Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель коррекционно-развивающей работы психолога






Нами предпринята попытка предложить модель работы психолога с системой с учетом состояния поля и ролевого распределения членов, позволяющую ослабить противоречия и разомкнуть " порочный круг". Основной акцент сделан на поиск позиции психолога, то есть его роли, допускающей организацию работы на ресурсах самой системы. В результате нами была разработана модель коррекционно-развивающей работы психолога в школе в форме реализации психолого-педагогического сопровождения процесса обучения. Модель представляет собой комплекс психологических, педагогических и социальных мероприятий, осуществляемых психологом в партнерстве с классным руководителем или другим заинтересованным лицом в школе при постепенном вовлечении в сотрудничество остальных членов системы. Целью психолога является объединение усилий всех членов, реализация их сотрудничества, а не соперничества. Предложенный подход представляет собой попытку моделирования периодически осуществляемого психологом системного воздействия, которое способствует не только поддержанию энергетического баланса в системе, но и в случаях его нарушения позволяет восстановить этот баланс на более высоком уровне, что приводит к гармонизации взаимодействий и стабилизации системы. Психолог должен в этом процессе выступать как системообразующий фактор, однако, как показано выше, при его попытках непосредственно воздействовать на поле системы он будет отторгнут ею в процессе борьбы системы за самосохранение. Поэтому психологическое воздействие строится нами следующим образом.

На первом этапе необходимо проанализировать состояние системы, исследовать состояние поля – выяснить основные интересы и стремления членов системы, степень их согласованности, наличие ресурсов, источники напряжения потребностей и трудности при их реализации. Необходимо установить, кто в основном определяет состояние поля, то есть чьи интересы доминируют. При этом важно выявить роли участников взаимодействия, используемые ими как способ поддержания баланса поля, а также характер их взаимодействия и взаимообусловленности, вскрыть основное противоречие и наличие " замкнутого круга дезадаптации". Как уже отмечалось, образование " замкнутого круга" обусловлено тем, что существует некоторое внутреннее противоречие членов системы, которое не разрешается и приводит к их общей неудовлетворенности, высокой степени внутреннего напряжения и фрустрации перспективных потребностей. Это сопровождается отсутствием взаимопонимания, противоречивостью позиций детей, родителей и учителей, которое проявляется в их ролевом противостоянии. Такое взаимодействие часто составляет привычное содержание жизнедеятельности в школе, когда напряжение расходуется на внутреннее противостояние детей и взрослых, а его источник не устраняется. Поскольку система в целом стремится поддерживать равновесие, то ее члены боятся выхода их дезадаптивного слияния " здесь и теперь" и не видят перспектив своего развития, усиливают давление друг на друга, обостряя противоречие, что и замыкает " порочный круг".

Для организации успешного психологического воздействия на такую систему необходимо проанализировать причины, мешающие ей самостоятельно выйти из " замкнутого круга". Эти причины могут быть связаны с наличием следующих факторов:

· ограниченность ресурсов, необходимых для реализации перспективных потребностей отдельных членов или системы в целом (например, недоразвития базальных систем и личностной сферы ребенка, недостатки педагогических технологий и систем воспитания и т. д.)6

· жесткость ролей и стратегий отдельных членов системы, их неспособность к осознанию ограниченности собственной позиции и к нахождению других способов взаимодействия6

· отсутствие доверия и взаимопонимания основных участников процесса, страх " потери лица", выхода из роли, переживаемый ими как личная неудача, неспособность идти на компромисс и формировать новые общие цели.

С учетом указанных факторов планируемое психологическое воздействие должно содержать следующие элементы.

· Поиск и согласование со всеми членами новой общей цели, актуальной и приемлемой для всей системы, которая играет роль новой " мифологемы".

· Расширение контекста, то есть создание ситуации безопасности для всех членов, что позволит им иначе увидеть свою позицию и позиции других и " расколдовать" роли.

· Организация поиска ресурсов путем исследования других возможностей взаимодействия и предоставления участникам возможности выбора новых ролевых позиций и новых стратегий.

· Реализация новых возможностей в искусственной среде6 при этом групповой психотерапевтический процесс рассматривается как искусственная среда  поле, моделируемое психологом, зависящее от сформированных ролей и ресурсов участников и облегчающее им переход к новым ролям и новой самоидентификации.

· Завершение процесса предполагает перенос участниками новых способов действия в жизненные ситуации и прогнозирование дальнейшего развития системы.

Выбор новой общей перспективной цели необходимо производить с опорой на базовые перспективные потребности системы в целом и с учетом интересов всех членов системы. Целью психологического воздействия является вовлечение всей системы в деятельность по реализации этой цели, однако, первоначальной точкой приложения усилий психолога является энтузиаст – наиболее фрустрированный член системы, более других заинтересованный в изменениях. Его взаимодействие с психологом – разработка плана мероприятий и ознакомление с ними остальных участников – выводит систему из равновесия и создает угрозу для стабильности ее членов, что приводит к возможным протестам. Поэтому психолог должен предложить каждому участнику приемлемый для него способ включения его в сотрудничество без " потери лица". Важно обозначить возможность выбора позиции и меры участия для каждого в новых условиях, причем, психолог может комментировать эти выборы. Целью является постепенное вовлечение всех членов в сотрудничество на новых ролях, объединение их усилий при работе на общую цель. В этом случае рост напряжения участников, возникший при выходе системы из состояния равновесия, тратится ими не на взаимную конфронтацию, а на усилия в направлении реализации сообща намеченной цели.

В процессе реализации программы необходимо концентрировать внимание участников на способах повышения ресурсов системы как средства разрешения противоречий, то есть на росте возможностей детей и расширении диапазона эффективных педагогических и воспитательных средств, информированности и компетентности взрослых.

В конце процесса важно прокомментировать и закрепить новые цели и новые способы взаимодействия, проработать перспективы дальнейшего развития системы и перевести ее на собственные ресурсы без участия психолога. Разрешение основного противоречия и восстановление " мифологической реальности" позволяет системе поддерживать на новом уровне энергетический баланс, гармонизировать ее взаимодействия со средой и внутренние аффективные процессы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.