Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обратная связь. Осуществляется в виде описания поведения, выражения чувств, высказывания фантазий, оценочных суждений по поводу поведения участников






Осуществляется в виде описания поведения, выражения чувств, высказывания фантазий, оценочных суждений по поводу поведения участников, подгрупп или состояния группы в целом. В зависимости от ситуации, ведущий использует тот или иной тип обратной связи.

1. Описание поведения.

Ведущий описывает невербальные проявления участника с целью сделать их более осознанными. Описание поведения уместно, когда ведущий замечает неконгруэнтность.

Для того чтобы техника была эффективной, необходима настроенность участника на осознание чувств и сотрудничество с ведущим.

2. Оценочные суждения.

Хотя в гуманистической психологии к оценочным суждениям существует негативное отношение, тем не менее, они зачастую эффективны для пробуждения осознания. Примерами оценочных суждений являются следующие высказывания: «Я думаю, ты сейчас злишься», «Ты занимаешь закрытую позицию в группе», «Ты выглядишь скованно». Техника уместна, когда ожидание поведения не приводит к росту осознания, при оппозиционном поведении участника.

3. Выражение чувств.

Выражение чувств позволяет участнику осознать, какие эмоциональные реакции вызывает его поведение. Примеры: «Меня бесит, что ты позволяешь пользоваться тобой», «Я вижу, что тебе сейчас плохо, и очень тебе сочувствую».

4. Фантазии

Высказывание фантазий, ассоциативных образов позволяет участникам через метафору лучше осознать, что происходит в группе: «У меня впечатление, что я попал на врачебный консилиум», «Ты ведешь себя так, как будто просишь милостыню».

5. Обратная связь группы

Ценность группы в том, что участник может получить обратную связь от многих людей, и поэтому ее труднее игнорировать. Давая обратную связь, участники активнее включаются в групповой процесс.

Ведущий может обращаться за обратной связью ко всей группе: «Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит?»; к участнику, которого в большей степени затрагивает групповое взаимодействие: «Как ты относишься к тому, что тебя сейчас обсуждают»; или к тому, кто оказался не вовлеченным: «А что ты чувствуешь по поводу происходящего в группе?».

Формулировка вопроса фокусирует характер обратной связи. Так, вопрос «Как вы относитесь?» наиболее широкий и ответы могут включать как выражение чувств, так и фантазии, оценки, интерпретации. Вопрос «Что вы думаете?» побуждает группу интерпретировать. Вопросы: «Какие у вас возникают образы, фантазии?», «Что вы чувствуете?» – соответственно, способствуют выражению фантазий или чувств.

Важную роль в обратной связи играют ирония и юмор. Они способны сделать обратную связь более острой, или, напротив, снять чрезмерное напряжение в группе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.