Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподаватель: Шатерник Н.Н.






Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ

УО «Смиловичский государственный аграрный колледж»

 

 

«Утверждаю»

зам. директора по уч. работе

_____________/Абловацкая А.А../

«_______» ___________20г.

 

Методические рекомендации и задания

По написанию домашней контрольной работы

 

по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук»

Для учащихся заочной формы получения образования

 

Специальности: Агрономия

 

 

Преподаватель: Шатерник Н.Н.

 

 

Рассмотрено на заседании

цикловойкомиссии

социально-гуманитарных

и правовых дисциплин

Протокол №_____ от________ 20г.

Председатель: _______________

 

г.п. Смиловичи

Пояснительная записка

 

Изучение дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» является неотъемлемым компонентом при подготовке современного специалиста.

В программу данной дисциплины включены интегрированные знания по философии, социологии и политологии, изучение которых способствует формированию таких компетенций учащихся как социально-личностные, академические (универсальные) и социально-профессиональные.

Ведущей целью учебной дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» является формирование социально-личностныхкомпетенций учащихся, всвязи с чем выделяются следующие специальные цели:

· усвоение основ философских, социологических,. политологических знаний, а так же приобретение умений и навыков;

· формирование интегрального видения мира;

· овладение культурой философского мышления;

· овладение основами социально-политических действий;

· осознанное принятие системы гуманистических ценностей личности, общества, государства.

В результате изучения дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» учащиеся должны:

Знать:

ü роль философии в рационально-теоретическом освоении мира, в формировании мировоззрения человека, в развитии культуры;

ü ключевые идеи и категории философской концепции человека;

ü социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности, в т.ч. профессиональной;

ü ведущие идеи философской и социально-политической картины общества;

ü общую характеристику общества как системы;

ü особенности социально-политического управления в РБ;

ü основные направления государственной политики РБ;

ü роль и действия человека в социально-политических процессах;

ü общую характеристику культуры социальных и политических действий

Уметь:

ü характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека;

ü использовать социологические и политологические знания в процессе формирования собственных суждения о социально-политических процессах, отдельных ситуациях и действиях;

ü осуществлять социальное взаимодействие; осуществлять основные гражданские обязанности.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.

 

 

По дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук» учащиеся выполняют одну контрольную работу. Она состоит из 10 вариантов, номер варианта определяется по последней цифре шифра учащегося. Каждый вариант содержит 3 теоретических вопроса: первый вопрос отражает тематику философии, второй вопрос – социологии и третий вопрос – политологии.

К выполнению работы следует приступать своевременно, с тем, чтобы она поступила на рецензирование согласно графику их выполнения.

Выполнение контрольной работы состоит из следующих этапов:

1. Изучение литературы по варианту работы.

2. Составление плана работы.

3. Написание контрольной работы.

4. Окончательное оформление контрольной работы и отправка её в учебное заведение на рецензирование.

Рассмотрим последовательно эти этапы.

1. Процесс выполнения контрольной работы начинается с чтения соответствующих глав и параграфов рекомендуемой учебной литературы. При возникновении затруднений следует обратиться за консультацией в учебное заведение. Не следует пользоваться устаревшей литературой, необходимо применять новейшие источники. При работе с рекомендуемой литературой следует вести рабочие записи, выписывать отдельные определения, формулировки, выводы, интересные примеры, доказательства.

Для удобства дальнейшего использования этих записей целесообразно их ведение на отдельных карточках с указанием фамилии автора, названия источника, страницы.

2. После изучения литературы и получения полного представления о содержании вопросов необходимо составить план написания работы, Он является примерным, и автор работы может при необходимости его дополнить, изменить при письменных ответах на вопросы.

3. После составления примерного плана ответов на вопросы следует приступить к последовательному изложению их содержания. Работа должна свидетельствовать о знании учащимися литературных источников и их правильном применении при раскрытии вопросов. В работе следует одновременно излагать различные точки зрения на анализируемую проблему. Объём работы считается нормальным, если он составляет не менее16 страниц рукописного текста в ученической тетради /9-12 страниц печатного текста размер шрифта - №14/. Не следует злоупотреблять большим количеством цитат, обязательны точные указания источников Недопустимо механическое переписывание страниц и абзацев учебников, брошюр или статей периодической печати.

4. Главным в контрольной работе является её содержание, однако, важное значение имеет так же её оформление, от этого в значительной мере зависит

оценка. При написании работы следует руководствоваться следующими правилами:

ü работа должна быть написана грамотно, чётким разборчивым почерком, синими чернилами;

ü в тексте не допускаются сокращения кроме общепринятых;

ü на обложке указываются фамилия и инициалы автора, шифр, курс, отделение, домашний адрес. На первой странице пишется номер варианта и перечень излагаемых вопросов;

ü в тексте следует выделять вопросы; в конце работы помещают список использованной литературы;

ü завершается работа подписью учащегося и датой её выполнения;

ü к каждой цитате, приведённой в тексте работы, а так же к заимствованным из источников цифровым данным, внизу страницы под чертой даются сноски, в которых указываются номер сноски, автор, источник, место издания, издательство, год издания и соответствующие страницы.

При рецензировании контрольной работы учитываются соответствие ответов вопросам и плану, глубина раскрытия вопросов, последовательность изложения материала, степень использования рекомендуемой литературы, достаточность объёма, эстетичность оформления, грамотность и аккуратность, наличие ссылок и указателей на использованные источники.

Если по тем или иным причинам работа не зачтена, надо внимательно изучить все замечания и указания, сделанные в рецензии, с их учётом необходимо переделать работу и выслать её на повторное рецензирование вместе с первым вариантом, чтобы рецензент мог проверить, выполнены ли его указания.

По результатам выполнения домашней контрольной работы выставляется зачёт.

 

Критерии оценки выполнения домашней контрольной работы.

 

Отметка «зачтено» выставляется при следующих условиях:

· работа выполнена в полном объёме, в соответствии с заданием, ответы на все вопросы даны полно, последовательно.

· работа аккуратно оформлена, приведён список использованной литературы.

· работа может быть зачтена, если она содержит единичные несущественные ошибки:

-описки, не искажающие сути ответа на теоретические вопросы;

-неточности, допущенные при ответе;

-отсутствие выводов в процессе освещения вопросов;

-при отсутствии списка используемой литературы или несоответствии его оформления стандарту.

 

Отметка «незачтено» выставляется, если работа выполнена не в полном объёме или содержит следующие существенные ошибки:

-не раскрыто основное содержание вопросов задания;

-ответы на теоретические вопросы полностью переписаны из учебной литературы без адаптации к контрольному заданию;

-отдельные вопросы в работе освещены не в соответствии с вариантом задания.

 

Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту возвращается учащемуся без проверки, с указанием причин возврата.

 

 


Вариант 1.

1. Определите суть предмета философии. Опишите структуру философского знания.

Л-ра: 1.4 –стр.18-21; 1.2 –стр.14-15; 1.9 –стр.21-27;

1.7 – стр. 7-10, 12-15; 1. 8 –стр.6-10

2. Дайте характеристику понятия - социальный статус. Раскройте сущность социальной роли как динамической, поведенческой стороны статуса.

Л-ра: 2.9. –стр.121-129; 2.4. –стр.98-101; 2.16 –стр.41-45.

3. Охарактеризуйте границы политики.

Л-ра: 3.3.–стр.74-95; 3.4.–стр.35-49; 2.9.–стр.360-379;

3.2.–стр.27-37.

Вариант 2.

1. Дайте определение понятия «мировоззрение», опишите его сущность и структуру.

Л-ра: 1.4.–стр.9-15; 1.9.–стр.7-12; 1.3.–стр.28-31.

 

2. Объясните сущность понятия - социализация, её статусные результаты.

Л-ра; 2.9.–стр.334-337: 2.1.–стр.157-161; 2.2.–стр.50-56; 2.12.–стр.162-172; 2.4.–стр.200-218; 2.15.–стр.118-131;

2.16.–стр.82-83

3. Дайте определение понятия - политическая система, опишите её сущность и основные структурные элементы.

Л-ра: 3.1.–стр.29-34; 3.2.–стр.54-68; 3.3.–стр.97-113;

3.4.–стр.61-69; 3.6.–стр.155-180; 3.7.- стр.51-59,

3.11.–стр.162-166; 3.12.– стр.35-41

Вариант 3.

1. Дайте характеристику категории «бытие», опишите его аспекты и основные формы.

Л-ра: 1.4.–стр.137-143; 1.1.–стр.175-177; 1.2.–стр.119-124;

1.7.–стр.27-38; 1.9.–стр.92-106.

2. Раскройте сущность понятия социальное взаимодействие, охарактеризуйте его основные элементы.

Л-ра: 2. 2.–стр.91-106; 2.1.–стр.203-207; 2.16.–стр.38-41;

2.12.–стр.107-111;

3. Дайте определение понятия политическая власть, назовите её отличительные черты, опишите структуру и механизмы.

Л-ра: 3.6.–стр.115-142; 3.4.–стр.49-57; 3.3.–стр.144-152;

3.2.–стр.37-53; 2.9.–стр.380-388.

 

 

Вариант 4.

 

1. Определите суть понятия диалектика, дайте характеристику её принципам, законам.

Л-ра: 1.1.–стр.234-238; 1.4.–стр.166-180; 1.5.–стр.130-132, 135-139, 143-146; 1.8.–стр.173-198; 1.9.–стр.100-102.

2. Опишите сущность и функции социального контроля.

Л-ра: 2.10.–стр.155-169; 2.16.–стр.85-87; 2.8.– стр.279-290;

2.17.–стр.218-226

3. Охарактеризуйте отличительные особенности государственной власти, её горизонтальное и вертикальное разделение.

Л-ра: 2.9.–стр.388-389, 393-397; 3.2.–стр.91-104;

3.3.–стр.152-156; 3.4.–стр.87-97.

Вариант 5.

1. Дайте определение понятия «познание», опишите его основные характеристики.

Л-ра: 1.4.–стр.254-265; 1.3.–стр.53-56; 1.2.–стр.205-210;

1.1.-270-274; 1.8.–стр.211-212.

2. Раскройте сущность понятия общество. Перечислите и охарактеризуйте его типы. Охарактеризуйте основные подсистемы общества.

Л-ра: 2.10.-стр.79-90; 2.16.–стр.93-99; 2.12.–стр.72-85;

2.9.– стр.84-91

3. Раскройте основные теории происхождения государства. Опишите признаки и функции государства.

Л-ра: 2.9.–стр.464-469; 3.3.–стр.130-137; 3.4.–стр.73-87;

3.6.–стр.180-201

Вариант 6.

1. Охарактеризуйте научное познание: его специфику, структуру, динамику.

Л-ра: 1.4.–стр.272-277; 1.2.–стр.235-246; 1.9.–стр.130-135;

1.3.–стр.64-66; 1.1.–стр.296-300; 1.6.–стр.234-242;

1.7.–стр.197-201; 1.5.–стр.451-453, 461-467.

2. Дайте трактовку понятий - социальные группы и общности. Приведите типологию социальных общностей.

Л-ра: 2.9.–стр.152-165; 2.10.–стр.103-108; 2.4.–стр.181-206; 2.12.–стр.90-96; 2.2.–стр.72-75; 2.15.–стр.67-76.

2. Раскройте сущность понятий -гражданское общество и правовое государство.

Л-ра: 2.9.–стр.474-477; 3.6.–стр.201-219; 3.2.–стр.75-81.

Вариант 7.

1. Раскройте сущность человека как предмета философского анализа. Дайте характеристику социальных начал в человеке: индивид, индивидуальность, личность.

Л-ра: 1.4.–стр.224-227; 1.1.–стр.430-431; 1.8.–стр.310-314;

1.9.–стр.144-148; 1.6.–стр.277-280.; 1.2.–стр.266-273;

1.4.–стр.217-218.

2. Назовите и опишите характерные черты социальных организаций.

Л-ра: 2.9.–стр.181-262; 2.4.–стр.277-289; 2.1.–стр.266-271; 2.12.–стр.118-128.

3. Дайте определения и охарактеризуйте понятия -избирательное право, избирательная система,. Опишите типы избирательных систем.

Л-ра: 3.1.–стр.90-95; 3.2.–стр.162-170; 3.4.–стр.131-141;

3.6.–стр.249-274.

 

Вариант 8.

 

1. Раскройте сущность понятия сознание, определите источники его формирования и структуру.

Л-ра: 1.4.–стр.200-210; 1.1.–стр.194-213; 1.2.–стр.153-161;

1.8.–стр.154-160.

2. Охарактеризуйте понятие - социальная стратификация, опишите исторические типы стратификации.

Л-ра: 2.9.–стр.262-272; 2.4.–стр.206-233; 2.10.–стр.111-114; 2.15.–стр.56-67.

3. Охарактеризуйте понятие - политический процесс. Назовите субъектов и опишите уровни политического процесса.

Л-ра: 3.2.–стр.136-142; 3.3.–стр.283-291; 3.4.–стр.113-131;

3.6 –стр.440-447.

 

Вариант 9.

1. Дайте общую характеристику философии общества: основные проблемы, понятия, основные исследовательские программы.

Л-ра: 1.9.–стр.193-203.

2. Дайте трактовку понятия – социальный институт. Назовите и опишите основные социальные институты и раскройте их предназначение.

Л-ра: 2.16.–стр.45-48; 2.10.– стр.114-119; 2.8.– стр.89-109.

3. Охарактеризуйте формы современных государств.

Л-ра: 3.2.–стр.86-91; 2.9.–стр.469-474; 3.3.–стр.137-143.

 

 

Вариант 10.

1. Дайте характеристику обществу как развивающейся системе, опишите его сущность и специфические черты.

Л-ра: 1.4.–стр.318-323; 1.3.–стр.77-91; 1.1.–стр. 327-353;

1.9.–стр.203-227; 1.2.-стр.326-329; 1.5.–стр. 297-306.

2. Опишите сущность понятия – социальный прогресс и его влияние на развитие общества.

Л-ра: 2.4.– стр.352-356; 2.17.–стр.70-74; 2.10.–стр.261-271;

2.16.–стр.120-122

3. Охарактеризуйте основные этапы политической социализации личности. Опишите сущность понятия – политической участие, назовите его формы и типы.

Л-ра: 3.2.–стр.217-219; 3.3.–стр.209-213; 3.4.–стр.177-181;

3.11.–стр.210-218; 3.2.–стр.217-220, 142-146; 3.6.–стр.428-440.

Литература.по вопросам философии.

1.1.Волчек Е.З. Философия: учеб.пособие – Мн.: 2006г.

 

1.2. Калмыков В.Н. Основы философии: учеб.пособие-

Мн.: «Вышэйшая школа», 2006г.

 

1.3.Основы социально-гуманитарных наук под ред. Г.И.Бабко

Мн.: «Вышэйшая школа», 2005г.

 

1.4.Философия: учеб.пособие / под ред. В.К.Лукашевича, - Мн.: БЭГУ, 2001г.

 

1.5.Философия: учеб.пособие / под ред. В.П.Кохановского.-

Ростов н/Дону: «Феникс», 2001г.

 

1.6.Философия: учеб.пособие/ под ред. Ю.А.Харина.-

Мн.: «ТетраСистемс», 2006г. (2005г.)

 

1.7.Философия под ред. Ю.А.Харина – Мн.: «ТетраСистемс», 2003г.

 

1.8.Философия под ред. Н.И.Жукова – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999г.

 

1.9.Яскевич Я.С. Основы философии – Мн.: «Вышэйшая школа», 2006г.

 

Литература по вопросам социологии

2.1. Бабосов Е.М. Практикум по социологии –МН.: ТетраСистемс, 2003г.

2.2. Елсуков А.Н. Социология –Краткий курс, Мн.: ТетраСистемс, 2007г.

2.3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология – М.: Инфра, 2001г.

2.4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для ВУЗов –М.: Академический проект, 2000г.

2.5. Кравченко А.И. Основы социологии – М.: Раритет, 2000г.

2.6. Кравченко А.И.Введение в социологию, М.: Раритет, 1995г.

2.7. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для ВУЗов – М.: Академический проект, 2002г.

2.8. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология, Сиб–Питер, 2006г.

2.9. Основы социально-гуманитарных наук /ред. Бабко Г.В. –Мн.: Вышэйшая школа, 2005г.

2.10. Социология /ред. Елсукова А.Н. – Мн.: ТетраСистемс, 2004г.

2.11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество –М.: Прогресс, 1992г.

2.12. Симхович В.А. Социология –Мн.: БЭГУ, 2006г.

2.13. Тощенко Ж.Т. Социология – Мн.: Общий курс – М.: Юрайт–Издат, 2003г.

2.14. Фролов С.С. Социология – М.: Академ. проект, 1996г.

2.15. Шикун А.И. Социология – Мн.: Дикта, 2005г.

2.16 Кухарчук Д.В. Социология – М.: 2010г.

2.17.Е.М.Бабосов «Социология», Мн.: ТетраСистемс, 2011г.

 

 

Литература по вопросам политологии.

3.1. Антонович Н.А. Политология – Мн.: ТетраСистемс, 2008г.

3.2. Антонович Н.А., Денисюк Н.И. Основы политологии – Мн.: Беларуск. Энцыкл. iмя П. Броукi, 2009г.

3.3. Белякович Н.Н. Политология Мн.: Дикта, 2008г.

3.4. Бондарь П.И.. Бондарь Ю.И. Политология –Мн.: «Аверсэв», 2003г.

3.5. Конституция Республики Беларусь, Мн.: 2008г.

3.6. Мельник В.А. Политология – Мн.6 Вышэйшая школа, 2006г.

3.7.Политология /ред. С.В.Решетникова, Мн.: 2000г.

3.8. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: уч. пос. для ВУЗов, Мн.: 1999г.

3.9. Пугачёв В.П.. Соловьёв А.И. Введение в политологию, М.: 2003г.

3.10. Круглова Г.А. Политология, Мн.: 1997г.

3.11.А.Н.Елсуков, А.Н.Данилов «Основы социологии и политологии», Мн.: РИПО, 2012г.

3.12.Политология/практикум/ под ред. С.В.Решетникова, Мн.: ТетраСистемс, 2008г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.