Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. В последние пятнадцать лет в России интенсивно развивается практическая психология и психотерапия






В последние пятнадцать лет в России интенсивно развивается практическая психология и психотерапия. Длительное время (после знаменитого постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 30-х годах и фактически до начала 80-х) эта сфера в нашей стране была сжата социальными ограничениями до таких размеров, что на протяжении указанных пятидесяти лет ее, собственно, нельзя и обозначать как самостоятельную социальную сферу психологической и психотерапевтической практики (поддерживаемую другими уровнями государственности и саморазвивающуюся и саморегулируемую внутрисферными механизмами).

Подобно эффекту сжатой пружины, освобождение от социальных запретов (прямых и косвенных) привело к бурному " психотерапевтическому" взрыву – поскольку потребность общества и индивидуальных граждан в данной практике очевидна, а разрыв между количеством квалифицированных специалистов и общественным запросом к началу 90-х годов был огромен. (Из собственного опыта могу привести пример: количество психологов-практиков в заштатном американском городке Форт-Коллинз (штат Колорадо, численность около 80000 человек) в пять раз (!) превышало количество дееспособных практических психологов в таком мегаполисе, как Москва.)

В последнее десятилетие этот социальный вакуум начал быстро (к сожалению, катастрофически быстро) заполняться вновь подготовленными специалистами. Редкий относительно крупный институт или университет не готовит сейчас практических психологов или психотерапевтов.

Однако сама психотерапевтическая практика в нашей стране еще только подходит к серьезному осознаванию профессиональных требований к специалистам данной категории, к четкому обоснованию критериев эффективной психотерапевтической работы, к созданию специального социального института супервизии, выполняющего экспертную функцию и функцию профессиональной поддержки и развития (4, 7).

Данная статья посвящена разработке супервизорских критериев и моделей супервизорской деятельности, а также обсуждению способов работы супервизора в одной из, может быть, самых популярных в нашей стране психотерапевтических идеологий – в гештальт-подходе.

Текст состоит из 4-х разделов:

1. Базовое отличие академической (научной) психологии от практической психологии и психотерапии. Профессиональная позиция – «супервизор».

2. Анализ существующих моделей супервизорской деятельности.

3. Функциональная модель супервизии (Н. Б. Долгополов, 1994).

4. Вспомогательная интеракционная модель супервизии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.