Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конфликтологии____. Исходя из сформулированной выше методологи­ческой посылки исследования проблем о несводи­мости категории права к понятию «юридического»






Исходя из сформулированной выше методологи­ческой посылки исследования проблем о несводи­мости категории права к понятию «юридического», надо признать корректность более широкого опре­деления правового конфликта. Правовой конфликт — это противоборство субъектов права с противопо­ложными пониманием и действиями по отношению к принципам и нормам права с целью изменения своего статуса и юридического состояния. Юриди­ческий конфликт — основной, но не единственный вид правового конфликта, равно как юридические принципы и нормы, на почве которых он возникает, не исчерпывают всей совокупности формальных и неформальных правовых норм, действующих в кон­кретном обществе. В настоящее время, к примеру, возрождается влияние исламского религиозного права, основанного на Коране, даже на политичес­ком пространстве России. Лидеры Чеченской рес­публики провозгласили своей целью создание ис­ламского государства, где высшим правовым зако­ном будет не Конституция РФ, а шариат — свод религиозно-правовых норм, и базирующегося на них института шариатского суда.

Основной предмет правового конфликта — прин­ципы и нормы права. Ядро конфликта — противо­положное их истолкование и отношение к ним, а также соответствующее поведение субъектов права. Существуют нормы и принципы двоякого характе­ра: юридические, то есть установленные или санк­ционированные государством, и правила общего ха­рактера, сложившиеся в общественной практике, обязательные, но не зафиксированные официально и не санкционированные властью (юридически), яв­ляющиеся элементами обычного права.


245 _______ Лекция 6

Правовой конфликт не обязательно связан с на­рушением установленного государством правопо­рядка. По своему содержанию и формам проявле­ния он не сводим к борьбе за противоправное изме­нение существующей правовой системы, основ государственного устройства. Конфликты подобно­го рода — лишь один из видов правового, одна из сушествующих форм борьбы субъектов правовых и политических отношений. Следовательно, как и про­чие социальные, правовой конфликт не есть какая-то ненормальность, правовая патология, а являет­ся вполне естественным элементом процесса функ­ционирования и модернизации данной общест­венной системы.

В истории отечественной науки проблема право­вого, юридического конфликта (без различения этих терминов) была поставлена философом и теорети­ком права Ильиным И.А. В его понимании, это — конфликт между естественным и положительным правом, между «суррогатом» естественного права и объективно значимой идеей права. Это — «борь­ба за право в объективном смысле — за обновление законов и в субъективном смысле — за поддержа­ние и осуществление справедливых полномочий, обязанностей и запретов».4 Право в объективном смысле суть естественное право; оно выражает при­роду духовной жизни человека; его можно назвать «вечным» правом, потому что оно сохраняет значе-ние для всех времен и народов. Право в субъектив­ном смысле — это положительное право, «целесооб­разная форма поддержания естественного права», 5 организованная попытка «формулировать есте­ственное право.»

Конкретизация определения конфликта назван­ным автором дается через описание конфликтной


Основы конфликтологии 216

ситуации. Последняя характеризуется признанием каждым субъектом двух различных правопорядков сразу: одного, отвергнутого по содержанию, но име­ющего положительное значение, а другого, при­знанного по содержанию, но еще не установленно­го, не утвержденного, еще не сформулированного, однако верного, имеющего достоинство естественно­го права.6 Принципиально важны рассуждения Ильина о характере «борьбы за право». Иногда такая борьба воспринимается как правонарушение, как насильственное ниспровержение старого пра­вопорядка. Однако подобное воззрение поверхност­но и неверно. Элементы правонарушения и насиль-ственности могут отсутствовать в этой борьбе; на­личное правонарушение может быть нарушением не «права вообще», но только положительного пра­ва во имя естественного права. Оно может иметь характер деяния, не разрушающего правопорядка, но совершенствующего жизнь в праве и по праву.7

Таким образом, по Ильину, конфликт в праве есть не что иное, как конфликт между объективной и субъективной составляющими права. Такая тео­ретическая позиция, по нашему мнению, заслужи­вает признания и остается методологическим ори­ентиром исследования современной правовой ре­альности. Другое дело, как понимает русский ученый объективное и субъективное. В этом вопро­се следует разобраться, отметив дискуссионные мо­менты.

Объективность правовых норм, по Ильину, озна­чает независимость их от отдельного субъекта: су­дьи, адвоката, гражданина; это «нерушимость», «непоколебимость» правил и норм от самого их ус­тановления до самой их отмены. Право объектив­но, значит оно не есть продукт «субъективной фан-


247 _______ Лекция 6

тазии», ибо «где же критерии для моего законного права, если содержание правовой нормы лишено объективности, тождественного себе смысла»? Объективность норм права не следует смешивать с его жизненной силой или эффективностью. Объек­тивное знание права в том, что «оно хранит в себе некий верный масштаб и некое верное правило по­ведения, которое сохраняет свою верность даже тог­да, когда люди не знают и не хотят знать.»8 Это правило не исчезает и не умаляется, даже если ус­тановленный правопорядок в силу слабости власть предержащих не проводится в жизнь. Призывы права тогда не влияют на поведение людей людей, и они «остаются призывами в пустоте».

Итак, объективность права, по Ильину, состоит в том, что оно выражает «природу духовной жиз­ни» людей. Это — «необходимая форма духовного бытия» людей, объективность правовых установле­ний для каждого отдельного человека, граждани­на». Естественное право «совпадает с общим духов­ным интересом народа и гражданина.»9

Сведение объективности права только к объек­тивности содержания сознания человеческих сооб­ществ, соотнесенного с духом индивида, конечно же, обедняет категорию объективности правовых отно­шений. Объективная природа духа сама требует объяснения. Предпосылки определенных правил поведения заложены прежде всего в существующих общественных отношениях, в правовой реальности. Безусловно, потребность в регулировании обще­ственных отношений прежде чем реализоваться, в какой-то форме осознается: первоначально на уров­не примитивного обыденного правосознания, обы­чаев, а затем уже в форме взглядов, идей и прин­ципов.


Основы конфликтологии 248

Принципы права — его объективные свойства, от­ражающие потребности общественного развития, государства.10 Они становятся основой установления государством юридических норм и их системы. Объективные потребности общества устанавливают соответствующий тип норм и обычаев. Таковы ус­тановления, составившие древний памятник русско­го права «Русскую правду», явившуюся отражени­ем русского гражданского общества XI-XII вв. В частности, «Русская правда» не знала и не призна­вала судебного поединка враждующих сторон, за­канчивавшегося кровопролитием, а ограничивалась признанием приговора, выносимого судьей-князем. «Эта норма была итогом вековой борьбы право­славного духовенства против обычая кровавого по­единка как «языческого остатка», — отмечал исто­рик Ключевский В.

«Юридический обычай и закон — основные фор­мы права. Обычай — первоначальная, естественная форма права, — писал Ключевский. — Закон появ­ляется позже обычая, вначале только дополняет или поправляет его, а потом вытесняет и заменяет но­вым правилом!»11 Сформулированный законодате­лем закон по своему объективному свойству тожде­ственен обычаю в том смысле, что отражает потреб­ность общественной жизни данного народа, страны, времени. Законы, вводимые великим преобразова­телем России Петром I, любившим иностранное, должны были, по его разумению, быть «извлечены» из собственных понятий народа, его нравов, обык­новений, местных обстоятельств (Карамзин).

Таким образом, право объективно прежде всего по своему источнику, поскольку его корни заклю­чены в необходимости регулирования взаимоотно­шений между людьми и их сообществами. Права и


249 ____________ Лекция 6

свободы человека, составляющие фундамент совре­менного права, характеризуют определения челове­ка как социального субъекта, присущие ему в силу человеческой общественной природы. Человек рож­ден в обществе, живет в нем и поэтому ему объек­тивно, независимо от воли власть имущих, типа об­щественной системы, религиозных и прочих верова­ний, свойственны такие формы жизнедеятельности, которые принято называть правами и свободами. Неотделимые от самого естественного существова­ния людей права и свободы иногда именуют «при­рожденными», неотчуждаемыми.

Право объективно по содержанию; как идеал (что подчеркивал Ильин), правовые принципы и нормы характеризуют объективно значащие для общественного субъекта всеобщие правила поведе­ния, именно те правила, которые соответствуют по­требностям, интересам и особенностям обществен­ного сознания, иначе сказать, духу народа.

Право субъективно, коль скоро творится субъек­тами и реализуется ими в своих целях и интересах. Субъективная сторона (правовая субъективность) воплощается в индивидуальном и общественном правосознании, в воле отдельных лиц и коллекти­вов, поведении и деятельности (правотворческой и правоприменительной) субъектов правоотношений. Общественные формы субъективности при этом вы­ступают по отношению к индивидуальным объек­тивным фактором. Грань между субъективным и объективным относительна: то, что для общества в целом субъективно, для отдельной личности объек­тивно. Лишь зависящие от нее индивидуальные осо­бенности правосознания и правоотношений обра­зуют субъективную форму правовой реальности. Знание права, его признание или непризнание, ис-


Основы конфликтологии 25О

полнение или неисполнение — составляющие пра­вовой субъективности гражданина. Законотворче­ство, совершенствование или коренное изменение правовой системы на основе данных науки и накоп­ленного обществом опыта, официальное истолкова­ние законов властью, наконец, общая воля народа, воплощаемая в правовой идее, разнообразные кон­кретные виды и модификации текущей правопри-менительной практики — таково содержание пра­вовой субъективности общественных субъектов — го­сударства, его институтов.

Существует правовая нормативно-ценностная си­стема, с которой также связан элемент субъектив­ности. Он заключен в самом процессе оценивания тех или иных деяний юридических и физических лиц на основе установленных правил. Оценивает конк­ретный субъект, но кто он и как оценивает? В зави­симости от того, кто и как оценивает и, соответствен­но, как применяет правовые нормы к данному юри­дическому факту, соблюдается или не соблюдается законность, торжествует или игнорируется справед­ливость.

Единство объективного и субъективного в праве противоречиво. Диалектика противоречия порож­дает реальную возможность формирования много­образия полей конфликта. Рассмотрим типичные из них.

Первое, — это несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых от­ношений, объективным потребностям их регулиро­вания новыми юридическими нормами, а также существу объективно значащей правовой идеи. Не­соответствие, развивающееся до противоречия, про­является в столкновении обычая и закона; устарев­ших законов и вырабатываемых непосредственно


251 ______ Лекция 6

практикой, вне деятельности законодателя, новых обязательных правил общественного поведения; в коллизии законов; в существовании и действии на­ряду с государственным религиозного права, веду­щего к раздвоенности правосознания. Отмеченное противоречие обусловливает ситуацию, при которой каждый субъект практически признается одновре­менно членом двух разных правопорядков: устарев­шего, но еще действующего, и идущего ему на сме­ну нового, пока не утвержденного государством официально.

В противоречии находит проявление консерва­тивность обычая и закона. Обычай, как, между про­чим, и любой закон, не порождает конфликта и про­должает выполнять функцию регулятора обще­ственных отношений и социального контроля до тех пор, пока способствует реализации общественных интересов.Но люди «хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили». «Старый колеблющийся обычай» они стремятся «закрепить новым писаным законом». Делают это лица, раньше всех почувство­вавшие совершившиеся перемены и осмыслившие новый закон.12 Ускользающий обычай — это еще не умирающий; он может жить еще долгое время как рудимент былого правопорядка.

Правосознание, несмотря на то, что оно прони­зано релятивностью, то есть изменяется с течением исторического времени, сравнительно быстро «при­выкает» к существующим условиям общественной жизни людей и установленному государством пра­вопорядку, приобретая даже во многих случаях форму правовых догм и предрассудков. Относитель­ная самостоятельность правосознания (по отноше­нию к правовой реальности) обусловлена влияни-


Основы конфликтологии 252

ем на него совокупности материальных и духовных явлений. В их числе: религиозные верования, искус­ство и, конечно же, моральные нормы, ближе всех стоящие к правосознанию.

Другая, не менее существенная, причина консер­вативности правосознания состоит в том, что оно всегда выполняет охранительную функцию по отно­шению к установленному правопорядку и полити­ческой системе власти и в этом смысле выступает фактором ее стабильности. Правосознание прямо связано с установкой правящих социальных групп сохранять свой статус. Постоянная апелляция их к общим интересам народа и справедливости, при­крытие ими своих притязаний на политическое гос­подство создает иллюзию объективной значимости тех взглядов, обычаев и законов, на которых дер­жится существующая система власти и господства, но которые уже отжили свое время. Просущество­вавшее в России более 260 лет крепостное право опиралось на государственную силу консерватив­ного самодержавия и, кроме того, базировалось так­же на специфическом правосознании дворянского класса, да и самих крепостных крестьян, оправды­вавших этот социальный институт.

Противоречие между правосознанием и право­вым бытием не связано только с консервативностью первого. В недрах правосознания могут возникать и возникают время от времени новые правовые идеи, вступающие в конфликт с устаревшими эле­ментами правоотношений. Такая конфликтная си­туация типична для предреволюционных периодов. Буржуазным революциям в Европе предшествова­ли идеи Локка и Монтескье, Руссо и Токвиля о де­мократическом характере будущего государствен­ного устройства и нового права. Противоречие и


253 ________ Лекция 6

конфликт между передовой правовой идеей и кон­сервативными законами также инициируют право-творческий процесс.

Преодоление противоречия между правосознани­ем и правовой реальностью, борьба за обновление правосознания и права в целом предполагает ре­шение ряда задач: 1) осознание объективного пра­вового смысла вызревших в обществе потребностей изменения существующих норм права; 2) формули­рование новой правовой идеи (если она не возник­ла ранее), в которой может быть отражена обще­ственная потребность; 3) обоснование несоответ­ствия существующего правопорядка объективному смыслу сложившихся или складывающихся новых общественных отношений и зародившихся под их влиянием передовых идей. Понятно, что эти задачи по плечу лишь рационально мыслящему субъекту, а не субъекту массового обыденного сознания. Вот почему полем конфликта становится правовая тео­рия. Массовое сознание оставляет скорее тот духов­ный фон, на котором разыгрывается драма борьбы новой правовой идеи со старой. Оно также влияет на исход конфликта, хотя и не определяет его. Ре­шительное сопротивление распространению в Рос­сии XVIII в. идей естественного права и обществен­ного договора, пропагандистом которых был, в ча­стности, Радищев А.Н., оказывала не одна элита правящего класса. На стороне последнего было массовое сознание всего дворянства. То же самое произошло с передовыми идеями, выдвинутыми в царствование Александра I Сперанским М., рато­вавшим за ограничение самодержавной власти и установление конституционной монархии.

Исторический опыт свидетельствует о возраста­ющем проникновении правосознания — в массы об-


Основы конфликтологии 254

щественного сознания и права в целом — в граж­данские (негосударственные) социальные отноше­ния. Право расширяет свои границы за счет вклю­чения в сферу юридического регулирования новых элементов гражданского общества. Если государ­ство стремится распространить свою волю и власть в виде утвержденного им правопорядка на граж­данские отношения, то общественные институты, развивая самоуправление ограничивают притяза­ния государственной власти на расширение право­вого пространства, либо даже «завоевывают» себе некоторые дополнительные секторы социальных от­ношений, где достаточными являются неюридичес­кие правила поведения людей. Противоречивое вза­имодействие государства и гражданского общества образует также поле конфликта.

Право исторично: каждой эпохе, каждой соци­ально-политической системе свойственна своя сис­тема права и специфический тип правосознания. Пе­реход от одной системы к другой — всегда процесс конфликтный. На его поле происходит главным об­разом столкновение права с правом, и складывает­ся ситуация, требующая применения силы (в боль­шинстве случаев). Феодальное право не ушло из жизни добровольно, а было сметено буржуазной революцией. Право, просуществовавшее в России триста лет (эпоха династии Романовых), было лик­видировано Великой Октябрьской революцией, хотя и не было заменено институтом правового государ­ства. Августовский (1991 г.) переворот в бывшем Со­ветском Союзе ознаменовался разрушением основ советской системы права. В стране стала создавать­ся либерально-демократическая система, соответ­ствующая прежде всего интересам нарождающей­ся российской буржуазии. Современное поколение


255 ________ Лекция 6

россиян — свидетель острой борьбы за новую систе­му права, выливающуюся даже в насильственное столкновение конфликтующих сторон, как это про­изошло в сентябре-октябре 1993 г.

Непосредственным предметом конфликта, ядром его поля при переходе от одной системы права к дру­гой становится конституционный процесс и процесс легитимации новых правоотношений. Политическая история бывшего Советского Союза служит иллюс­трацией порядка узаконивания (легализации) уста­новленного революцией общественно-политическо­го устройства. Конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. обозначили различные исторические этапы ста­новления и развития советской политической и пра­вовой систем. Им были присущи как позитивные моменты, выражающие демократические потребно­сти и правовые ориентации общества, так и нега­тивные стороны общественных отношений, харак­терные для авторитарного режима. Конституцион­ный процесс в постсоветской России отличается тем, что он являет собою поле борьбы между группиров­ками либерально-демократических и либерально-консервативных сил, пришедших к власти, а также в целом «партии власти» с народно-патриотической и коммунистической оппозицией режиму. Что каса­ется содержания самой борьбы, то его образует кон­фронтация, а точнее столкновение конституционных норм (в том числе некоторых, присущих бывшему государственному строю) общенародного значения и относящихся к отдельным сферам жизни (эконо­мической, социальной и др.), норм общегосудар­ственных и так называемого местного, региональ­ного законодательства. Примером такого рода могут служить конституционные принципы, провоз­глашенные рядом республик, противоречащие Кон-


Основы конфликтологии 256

ституции РФ. За этим противоречием стоят судьбы людей различных национальных групп. Конфликт правовых норм, зафиксированных на бумаге, пре­вращается в конфликт живых юридических субъек­тов, в борьбу ущемленных в своих правах «некорен­ных» национальных меньшинств против правовых претензий и установления так называемого «корен­ного» населения республик.

В настоящее время возник, прецедент местного, регионального истолкования отдельных, основопо­лагающих статей Конституции РФ. В октябре 1997 г. Саратовская областная Дума приняла За­кон о свободной продаже и купле земли, что прямо противоречит принятому Федеральным Собрани­ем РФ проекту Земельного кодекса (пока не ут­вержденному Президентом страны), не разреша­ющему подобные операции с землей. В ответ на протест Государственной Думы РФ саратовский губернатор заявил, что закон, принятый ими, пол­ностью соответствует статье Конституции РФ, узаконившей в стране частную собственность на землю. Стало быть, интерпретация статей Конституции в данном прецеденте оказалась в фокусе правового конфликта. И опять-таки она затронула интересы различных групп населения, в том числе саратовского, разделив их на противо­положные, конфликтные.

С тех пор, как возникло государство и право, сформировалась проблема отношения государства к человеку, индивиду. Альтернатива «человек или государство» стала тем рубежом, который разделил на века мировоззренческие и политические позиции сторонников либерализма и демократии, социали­стов и антисоциалистов. Ретроспективный взгляд на историю позволяет сказать, что ни один из существо-


257 ______________ Лекция 6

вавших и существующих типов социально-полити­ческих систем не разрешил вековую проблему чело­вечества. Она пока остается общеисторическим гло­бальным полем конфликта. В настоящее время он выражен в борьбе за права человека, ведущейся в большинстве стран мира, включая нашу страну. В зоне взаимоотношений государства и человека, господствующего режима и гражданина произрас­тает правовой нигилизм и анархизм, чему противо­стоит здоровое правосознание, уважительное отно­шение к закону. Здесь немирно соседствуют право­вая культура и контркультура. Элементы массового правосознания перемешаны с правовым невеже­ством, правовое знание — с незнанием и непонима­нием основных норм человеческого общежития. Массовое поведение и сознание, таким образом, выступает не менее плодородным, чем другие сек­торы общественно-политической жизни, полем для произрастания юридических и правовых конфликт­ных ситуаций. Анализ природы и специфики этих ситуаций лишний раз подтверждает истинность мысли: «Самая сущность права, самая природа права в том, что творится сознательными существа­ми и для сознательных существ, мыслящими субъек­тами и для мыслящих субъектов».13

Историческая традиция России, да и современ­ность, свидетельствует о значительном распростра­нении в стране правовой контркультуры, чему способствовали и теперь способствуют господство­вавшие ранее и нынешний режимы. Царское само­державие в основном не отвергало закон, однако абсолютизм ограничивал его действие лишь сфера­ми частной социальной жизни, ставя вне закона даже право на жизнь крепостных крестьян и дру­гих неимущих слоев населения. Право фактически






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.