Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация для тренера (Суд над сигаретой)






Запах пепельницы изо рта, от одежды, жёлтые зубы с отхаркивающим кашлем -сексуальности и привлекательности не прибавляет. Кроме того, сексуальность может и не понадобиться, т.к. сигареты не в лучшую сторону действуют на потенцию и на тонус организма в целом. По сравнению с некурящими, те, кто курит в 12 раз чаще заболевают инфарктом миокарда, в 10 раз чаще - язвой желудка. Более 90% рака лёгких - от курения. Кто будет добровольно употреблять мышьяк или другие яды? Это делают курильщики. Так, сульфат никотина применяют для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений. А курильщик регулярно травит себя.

Существует очень много мифов о курении:

1. Табак повышает работоспособность.

Действительно, сначала под влиянием табачного дыма происходит некоторое расширение

сосудов мозга, но уже через несколько минут расширение сменяется ещё более сильным

сужением. В результате, кровоснабжение ухудшается и работоспособность падает.

2.Курение успокаивает.

Множество людей считают благом наркотическое действие сигарет. Дескать они

успокаивают. Но попробуйте не давать курильщику закурить, когда он захочет следующую

сигарету, и посмотрите на этого «спокойного». В промежутках между курением в организм

не поступает никотин. Даже если не хочется курить, организм, привыкший к никотину,

«просит еще». Постоянная потребность в никотине держит на пике нервного напряжения,

увеличивая стрессы.

Курить и не получать вреда невозможно, как и от любого другого вида наркотиков. Если вы

решили курить, будьте готовы к проблемам. Причем из года в год они будут

прибавляться за счет ухудшающегося здоровья и увеличения количества денег, потраченных

на лечение и сигареты.


Приложение №14 Итоговая анкета участника курса.

1.Тренер________________________________________________________________________

2.Фамилия, имя участника_________________________________________________________

3.Контактный телефон____________________________________________________________

4.Что понравилось тебе на занятиях курса?

5.Что не понравилось тебе на занятиях курса?

б.Тему какого занятия считаешь наиболее важной и интересной?

7. Какое занятие запомнилось больше всего? Почему?

8. Какую тему предлагаешь добавить?

9. Какую тему предлагаешь убрать?

10. Пройдя обучение на курсе: я узнал (а)

изменил (а) отношение к

я сделал (а) выводы

11. Что тебе понравилось в работе тренера?

12. Что тебе не понравилось в работе тренера?

13. Хочешь ли пройти обучение на подобном курсе: ДА / НЕТ (нужное подчеркнуть).

Спасибо!


Раздел «Упражнения на знакомство»

Упражнение «Имя + жест».

Цель: знакомство участников группы. МИН

Ведущий громко называет свое имя и показывает жест, характеризующий его Все участники повторяют его имя и жест. Затем каждый из участников по очереди называет свое имя и показывает свой жест, а группа повторяет.

Упражнение «Интервью в парах».

Цель: знакомство участников. МИН

Ведущий раздает участникам половинки геометрических фигур и предлагает каждому найти свою пару. После того, как участники нашли своего партнера, ведущий предлагает им

ИГР™™ 3аДаНИ6 ' В ТеТРаДИ' 3аТ6М ВС£ СаДЯТСЯ В КРУГ И ПРедстав™ ™ очереди своих

Обсуждение:

Понравилось ли выполнять упражнение?

Упражнение «Я - особенный? Это хорошо!»

Цель: знакомство участников. МИН

Каждая группа получает анкету, заполняя которую записывает на свой счет определенное

количество очков. (См. Приложение 4 к занятию).

Обсуждение:

Понравилось ли упражнение?

Что поразило больше всего?

Что порадовало?

Насколько важным был выигрыш?

Упражнение «Мяч по кругу».

Цель: знакомство участников. МИН

Ведущий предлагает продолжить фразу «Никто из вас не знает, что я (что у меня)» перебрасывая мяч друг другу. Важно, чтобы мяч побывал у каждого.

Упражнение «Построиться по...».

Цель: создать условия для взаимодействия участников.

Ведущий предлагает участникам группы построиться: по росту, по цвету глаз, по длине волос, по размеру обуви, по месяцам рождения. На выполнение каждого задания дается одна минута. По окончании упражнения группа делает три дружных хлопка.

Упражнение «Бинго».

Цель: продолжить знакомство участников друг с другом.

ОбТ жден.ГСИТ УЧаСТНИК°В БЫПОЛнить в тетРади задание 1. На выполнение дается 10 минут.

Как вы себя чувствуете?

Легко ли было выполнять упражнение?

Что нового узнали об участниках группы?


Раздел «Упражнения -разминки»
Упражнение «Ураган». 5 мин

Цель: активизация участников.

Участники сидят в кругу. Ведущий стоит в центре круга и предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает определенным признаком (одеты в джинсы, почистили утром зубы и т.п.). При этом сам ведущий должен обладать этим признаком. Когда участники меняются местами, ведущий старается занять чье-нибудь место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если ведущий произносит: «Ураган», местами меняются все участники.

Упражнение «Молекула». 5 мин

Цель: активизация участников группы, деление на три группы.

Ведущий предлагает участникам двигаться по залу. Темп движения (быстрее, медленнее) ведущий регулирует хлопками. По команде ведущего («три», «пять»...) участникам необходимо, взявшись за руки, организовать группы с таким количеством человек, какое назвал ведущий.

Приветствие «Калейдоскоп». 5 мин

Цель: создание рабочей атмосферы.

Ведущий предлагает участникам группы, хаотично двигаясь по залу

поприветствовать друг друга как англичане, японцы, русские, кавказцы, инопланетяне.

Упражнение «Пингвины и медведи». 5 мин

Цель: активизация участников группы.

Ведущий предлагает выбрать двух «медведей». Они берутся за руки и ловят «пингвинов» -остальных участников группы. «Пингвин», которого окружили «медведи», становится «медведем» и тоже ловит «пингвинов».

Приветствие «Варианты». 5мин

Цель: настроить участников на работу.

Ведущий предлагает участникам вспомнить домашнее задание и поприветствовать членов группы придуманным способом.

Упражнение «Спой птичка». 10 мин

Цель: активизация участников.

Ведущий предлагает каждому участнику пропеть свое имя. Все остальные участники группы копируют голос и движения поющего. Обсуждение:

Легко ли было выполнять упражнение? Как вы себя чувствовали во время выполнения задания?

Ведущий обращает внимание группы на то, что участники, выполняя одно и то же задание, чувствовали себя по-разному.

Упражнение «Изобрази эмоцию». 5 мин

Цель: деление на группы.

Ведущий раздает участникам карточки с названиями эмоций (радость, гнев, страх) и предлагает, передвигаясь по залу и изображая эмоцию, найти участников, изображающих такую же эмоцию. Таким образом, участники объединяются в три малые группы.

Упражнение «Коршун и наседка». 5мин

Цель: активизация участников группы.

Выбираются «коршун», «наседка». Остальные участники - «цыплята» становятся друг за


другом, взявшись за талию впереди стоящего человека. Задача «коршуна» - поймать последнего «цыплёнка»; задача «наседки» - защитить «цыплёнка».

Приветствие «Поздоровайся локтями». 5 мин

Цель: активизация участников.

Ведущий предлагает участникам рассчитаться на 1-4 и сделать следующее:

№ 1 — складывает руки за головой, так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

№ 2 - упирается руками в бедра, чтобы локти были направлены вправо и влево;

№ 3 - левая рука на левом бедре, правая рука - на правом колене, локти в стороны;

№ 4 - руки сложены крест-накрест на груди (локти в стороны).

Нужно поздороваться со всеми участниками группы, назвав имя того, с кем здороваетесь и,

коснувшись друг друга локтями.

Упражнение «Вопилка». 5 мин

Цель: активизация участников.

Все участники группы встают в круг. Ведущий предлагает участникам по его команде

пропеть звук «А», увеличивая громкость до максимально возможного; управляет процессом

на манер дирижера.

После выполнения упражнения ведущий заостряет внимание участников на том, что данный

способ может быть использован как один из вариантов эмоциональной разрядки.

Упражнение «Я тоже». 10 мин

Цель: активизация участников.

Участники садятся в круг. Ведущий дает инструкцию: «Каждый участник по очереди называет свою особенность, если у других участников есть такая черта, они с криком «Я тоже!», бегут и садятся на колени к тому, кто назвал эту особенность».

Приветствие «Зайка моя». 10 мин

Цель: создание позитивного настроя участников друг на друга и совместную работу. Ведущий предлагает участникам поздороваться с соседом справа, назвав его ласково («зайка», «птичка»). Затем, таким же образом участники здороваются с соседом слева.

Упражнение «Слон, пальма, крокодил». 10 мин

Цель: эмоциональное раскрепощение участников.

Ведущий предлагает участникам встать в круг для проведения веселой игры. Затем ведущий рассказывает, как нужно изображать три фигуры. «Слон» - левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшуюся петлю. Соседи справа и слева изображают уши, расставив руки. «Пальма» - встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи справа и слева - «ветви пальмы», машут руками. «Крокодил» - двумя руками человек изображает пасть крокодила, соседи изображают внизу расставленными кистями рук лапки крокодила.

Ведущий называет одну из этих трёх фигур и при этом показывает на любого из участников, Этот человек должен быстро сориентироваться и изобразить названную фигуру, а его соседи - помочь ему. Тот, кто показал неверно или ничего не показал, становится ведущим. Упражнение проводится в быстром темпе.

Упражнение «Котята, утята, лягушата». 5 мин

Цель: «разогрев», активизация внимания участников.

Ведущий предлагает участникам встать в круг и рассчитаться по типу «первый», «второй», «третий на «котят», «утят», «лягушат». Затем участники свободно перемещаются по комнате, по команде ведущего закрывают глаза и, издавая звуки в соответствии с «расчетной» ролью, ищут своих «собратьев» и объединяются в три группы. Ведущий дает


сигнал к окончанию упражнения и проверяет качество его выполнения.

Приветствие «Всеобщее рукопожатие». 5 мин

Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Ведущий предлагает участникам встать в круг, взяться за руки и, поочередно, пожать руки соседу справа и слева, улыбнуться и сказать «Здравствуй». Затем, таким же образом, пожать руки соседям, стоящим через одного, через два человека.

Упражнение «Зоопарк». 10 мин

Цель: активизация участников.

Участники сидят в кругу. Каждый выбирает название какого - либо животного и представляется (названия животных не повторяются). Ведущий стоит в центре круга. Один стул пустой. Тот участник, который сидит по левую сторону от пустого стула, ударяет правой рукой по стулу и называет одно из «животных». Тот участник, который выбрал для себя название этого животного, бежит и садится на этот стул, а освободившийся стул пытается занять ведущий или тот участник, которого позвали на этот стул.

Упражнение «Семейки». 5 мин

Цель: деление на подгруппы.

Ведущий раздает участникам карточки с указанием членов семей (См. Приложение]). Задача участников как можно быстрее объединиться в семейки и сесть друг другу на колени в порядке «старшинства», согласно полученным карточкам.

Упражнение «Дракон-самоед». 5 мин

Цель: «разогрев» участников.

Группа выстраивается в колонну. Участник, стоящий первым - «голова», последний -«хвост». «Голова» догоняет «хвост». Первая часть колонны помогает «голове», вторая часть - «хвосту».

Приветствие «Приветик». 5 мин

Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга разными частями тела,

произнося при этом: «Приветик!».

Упражнение «Меч Самурая». 5 мин

Цель: активизация участников группы.

Участники выстраиваются в одну линию (если позволяет помещение) или друг за другом в «шахматном» порядке так, чтобы всем был виден в едущий. В едущий: «Представьте, что я Самурай. Моя рука - это меч. Когда я махну правой рукой, вы все отпрыгиваете вправо, когда левой рукой - влево. Если махну над головами, то вы приседаете, если по ногам, то подпрыгиваете. Ваша задача семь раз подряд уклониться от меча, не делая ошибок. Вы можете считать хором вслух. Если кто-то один ошибается, счет начинается сначала».

Упражнение «Землетрясение». 5 мин

Цель: активизация участников.

Участники делятся на тройки: два человека, держащиеся за руки - «домик»; один, стоящий внутри «домика», - «человечек». По команде ведущего: «Человечек!» - человечки меняются местами; по команде: «Домик!» - местами меняются домики, по сигналу «Землетрясение!» -меняются местами все.

Приветствие «Странный город». 5 мин


Цель: настрои участников на работу.

Ведущий просит участников представить себя жителями странного города, в котором люди все время гуляют по главной улице и здороваются друг с другом следующим образом: когда городские часы бьют час - они здороваются тыльными сторонами ладоней, когда два правой рукой дотрагиваются до левого уха встречного, три - здороваются спинами, четыре коленями. По команде ведущего «жители» начинают гулять и здороваться. Ведущий хлопками имитирует удары колокола.

Упражнение «Лавота». 5 мин

Цель: активизация участников. Все участники группы проговаривают слова: «Дружно танцуем мы тра-та-та-тра-та-та. Танец наш веселый, танец Лавота, хей!»

и движутся по кругу в одну сторону, а потом, повторяя их, идут в другую сторону. Первый раз все держатся за руки, потом за локти, коленки, щиколотку, уши, нос, волосы, и так далее.

Упражнение «Стул сгорел». 5 мин

Цель: активизация участников.

Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Участники бегают по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего, садятся. Тот, кому не хватило стула, выбывает, забирая с собой стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник.

Приветствие «Индейское имя». 5 мин

Цель: создание доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга как представители племени индейцев. Для этого каждому участнику дается задание придумать себе имя на манер индейского (Сергей Большое ухо, Анна Утренний луч и т.п.). Затем участники, двигаясь по залу, приветствуют друг друга, говоря при этом: «Хау, краснокожий брат! Я-... (произносят свое придуманное имя)».

Упражнение «Бабушка в Бразилии». 5 мин

Цель: активизация участников.

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий говорит: «Моя бабушка из Бразилии делает вот так...», и показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой; все участники повторяют эти движения и слова. Таким же образом каждый участник по кругу говорит и показывает, что делает его бабушка в Бразилии.

Упражнение «Необычные приветствия». 5 мин

Цель: формирование положительного эмоционального настроя на совместную работу. Участники свободно перемещаются по комнате. Им предлагается поприветствовать друг друга различными способами: локтями, плечами, правой рукой, левой рукой, коленями, бедрами, носами, ушами.

Упражнение «Боб, тили-боб». 5 мин

Цель: эмоциональный подъем, «разогрев», активизация внимания участников. Ведущий предлагает участникам встать в круг для выполнения веселого упражнения и объясняет, что в этом упражнении есть несколько ролевых позиций: «летчик», «капитан», «танцор», «столб», «боб» и «тили-боб». Ведущий показывает, как необходимо изображать каждую из ролей, предлагая участникам повторить за ним движения, жесты, слова. Когда ведущий, стоящий в центре круга, указывает на любого участника и называет одну из ролевых позиций, данный участник выполняет соответствующее роли движение, а двое других участников, стоящих слева и справа от указанного ведущим, дополняют данный


образ, выполняя движения «пристройки».

 

Ролевая позиция Движения центральной позиции Движения «пристройки»
«летчик» Руки приставляет к глазам, имитируя летные очки  
«самолет»   Наклоняют туловища в сторону «летчика», рука направлена вверх, имитируя крыло самолета.
«капитан» Правую ладонь приставляет ко лбу («взгляд за горизонт»), левая рука отведена за спину.  
«гребцы»   Двумя руками изображают греблю веслами.
«танцор» Выполняет танцевальные движения  
«группа поддержки»   Делают два шага назад, два шага вперед.
«столб» Стоит как «вкопанный»  
«писающие собачки»   Наклоняют туловище в сторону «столба», приподнимая ногу.
«боб» Все стоят молча.  
«тили-боб» Отвечает: «Боб» Остальные стоят молча.

Упражнение проводится в быстром темпе. Задача участников - мгновенно сориентироваться и показать необходимый образ. Тот, кто ошибается или «тормозит», становится ведущим. После выполнения упражнения ведущий спрашивает участников об их впечатлениях, состоянии и готовности к дальнейшей работе.

Упражнение «Общая стирка». 5 мин

Цель: снятие напряжения, разрядка, сплочение участников.

Ведущий предлагает всем участникам встать в круг и отдохнуть, сменив интеллектуальную деятельность на физический труд - «стирку рубашки». Ведущий вместе с участниками «стирает», имитируя движениями последовательность действий: замачивание, отжимание, полоскание, отжимание, замачивание, засыпка порошка, стирка, отжимание, полоскание, отжимание, встряхивание, развешивание для сушки.

Приветствие «Ликование». 5 мин

Цель: настрой участников на работу.

Ведущий рассказывает, что в древние времена у славян был обычай - выражать доверие с помощью процесса ликования. Славяне обнимали друг друга так, чтобы одна рука была на плече, другая на поясе, и несколько раз хлопали друг друга по спине. Колени соприкасались. и партнёры прикасались щека к щеке. Тем самым они демонстрировали отсутствие оружия на поясе, отсутствие брони на груди и спине, отсутствие шлема. Ведущий предлагает участникам в течение 3 минут «обликовать» каждого присутствующего в помещении.

Упражнение «Дядя Яков». Ю мин

Цель: активизация участников группы.


Ведущий дает инструкцию: «Я буду читать вам стих и задавать ритм с помощью

определенных движений. Ваша задача - произнося текст стихотворения, одновременно

повторять за мной все движения». Ведущий читая стих первый раз, одновременно ритмично

хлопает по колену правой рукой. При каждом следующем прочтении он, повторяя

предыдущие движения, присоединяет к ним: хлопки левой рукой по левому колену, притоп

правой, затем левой ногой, движение правым, затем левым плечом и, наконец, покачивание

головой.

Текст:

У дяди Якова

Шесть сыновей

Они не ели

Они не пили

И не скучали никогда,

Упражнение «Мотогонки». 10 мин

Цель: активизация участников.

Ведущий предлагает участникам Объединиться в пары: «мотоцикл» и «мотоциклист» и

встать друг за другом. Стоящий сзади «мотоциклист» держит впередистоящего за талию. У

мотоциклиста глаза должны быть закрыты. По команде ведущего «мотоцикл» с

«мотоциклистом» начинают двигаться по залу. После остановки (по команде ведущего)

«слепым» становится «мотоцикл».

Обсуждение:

Как вы себя чувствовали в роли «слепого»?

Смогли ли вы довериться партнеру?

Заботились ли о безопасности «слепого» партнера?

Приветствие «Добрый день». 5 мин

Ведущий предлагает участникам поздороваться как старые приятели, как деловые люди, как

папуасы.

Упражнение «Дождь» 5 мин

Цель: настрой на работу.

Участники сидят в кругу. Ведущий начинает выполнять определенные движения, которые по цепочке повторяют все участники: трет ладоши, стучит по груди, стучит по коленям, топает ногами. Когда «пущенное» ведущим движение доходит по цепочке до ведущего, он «запускает» следующее движение.

Упражнение «Большой хрю». 5 мин

Цель: активизация участников.

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам по цепочке хрюкнуть за наименьшее количество времени.


образ, выполняя движения «пристройки».

 

Ролевая позиция Движения центральной позиции Движения «пристройки»
«летчик» Руки приставляет к глазам, имитируя летные очки  
«самолет»   Наклоняют туловища в сторону «летчика», рука направлена вверх, имитируя крыло самолета.
«капитан» Правую ладонь приставляет ко лбу («взгляд за горизонт»), левая рука отведена за спину.  
«гребцы»   Двумя руками изображают греблю веслами.
«танцор» Выполняет танцевальные движения  
«группа поддержки»   Делают два шага назад, два шага вперед.
«столб» Стоит как «вкопанный»  
«писающие собачки»   Наклоняют туловище в сторону «столба», приподнимая ногу.
«боб» Все стоят молча.  
«тили-боб» Отвечает: «Боб» Остальные стоят молча.

Упражнение проводится в быстром темпе. Задача участников - мгновенно сориентироваться и показать необходимый образ. Тот, кто ошибается или «тормозит», становится ведущим. После выполнения упражнения ведущий спрашивает участников об их впечатлениях, состоянии и готовности к дальнейшей работе.

Упражнение «Общая стирка». 5 мин

Цель: снятие напряжения, разрядка, сплочение участников.

Ведущий предлагает всем участникам встать в круг и отдохнуть, сменив интеллектуальную деятельность на физический труд - «стирку рубашки». Ведущий вместе с участниками «стирает», имитируя движениями последовательность действий: замачивание, отжимание, полоскание, отжимание, замачивание, засыпка порошка, стирка, отжимание, полоскание, отжимание, встряхивание, развешивание для сушки.

Приветствие «Ликование». 5 мин

Цель: настрой участников на работу.

Ведущий рассказывает, что в древние времена у славян был обычай - выражать доверие с помощью процесса ликования. Славяне обнимали друг друга так, чтобы одна рука была на плече, другая на поясе, и несколько раз хлопали друг друга по спине. Колени соприкасались, и партнёры прикасались щека к щеке. Тем самым они демонстрировали отсутствие оружия на поясе, отсутствие брони на груди и спине, отсутствие шлема. Ведущий предлагает участникам в течение 3 минут «обликовать» каждого присутствующего в помещении.

Упражнение «Дядя Яков». 10 мин

Цель: активизация участников группы.


Ведущий дает инструкцию: «Я буду читать вам стих и задавать ритм с помощью

определенных движений. Ваша задача - произнося текст стихотворения, одновременно

повторять за мной все движения». Ведущий читая стих первый раз, одновременно ритмично

хлопает по колену правой рукой. При каждом следующем прочтении он, повторяя

предыдущие движения, присоединяет к ним: хлопки левой рукой по левому колену, притоп

правой, затем левой ногой, движение правым, затем левым плечом и, наконец, покачивание

головой.

Текст:

У дяди Якова

Шесть сыновей

Они не ели

Они не пили

И не скучали никогда.

Упражнение «Мотогонки». 10 мин

Цель: активизация участников.

Ведущий предлагает участникам Объединиться в пары: «мотоцикл» и «мотоциклист» и

встать друг за другом. Стоящий сзади «мотоциклист» держит впередистоящего за талию. У

мотоциклиста глаза должны быть закрыты. По команде ведущего «мотоцикл» с

«мотоциклистом» начинают двигаться по залу. После остановки (по команде ведущего)

«слепым» становится «мотоцикл».

Обсуждение:

Как вы себя чувствовали в роли «слепого»?

Смогли ли вы довериться партнеру?

Заботились ли о безопасности «слепого» партнера?

Приветствие «Добрый день». 5 мин

Ведущий предлагает участникам поздороваться как старые приятели, как деловые люди, как папуасы.

Упражнение «Дождь» 5 мин

Цель: настрой на работу.

Участники сидят в кругу. Ведущий начинает выполнять определенные движения, которые по цепочке повторяют все участники: трет ладоши, стучит по груди, стучит по коленям, топает ногами. Когда «пущенное» ведущим движение доходит по цепочке до ведущего, он «запускает» следующее движение.

Упражнение «Большой хрю». 5 мин

Цель: активизация участников.

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам по цепочке хрюкнуть за наименьшее количество времени.


Раздел «Упражнения на сплочение»

Упражнение «Настроение». 10 мин

Цель: определение эмоционального состояния участников.

Ведущий предлагает ребятам рассказать о своем настроении, проассоциировав его с погодой.

Упражнение «Гордиев узел». 15 мин

Цель: сплочение участников группы.

Ведущий предлагает участникам встать в круг и вытянуть левые руки в центр круга. Затем

каждый берет за руку одного из участников, только не соседа. После этого каждый участник

вытягивает правую руку и находит чью-либо свободную руку. Нельзя держать обе руки

одного и того же человека. В результате получится узел, группа старается, не разрывая

соединения рук, распутать его. Необходимо следить за тем, чтобы никому не причинить

боль.

Обсуждение:

Понравилось ли вам упражнение?

Старался ли кто-то руководить процессом?

Какая была обстановка в группе?

Всем ли было комфортно работать?

Что можно было бы улучшить в выполнении упражнения.

Упражнение «Воздушный шар». 35 мин

Цель: формирование умения работать в группе и принимать коллективное решение.

Ведущий произносит текст визуализации:

«Закройте глаза. Представьте себе, что мы все летим на воздушном шаре. Под нами - океан.

Над нами - голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Дует легкий свежий ветерок. Но вот

приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы

летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно

начинаем падать.»

Ведущий предлагает участникам открыть глаза и произносит: «Вы попали в экстремальную

ситуацию. Впереди - остров. О нем вы ничего не знаете. На шаре много груза. Если вы

выбросите все вещи сразу, то пролетите мимо острова и утонете. Если ничего не выбросите, то

не долетите до острова и тоже утонете. Выход один - вы должны выбросить все вещи, но

сделать это нужно постепенно.

Сейчас каждый из вас в течение 5 минут в своей тетради выполнит задание 2.

После выполнения задания ведущий предлагает группе прийти к общему мнению в выборе

вещей:

«Перед вами - карточки с названиями вещей. Каждая карточка - это коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить — их можно выбрасывать только вместе.

При выборе вещей, которые вы будете выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное условие: вещь считается выброшенной только в том случае, когда все участники согласны с этим решением. Если согласны все, карточка сдается ведущему. Не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так, как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но и не упирайтесь, если не можете доказать, а то протянете время и упадете. Короче говоря, действуйте, думайте, 10 минут- ваши. Время пошло. Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Понравилось ли вам путешествие? Согласны ли вы были с итоговым списком?

Высказали ли вы свое мнение? Прислушивались ли участники к вашему мнению? Как вы думаете, почему?


Приходилось ли вам когда-либо отстаивать свою точку зрения? Насколько удачно? Какие выводы сделали из этого упражнения?

Упражнение «Образуйте круг». 15 мин

Цель: создать условия для развития доверия участников друг к другу.

Все участники молча ходят по комнате с закрытыми (вариант - с завязанными) глазами, держа

руки перед собой ладонями наружу. По сигналу ведущего участники образуют круг, взявшись

за руки. Затем садятся на пол, не отпуская рук.

Обсуждение:

Как вы себя чувствовали во время выполнения упражнения?

Каким образом каждый из вас помогал группе выполнить задание?

Какие выводы сделали?

Упражнение «Секрет Джованни». 25 мин

Цель: развитие умения взаимодействовать в группе.

Ведущий зачитывает следующий текст:

«Джованни Великий - знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован, потому, что

отказался выступать вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие

его злейший соперник Гарри Питтбул. Джованни сказал: «Я не могу пойти туда, пока я это

не нашел», - и предлагает участникам раскрыть секрет Джованни.

Каждый участник получает по одной карточке и бланк с вариантами ответов (См.

Приложение 1). Группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию.

Для этого каждый игрок читает вслух то, что написано на его карточке. При этом действуют

три правила:

• нельзя ничего записывать;

• нельзя заставить человека читать, что написано у него на карточке, если он не хочет;

• никто не должен выпускать свою карточку из рук и показывать ее другим. Группа должна ответить на три вопроса:

Что потерял Джованни?

Кто это похитил?

Где это находится?

Ведущий предоставляет группе возможность самостоятельно организовать свою работу и

найти подходящие методы для решения задачи.

Обсуждение:

Как была организована работа?

Какой была атмосфера во время работы?

Все ли участники предоставили свою информацию в распоряжение остальных?

Что можно было бы улучшить?

Какие выводы сделали?

Варианты ответов к упражнению «Секрет Джованни»

Что было потеряно?

маленький котенок

• билет в оперу

• парик

• красный кабриолет

• рецепт кекса

• бриллиантовое кольцо Кто это похитил?

Белло, собака

Эгон Айгенсинн, тренер Джованни

Лиза Лангбайн, его подруга


• Гарри Питтбул, его соперник
его любимая тетя Роза

Где это находится?

• в городском парке

• под кроватью

в стиральной машине на дереве

• в его купальном халате

Текст карточек к упражнению «Секрет Джованни»

Джованни слушает музыку только в стиле кантри.

У Джованни аллергия на кошек.

Джованни лысый.

У Джованни нет машины.

Джованни не умеет готовить.

Единственное украшение Джованни - перстень с печаткой.

Эгон Айгенсинн - тренер Джованни.

Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом.

Лизы Лангбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник».

Гарри Питтбул совершенно не виновен.

Джованни очень тщеславный.

Тетя Роза в Африке на сафари.

Джованни никогда не ест суп.

Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.

Белло любит играть под кроватью Джованни.

Бел л о не в воде.

Джованни любит животных.

У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.

Эгон Айгенсинн часто ходит в оперу.

У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.

Лиза Лангбайн любит бриллианты.

Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.

Джованни приобрел государственные ценные бумаги.

Упражнение «Треугольник». 30 мин

Цель: сплочение участников группы.

Вся группа размещается внутри «электрического треугольника» (между тремя стульями на высоте 1м от пола натянута веревка).

Задача участников - выбраться из треугольника, выполнив ряд условий: время на выполнение - 5 минут; не касаться веревки; • не подлезать под веревкой. В случае нарушения одного из этих условий кем-либо из участников, вся группа возвращается на исходную позицию, и упражнение начинается сначала. Ведущий перед выполнением упражнения спрашивает у участников, нужно ли им время на обсуждение. Если есть необходимость, предоставляет не более 5 минут. Обсуждение:

Легко ли было справиться с заданием? Что мешало? Что помогало? Какие выводы сделали?


Упражнение «Всеобщее рукопожатие». 5 мин

Цель: эмоциональный и телесный контакт, поддержка, сплочение.

Ведущий предлагает участникам:

встать в круг и взяться за руки;

взяться за руки через одного;

взяться за руки через двух;

и так далее, если участники захотят продолжать упражнение дальше.

В итоге - все участники вместе с ведущим объединены в тесный дружественный круг.


Раздел «Упражнения -ритуалы прощания»

Упражнение «Пожелание на неделю». 5 мин

Ведущий предлагает всем встать в круг, взяться за руки и, поочередно, сказать пожелание участникам группы на неделю. После того, как все выскажутся, громко и дружно крикнуть: «До встречи!»

(Данное упражнений можно использовать на каждом занятии, сделав его традиционным, либо использовать другие упражнения по усмотрению ведущего и (или) группы).

Упражнение «Подарки». 15 мин

Цель: создание доброжелательной атмосферы при расставании.

Ведущий предлагает каждому участнику придумать и подарить подарок человеку, сидящему

справа. Подарок нужно подобрать так, чтобы он подходил человеку, доставил ему радость.

Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему именно этот подарок

выбрал.

Упражнение «Прощальное слово группе». 10 мин

Все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому (в произвольном порядке) сказать прощальное слово группе.

Упражнение «Подсолнух». 10 мин

Цель: настрой участников на дальнейшую работу над собой.

Ведущий предлагает участникам встать в широкий круг, затем сесть на пол, закрыть глаза и послушать его слова: «Вспомните о том, как вы по одиночке пришли в эту группу и были не знакомы с большинством участников (1 мин.). Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь.... Почувствуйте, что вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг другу.... Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все - это цветок подсолнуха, который медленно покачивается под дуновение ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо...(30 сек.). Продолжая покачиваться, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым...(2 мин.). Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и снимите руки с плеч соседей.... Осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семя.... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь спиной в круг.... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но несете в себе при этом энергию группы. Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле....Скажите себе самому: «Я наполнен жизненной силой и у меня есть энергия для роста и развития» (1 мин.). Теперь постепенно откройте глаза. Работа нашей группы завершена».


Учебное издание

Степанова Ольга Николаевна, канд.биол. наук, доцент Сизёмова Марина Александровна, помощник проректора по воспитательной работе НГПУ

Ответственный редактор: Р.И. Аизман, д-р биол. наук, профессор, засл. деятель науки РФ, зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Дизайн обложки: Е.Михайлова

Жизненные навыки

Учебно-методическое пособие В авторской редакции


 


 


 



 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.