Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конфликтологии. общественная организация «Роза мира»






общественная организация «Роза мира». Это ассо­циация миротворческих инициатив предотвращения конфликтов и ведения переговоров. Ростовские кон-фликтологи ставят задачу по изучению серьезных национальных, региональных и политических кон­фликтов, затрагивающих регион, а также иных кон­фликтных ситуаций.

В стране вышли в свет несколько монографичес­ких исследований по конфликту: Запрудский Ю. Социальный конфликт. Издательство Ростовского университета, 1992; Чумиков. Социально-политичес­кий конфликт: теоретический и прикладной аспек­ты. М., 1993; Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудряв­цев С. Введение в общую теорию конфликта. М., 1993.; Здравомыслов А. Социология конфликта М. 1996.

Журнал «Социологические исследования» систе­матически публикует на своих страницах солидные статьи по проблемам конфликтологии. Изданы пе­реводы трудов зарубежных авторов.

На пути развития конфликтологии в нашей стра­не встречается немало трудностей. Они двоякого рода. Первые связаны со стереотипами, укоренив­шимися в социальных и философских исследовани­ях в прошлые годы, когда абсолютизировалось со­циальное единство общества как некоего бесконф­ликтного образования. Несмотря на то, что еще в 50-х годах в официальной печати была подвергну­та критике так называемая «теория бесконфликт­ности» в литературе и искусстве, это никак не по­влияло на негативное отношение к проблеме соци­альных, тем более политических конфликтов. В философской литературе широко использовались такие понятия для характеристики диалектики об­щественных процессов, как «напряженность, проти-


25 _______________ Лекция 1

воречий», «антагонистическая борьба» и др., но те­оретический и конкретный анализ социальных кон­фликтов отсутствовал. Однако потребность их изу­чения все же пробивала себе дорогу. Несмотря на господствующие умонастроения, еще в конце 60-х гг. появились статьи о проблеме исследования конф­ликта. Одна из них — Смолина Г.Л. «Принципы ис­следования конфликта» — была опубликована на страницах журнала «Вопросы философии».

Традиционное негативное отношение к соци­альным конфликтам подчеркивается и сегодня пра­вящими кругами. Призывы к общему согласию, враждебное отношение к оппозиции (на фоне кро­вавых событий 3-4 октября 1993 года и военного конфликта с Чечней, широкой волны забастовочно­го движения) звучат по меньшей мере неубедитель­но. И все же эти призывы влияют на умы и настро­ения людей, потому что общество устало от борьбы за власть; в большинстве своем оно отвергает воен­ное насилие, люди страшатся диктатуры. Все эти понятия негативного характера отождествляются в обыденном сознании с научной категорией конф­ликта как явления вполне закономерного для лю­бого общества. Находятся теоретики, отрицающие конфликты и, наоборот, обосновывающие законо­мерность гармонии в обществе в противоположность борьбе, конфликтам. Один из главных идеологов властей Яковлев А., например, утверждает: «...прин­цип согласия, мира, гармонии всегда и во всем, кроме редких исключений, является доминирую­щим... Вся история есть история сотрудничества и поиска гармонии классов».15

Приходится считаться и с тем, что за многие годы обществу прививался стереотип конфликтности только международных отношений и главным об-


Основы конфяиктодогии 26

разом между странами бывшей социалистической и капиталистической систем.

Наконец, еще один стереотип: как говорилось ранее, марксизм приучил обществоведов, да и не только их, рассуждать лишь о макропроблемах, связанных с противоречиями классовыми, межсис­темными и прочими. Проблемы же микроотноше­ний — межличностные, межгрупповые всегда ото­двигались на задний план как проблемы второсте­пенные, неактуальные.

Трудности другого рода проистекают из односто­ронней критики бывшей государственной идеоло­гии. Пересматривая догматическое толкование ди­алектики, социального единства общества и других постулатов, отбрасывается все рациональное, со­держащееся в марксизме, включая принципы диа­лектики. Последние представляются методом так называемого тоталитарного мышления. Яковлев А. пишет в пренебрежительном тоне о «так называе­мой диалектике». Однако понятие «социальное единство» и «диалектика» не имеют отношения к догматизму. Многовековая традиция диалектики известна, марксизмом она была воспринята от пе­редовой для XIX века человеческой мысли. Поня­тие «социальное единство» характеризует целост­ность и стабильность социальной системы. Нет ничего предосудительного и в понятии «социально-политическое единство», если под ним подразуме­вать реальную общность политических и духовных ценностей, характеризующую состояние общества, а невыдуманную пропагандистскую модель. Сле­дует подчеркнуть только одно: без диалектического подхода нельзя понять природу социального конф­ликта, а игнорируя понятие социального единства, мы тем самым лишимся возможности осмыслить


27 _ Лекция 1

конфликт как элемент общественной системы, по­скольку таковая существует до тех пор, пока вклю­чает социальное единство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.