Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое государство и гражданское общество






 

1. Правовое государство: понятие и признаки

2.Понятие и сущность гражданского общества

3. Формирование правового государства и гражданского общества

в Республике Беларусь

1.Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Учёные древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.

«Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя». Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.

Впервые отношение к государству как к «делу народа», как правовому общению и «общему правопорядку» сформулировал Цицерон. Однако нельзя утверждать, что принципы правового государства были реализованы в ДревнемРиме. Хотя в период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Другое дело, что только небольшая часть жителей Древнего Рима, была его гражданами. И всё же некоторые исследователи полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение – упадком данных институтов. Но нельзя утверждать, что в Древнем Риме установилось правовое государство, если правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона.

Древнеримское государство пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить. А римское гражданское право стало классическим.

Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Становление и развитие гражданского общества -- особый период истории человечества, который занял несколько веков. Процесс этот продолжается и сегодня. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом.

В эпоху Нового времени теории права стремились оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII – XVIII века).

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статутах Великого княжества Литовского. Особенно в последнем(1588 год). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 – 1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статуты разделяли государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную.

Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке в немецкой правовой и философской мысли. Значительными представителями теории правового государства были немецкие юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaatвведён в научный оборот И. Кантом. В XX веке теорию правового государства разрабатывали представители юридического позитивизма Ганс Кельзен, Раймон Каре де Мальберг и другие.

Идеи о справедливом государстве и праве занимали значи­тельное место в трудах известных белорусских гуманистов Ф. Ско­рины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и др.

Решительно отстаивали принципы правового государства и революционеры-демократы А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, К. Калиновский, а также ученые-юристы Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Т.Ф. Шершеневич и др.

В послеоктябрьский период в СССР в условиях революционных преобразований идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из правовой науки и практики, поскольку противоречили принципу руководящей и направляющей роли коммунистической партии.

Правовое государство — многомерное развивающееся явление, которое в ходе общественного прогресса приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. При этом общим началом любого правового государства является его связанность правом.

В юридической науке и практике выделяют сле­дующие основные признаки правового государства.

1. Превращение государства в выразителя и защитника инте­ресов гражданского общества.

2. Признание народа единственным источником государствен­ной власти.

3. Господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата государства над правом.

4. Незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (основ­ные права и свободы личности рассматриваются не как дар госу­дарства, а как естественное состояние человека и результат соци­ального прогресса).

5. Четкое разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей при условии, что все эти ветви власти уравнове­шивают и сдерживают друг друга в рамках закона.

6. Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим (в правовом государстве не должно и не может быть за­конов, не соответствующих воле народа, а тем более противореча­щих ей).

7. Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием всех других нормативных актов закону, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

8. Установление в праве и последовательное обеспечение госу­дарством юридической ответственности за правонарушения (не­отвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности).

В юридической литературе последних лет называют и ряд дру­гих признаков правового государства: четкое разграничение функ­ций общества и государства; создание антимонопольных механиз­мов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; соответствие внутреннего за­конодательства общепризнанным нормам и принципам междуна­родного права и др. Эти признаки в той или иной мере конкретизи­руют или дополняют приведенные выше.

В результате реализации правовых принципов государство должно превратиться в реального выразителя и защитника интересов гражданского общества.

«Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, - сказано в статье 3 Конституции Республики Беларусь, - является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

Народ – единственный источник государственной власти. Верховной властью изначально только он и обладает. Государство реализует мандат народа через формирование представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции. Создается парламент, обладающий правом издания законов – имеющих высшую юридическую силу нормативно-правовых актов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах, и прежде всего, в конституции, государство устанавливает общеобязательные правила поведения, выражает общую волю населения страны. Законы определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. При расхождении этих актов с законом действует последний. И не только этим обусловливается верховенство закона. Сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми другими нормативными актами, определяют его особое место в любой системе права.

В нормативном регулировании определенное место занимают подзаконные акты, в том числе ведомственные. При всей их значимости они выражают волю издавших их государственных органов и призваны при необходимости конкретизировать положения законов, но ни в коем случае не изменять, отменять или дополнять их.

Уважение закона и, прежде всего, конституции, является неотъемлемой чертой правового государства, атрибутом поведения всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Государства, считающие себя правовыми, закрепляют данное положение прямо или косвенно в конституциях и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции Республики Беларусь эти положения зафиксированы в статьях 2, 21, 22.

При правовом закреплении и регламентировании прав и свобод граждан в правовых государствах признается примат международного права. Конституции и текущее законодательство учитывают и реализуют правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе, прежде всего, следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенции МОТ (Международной организации труда).

Правовое государство предполагает не только признание и закрепление в законах основных прав человека, но и правовую безопасность личности, ее жизни, здоровья, свободы, защищенность ее прав как от иных лиц и организаций, так и от самого государства, его должностных лиц, незаконно посягающих на достоинство и права личности. Следовательно, должна быть предусмотрена система юридических гарантий прав личности.

Основным атрибутом организации и деятельности правового государства является принцип разделения властей. Осуществление этого принципа ставит заслон концентрации всей власти в одних руках, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур. Однако разделение властей нельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства – Конституция – должен исключать такую возможность. Каждая из ветвей единой государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией. Все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый политический механизм сдерживания и противовесов.

Нельзя игнорировать диалектику дисциплины и права, не путать свободу со вседозволенностью. Отношения личности и власти, гражданина и государства являются коренным вопросом демократии. В демократическом государстве должна быть обеспечена реальная защита гражданина от произвола властей. Не должно быть законов, попирающих основные права человека. Демократическое правовое государство немыслимо без формирования системы мер юридической ответственности по отношению к должностным лицам всех рангов, поступающим вопреки закону.

Реальное наполнение содержанием концепции правового государства определяется качеством действующего законодательства. Заслуживает внимание мнение известного юриста В. Яковлева, который писал, «нам нужны не только законы, не только власть, которая бы подчи­нялась законам, не только права граждан и свободы, провозгла­шенные в законах, — нам нужен такой режим общественной жизни, при котором соблюдение закона было бы совершенно обязатель­ным, необходимым как для рядового гражданина, так и для высше­го должностного лица нашего государства, любого органа власти, управления и т.д. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечи­вающий соблюдение закона любым и каждым».

Уяснение основных признаков правового государства позво­лило белорусским учёным обобщить его научное понимание: Правовое государство — это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населе­ния, и самоподчиняющееся праву («связанное правом»).

2. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Понятие общества как совокупности граждан сложилось на основе представлений о гражданстве и гражданине. Это произошло еще в античности. Однако тогда ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его современном понимании.

Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе принадлежит Г.Гегелю. Исходным моментом в развитии его концепции являлась идея о разграничении общества и государства. Классик немецкой философии считал, что гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. И, что примечательно, главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями.

В различных источниках понятие «гражданское общество» представлено по-разному, но основная идея у них одна. Т.В. Кашанина и А.В. Кашанин дают следующее определение гражданского общества.

Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Признаками (особенностями ) гражданского общества являются:

- высокое сознание людей;

- наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

- широкие связи между членами общества;

- наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

- децентрализация власти;

- передача части власти органам самоуправления;

- развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

- личность гражданского общества – это человек, ориентированный на созидание, духовность;

- законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

Всё это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что существование многих организаций и институтов демократического общества, их законность и авторитет не зависят от правительства. При наличии гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных общественных сил.

Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность, право на свободу выбора форм собственности, определение профессии и вида труда, распоряжение результатами своего труда.

В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения. Гражданское общество – это открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, гласность, доступ к различной информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.

Структура гражданского общества достаточно сложная. В ней существуют многообразные общественные формы и институты (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.), которые позволяют выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Структура и функционирование общественной системы гражданского общества характеризуется плюрализмом, который проявляется во всех сферах:

в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной);

в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя;

в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Становление гражданского общества – это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуется и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего, на правотворческую деятельность государства, внося в них дополнения, изменения или предлагая новое. Правоприменительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Гражданское общество выступает как окружение государственных структур и представляет собой промежуточную среду между властью и гражданами. Оно противостоит злоупотреблениям полномочиями, должностным положением представителей властных структур, защищает права и свободы личности, является необходимым условием становления правового государства.

3. Проблемы гражданского общества в странах, образовавшихся после распада СССР, стали активно обсуждаться в связи с переходом к новой системе хозяйствования – смешанной экономике, в которой наряду с государственной функционируют коллективные (акционерные) и частная формы собственности.

Итогом последних лет, прошедших с момента принятия Конституции Республики Беларусь, явилась фактическая завершенность процессов национального и государственного строительства. Были созданы не только легитимные органы государственной власти, идет становление таких демократических институтов, которые обеспечивают права человека, свободу слова, печати и собраний, участие в выборах высших должностных лиц.

В советский период, до приобретения республикой суверенитета, эти права и свободы декларировались, но были существенно ограничены. Государство пользовалось своей монополией на средства массовой информации, распространяя тщательно отобранные, прошедшие цензуру информационные сообщения и пропагандистские лозунги. Попытки выразить взгляды, отличающиеся от официальных, подавлялись. Была серьезно ограничена и свобода объединений.

Фактически все формы частной инициативы не только не поощрялись, но были просто исключены. Обсуждение политических вопросов и принятие решений происходило за закрытыми дверями ограниченным кругом людей. При этом законодательный орган являлся чисто номинальным институтом.

После провозглашения независимости политическая ситуация в Республике Беларусь существенно изменилась и стала приобретать черты цивилизованного демократического государства. Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером формирующегося гражданского общества выступает государство.

Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.

В нашей стране все факты нарушений прав и свобод граждан являются предметом тщательного рассмотрения правоохранительных органов и судебного разбирательства, благодаря чему создаются условия для предотвращения злоупотреблений властью и формирования у населения активной гражданской культуры.

В реализации прав и свобод граждан большое значение имеет отказ государства от монополии на средства массовой информации, свободное циркулирование информационных потоков в различной форме и из различных источников.

В Беларуси приняты меры, направленные на создание единого информационного пространства. С целью совершенствования государственной системы правовой информации согласно Указу Президента был образован Национальный центр правовой информации, основной задачей которого является оперативное правовое обеспечение органов государственного управления, общественных организаций и средств массовой информации.

Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является использование установленных Конституцией Республики Беларусь с изменениями и дополнениями 1996 г. форм непосредственной демократии, среди которых следует особо отметить: референдум, выборы и Всебелорусские собрания.

В суверенной Беларуси было проведено два референдума: первый был проведен 14 мая 1995 года, второй состоялся 26 ноября 1996 года.

Следует отметить, что именно референдум 1996 года позволил разрешить противостояние законодательной и исполнительной властей мирным, цивилизованным путем, благодаря чему удалось избежать развития дестабилизации политической ситуации в стране. Положительная практика проведения республиканских референдумов свидетельствует об их важной роли в становлении белорусской государственности.

Немаловажное значение имеет обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения. Обращение властей к народу посредством проведения Всебелорусских народных собраний свидетельствует о признании государством элементов гражданского общества как основных субъектов политических процессов.

В Республике Беларусь – одной из немногих стран мира – действует Избирательный кодекс, в котором детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. Он является необходимой правовой базой для полной реализации волеизъявления белорусских граждан. В то же время продолжается работа по совершенствованию Избирательного кодекса Республики Беларусь.

Свою лепту в формирование гражданского общества вносит представительный орган нашей страны – Национальное собрание Республики Беларусь, обе палаты которого сформированы в соответствии с Конституцией. Благодаря высокому профессионализму депутатов и постоянному обновлению депутатского корпуса в республике создана законодательная база для становления правового государства и развития гражданского общества. Сегодня белорусское законодательное собрание является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнениями по наиболее сложным и судьбоносным вопросам преобразований белорусского общества и государства.

Одной из важнейших форм, характеризующих развитие гражданского общества, является наличие системы местного самоуправления, то есть локальной демократии, посредством которой члены сообщества решают задачи по удовлетворению определенных потребностей на местном уровне. Характерной особенностью местной представительной демократии в нашей республике является то, что после распада Советского Союза, в отличие от многих бывших союзных республик, в Беларуси сохранилась и действует в полном объеме система Советов депутатов всех уровней – сельских, поселковых, районных, городских, областных. В Беларуси создана правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления, которая в значительной степени учитывает требования Европейской хартии о местном самоуправлении, а также принятых Межпарламентской Ассамблеей СНГ модельных законов по этому вопросу.

Фундаментом любого общества являются экономические отношения, в первую очередь – отношения собственности. После распада СССР Республика Беларусь пошла по пути построения социальной рыночной экономики, что нашло свое выражение в создании и поддержке на государственном уровне различных форм собственности. Благодаря продуманной социальной политике государства, несмотря на наличие определенных трудностей, которые сопутствуют переходному периоду, в республике удалось достичь экономического подъема, обеспечить справедливое распределение результатов труда, собственности и тем самым способствовать стабильности в обществе. Государственная политика эволюционного социально-экономического развития, недопущение обвальной приватизации и массовой безработицы позволили упредить резкую поляризацию уровня жизни наших граждан.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия, начался бурный рост предпринимательской активности. Однако она не сопровождалась устойчивостью из-за отсутствия у многих предпринимателей навыков для занятия индивидуальной деятельностью и нехватки первоначального капитала. В результате, к сожалению, в республике пока не сложился так называемый «средний класс», который и составляет основу гражданского общества. Тем не менее, действуют общественные союзы и ассоциации предпринимателей, малого бизнеса, которые обеспечивают становление среднего класса в стране и отстаивают его интересы. В настоящее время частный сектор экономики вносит существенный вклад в создание валового внутреннего продукта страны.

В Беларуси идет развитие «третьего сектора», способствующего самореализации и самодеятельности граждан, их коллективному участию в политическом процессе, в опосредовании отношений граждан с государственными структурами. Он в Беларуси представлен добровольными ассоциациями (организациями), объединяющими граждан и выражающими их разнообразные интересы: общественные объединения с республиканским статусом, в том числе профсоюзные, ветеранские, молодежные, женские организации. Они охватывают практически весь социальный, экономический и мировоззренческий спектр белорусского общества и действуют в соответствии со своими уставами.

Особое место в структуре гражданского общества занимают профсоюзы (их в республике 39), которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права. Профсоюзы являются самой массовой общественной организацией в Беларуси. Их официальная численность составляет около 54% всего населения республики в возрасте старше 14 лет, объединенных в 32 отраслевых профсоюза, 6 областных объединений профсоюзов. Сегодня Федерация профсоюзов Беларуси насчитывает свыше 4, 4 миллиона работников.

В республике работает 35 ветеранских, 19 женских организаций. Молодежными проблемами в Республике Беларусь занимаются более 80 общественных молодежных объединений, среди которых 46 - республиканские, 9 - международные, 10 - детские, 5 организаций, работающих с детьми, и 12 фондов, занимающихся детскими проблемами.
Выразителями политических интересов общества выступают политические партии, которые осуществляют взаимодействие между гражданами и государством во имя определения политических целей. На сегодняшний день в республике зарегистрировано 15 политических партий различной политической направленности и идеологии. При этом следует заметить, что политические партии Беларуси в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры, разработанной идеологии и социальной опоры.
Кроме того, издаются и распространяются средства массовой информации, принадлежащие политическим партиям, общественным организациям, гражданам. В Республике Беларусь осуществляют свою деятельность свыше 2, 5 тысяч религиозных общин, относящихся к 26 конфессиям. - добровольные ассоциации (организации), объединяющие граждан и выражающие их разнообразные интересы.

Гражданское общество является одним из основных элементов политической системы. Оно способствует реализации и удовлетворению специфических, частных и отдельных интересов граждан. Структуры гражданского общества служат своеобразным буфером, средством структурирования гражданских инициатив, погашения возможных деструктивных тенденций. Незавершенность становления гражданского общества, как и правового государство в Республике Беларусь объясняется объективными причинами: отсутствием прочного участия граждан в политических процессах и невысокой политической культурой населения. Вот почему развивая гражданское общества государство должно создавать условия для политического участия граждан, развития социальной инициативы, обеспечивать всеми возможными средствами права и свободы гражддан. В данном случае справедливо утверждение профессора С.Г. Дробязко о том, что «гражданское общество является важнейшей предпосылкой формирования социального правового государства. Государство обусловливается гражданским обществом. Без гражданского общества нет правового государства, как и не может быть гражданского общества без правового государства».

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность правового государства?

2. Охарактеризуйте основные признаки правового государства.

3. раскройте сущность понятия «гражданское общество»

4. Каковы базисные элементы гражданского общества?

5. Проанализируйте основные особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.