Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка зубных врачей и врачей-стоматологов






В 1918 году вышел декрет Народного Комиссариата здравоохра­нения и Народного Комиссариата просвещения РСФСР о реформе зубоврачебного образования, в котором говорилось: " Отныне зубо­врачебное образование будет неразрывно связано со всей системой высшего медицинского образования". При некоторых медицинских факультетах университетов стали организовываться одонтологичес­кие отделения. В 1920 году при медицинских факультетах государ­ственных университетов были созданы кафедры одонтологии с со­ответствующими клиниками, на которых должно было проводить­ся преподавание всех разделов стоматологии в виде специального курса.

В 1921 году на Украине стали открываться одонтологические факультеты со сроком обучения 3, 5 года. Такая система подготовки специалистов на одонтологических факультетах Украины давала меньший объем знаний по медицине (включая зубоврачевание), хотя она позволила выпускать зубных врачей в более короткий срок.

Против организации одонтологических факультетов выступил П.Г. Дауге. Он привел следующую характеристику одонтологичес­ких факультетов: " Одонтологический факультет был и остается ре­формированной зубоврачебной школой, получившей громкую вы­веску, но не изменившей своего внутреннего облика. Кончивший одонтологический факультет специалист, в силу вещей, является узким специалистом в своей области (не врачом в широком смысле этого слова), но, несомненно, с несколько повышенной биологичес­кой и общемедицинской подготовкой, по сравнению с зубным вра­чом старой формации".

Согласно Положению о ГИЗе, на него возлагались следующие основные функции: " Подготовка из среды зубработников квалифи­цированных специалистов в области зубоврачевания, проведение научных исследований, объединение в научно-лечебных целях всех лечебных учреждений стоматологического профиля, организация постоянных и прерывистых курсов усовершенствования, вспомога­тельных и технических кабинетов и отделений; разработка " новых форм общественного зубоврачевания": создание совета института (директор, заведующий отделением и председатель зубоврачебной подсекции НКЗ РСФСР) в качестве " высшего научно-администра­тивного органа ГИЗа"

Оценивая итоги пятилетней деятельности ГИЗ, Н.А. Семашко в 1927 году писал, что в стенах ГИЗ было подготовлено немало науч­ных работников, которые двигают вперед дело научного и практи­ческого зубоврачевания, в нем могли на курсах усовершенствова­ния пополнить и развить свои знания многие и многие сотни зуб­ных врачей. По мнению Н.А. Семашко, "...институт является теперь штабом многочисленной армии работников в области зубоврачева­ния, и если сейчас одонтологическое образование заняло свое мес­то в рядах высшего медицинского образования, если создали осно­вы для дальнейшего развития зубоврачебного дела в Советском Со­юзе, если подготовлены командиры-организаторы государственно­го зубоврачевания, если зубоврачебная наука так двинулась вперед в нашей стране, то этим всем мы обязаны, прежде всего, Государ­ственному институту стоматологии и одонтологии". Большая ра­бота по специализации и усовершенствованию зубных врачей про­водилась и в научно-практических стоматологических институтах Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы, Горького, Минска.

30 марта 1927 года НКЗ РСФСР вынес распоряжение, согласно которому " НКЗ считает возможным допустить квалифицированно­го техника к вспомогательным манипуляциям во рту, связанным со снятием слепка, определением системы протеза, прикуса и цвета зубов, с примеркой и сдачей протеза, причем ответственность за выполнение этих этапов в процессе протезирования целиком воз­лагается на врача (зубного). Также вспомогательные манипуляции разрешаются исключительно под руководством врача (зубного)".

В 1930 году было вынесено решение об открытии в Москве и других городах курсов по переквалификации зубных техников в зуб­ных протезистов.

Нехватка специалистов в области зубоврачевания повлекла за собой принятие решения об открытии зубоврачебных школ с 3-х летним сроком обучения.

В 1935 году был издан приказ " О мероприятиях по подготовке к открытию стоматологических институтов" с 4-х летним сроком обучения. В 1936 году вышло Постановление СНК СССР " О подго­товке средних медицинских зубоврачебных и фармацевтических кадров", была определена система стоматологического и зубоврачебного образования. Таким образом, в стране была узаконена двухсистемная подготовка кадров стоматологического профиля.

В 1935 году на базе ГНИИСО был создан Московский стомато­логический институт (МСИ). В 1939 году ГНИИСО и МСИ были объединены в одно высшее учебное заведение — Московский го­сударственный стоматологический институт (МГСИ). Основной за­дачей института стала подготовка врачей-стоматологов преимуще­ственно для Российской Федерации. Организация теоретических, стоматологических и общеклинических кафедр, расширение соста­ва научно-педагогического персонала в институте позволила увели­чить объем его работы.

В 1939 году в МСИ состоялся первый выпуск врачей-стоматоло­гов (79 человек). К 1941 году институтом было выпущено 260 вра­чей-стоматологов.

Помимо института, стоматологов готовили путем усовершен­ствования зубных врачей. В 1935 году были созданы годичные кур­сы усовершенствования зубных врачей, имеющих 10-летний стаж практической работы. Такие курсы функционировали в стране до 1939 года. К 1940 году были созданы предпосылки для перехода к единой системе подготовки кадров в стоматологических институтах и постепенного закрытия зубоврачебных школ, но война помешала осуществлению этих планов.

После Великой Отечественной войны в стране остро встал воп­рос о подготовке кадров стоматологического профиля. С 1949 года стоматологические институты были реорганизованы в медицинские стоматологические институты с 5-летним сроком обучения. Это по­зволило улучшить подготовку врачей-стоматологов.

В 50-е годы в систему высшего стоматологического образования было введено заочно-очное и вечернее обучение. В Московском ме­дицинском стоматологическом институте (ММСИ) были созданы соответствующие факультеты, а на ряде стоматологических факуль­тетов — отделения. Заочно-очное обучение вводилось для зубных врачей: по окончании факультета (отделения) зубные врачи получали диплом врача-стоматолога. На вечерний факультет принимали лиц с законченным средним медицинским образованием. Первый выпуск врачей-стоматологов заочного факультета ММСИ в количе­стве 234 человек состоялся в 1961 году, на вечернем факультете — в 1965 году (116 человек).

В 1946 году в МГСИ (а затем ММСИ) была введена клиничес­кая ординатура, а в 1950 году — аспирантура. С 1975 года в ММСИ стало проводиться усовершенствование преподавателей стоматоло­гических кафедр.

В 1990 году в стране насчитывалось 140 тыс. 470 врачей стома­тологического профиля, из них 98 тыс. 859 врачей-стоматологов и 41 тыс. 611 зубных врачей и 10 тыс. 754 зубных техника.

В 1990 году в стране функционировало 2 стоматологических института (в Москве и Полтаве), 45 стоматологических факультетов, 51 зубоврачебное отделение в медицинских училищах (из них 5 на Украине и 46 в России).

Признанием успешного развития отечественной стоматологии явилось решение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) организовать на базе ММСИ им. Н.А. Семашко центр ВОЗ по подго­товке стоматологического персонала в целях дальнейшего совершен­ствования подготовки стоматологических кадров. Основные направ­ления работы центра: обзор существующих учебных планов и про­грамм подготовки стоматологов и вспомогательного персонала; кри­тическая оценка существующего учебного плана, инструкций для вспомогательного персонала; подготовка проекта учебного плана и учебного материала для обучения вспомогательного персонала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.