст реферата излагается на одной стороне листа, с размером полей: левое – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Объем 25 стр.

Реферат проверяется на предмет самостоятельности работы.

Методика подготовки реферата соискателями ученой степени такая же, как для лиц, обучающихся очно. Все методические рекомендации, изложенные в пособии, в полной мере относятся к аспиранту – заочнику.

Реферативная работа должна носить исследовательский характер, быть выполнена в соответствии с методическими указаниями кафедры и проявлена самостоятельно автора.

 

2.8. Завершение работы и отзыв научного руководителя

Отзыв является важной составной частью при общей оценке реферата. В нем дается оценка умения автора выбрать тему, составить план работы, самостоятельно решить проблему, отмечается полнота использованной литературы и источников, дается оценка стилю и языку изложения, проверяется грамотность в употреблении специальных и философских понятий, категорий, умение делать выводы по теме.

Рецензия должна объективно отражать положительные стороны работы и ее недостатки, быть принципиальной и то же время доброжелательной, отличаться деловым и спокойным тоном. Стиль рецензии должен соответствовать нормам, критериям научных отзывов, т.е. по отношению к автору реферата построение текста должно идти в третьем лице прошедшего времени (студент «х» постановил……, раскрыл……, допустил……. и т.п.), к самому реферату – в настоящем времени (реферат содержит……, раскрывает……. и т.п.).

Построение рецензии может быть свободным, но в ней следует рассмотреть и оценить:

· полноту охвата источников, умение использовать материал других исследований;

· язык, стиль, логическая последовательность;

· оригинальность в осмыслении материала, самостоятельность.

Заканчивается отзыв мнением рецензента относительно оценки реферата по системе «зачтено–не зачтено», а общая оценка проявляется из самого содержания и стилистической выразительности текста рецензии, которая учитывается на экзамене по дисциплине.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.