Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебное пособие. Психология жизненных ситуаций

Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова

Психология жизненных ситуаций

Учебное пособие

М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.

(Отсканировано с некоторыми техническими погрешностями. Издатель. приносит извинения за неудобства в использовании данного материала).

В учебном пособии приводится общая характеристика жизненных ситуаций, раскрываются основные подходы к их анализу, а также некоторые распространенные ситуации, встречающиеся на жизненном пути личности. Поведение рассматривается как результат личностно-ситуационного взаимодействия. Предлагается классификация стратегий поведения в жизненных ситуациях. Дается подробное описание новой методики < Психологическая автобиография>, предназначенной для психодиагностики жизненных ситуаций.

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов, университетов> педагогических колледжей и всех, интересующихся проблемами жизненного пути личности.

 

ISBN 5-86826-056-7

 

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю.. 1998

 

Российское педагогическое агентство, 1998

 

В учебном пособии впервые представлена систематизация имеющихся в психологии представлений о жизненных ситуациях. В настоящее время накоплен огромный материал, отражающий исследования жизненных ситуаций. Интерес к понятию ситуации в последнее время существенно возрос в самых разных областях исследования, поскольку адекватное понимание личности вне реальной жизненной ситуации невозможно. Между тем, подробный анализ ситуационных исследований еще не проводился.

В учебном пособии анализируется общая характеристика жизненных ситуаций. Значительное внимание уделено проблемам личностно-ситуационного взаимодействия и поведения человека в жизненных ситуациях. Рассмотрены основные подходы tc анализу жизненных ситуаций. Наиболее детально раскрыты событийные подходы, т.к. из всех ситуаций события как жизненные изменения, имеющие начало и конец, больше всего Поддаются измерению.

При изложении материала авторы, основываясь на собствен-1ом опыте исследований в области психологии жизненных ситу-щий, опирались на адаптационный подход к жизненному пути

пичности в континууме здоровья - болезни. Адаптация понимается как процесс взаимодействия человека и среды с целью

поддержания равновесия по типу гомеостаза. Адаптационный

процесс охватывает соматические, личностные и социально-психологические аспекты жизнедеятельности, присутствующие в

любой ситуации в разных соотношениях, и рассматривается в

качестве совокупности стратегий поведения как функции взаимодействия личности и ситуации, регулятором которого выступает психическое здоровье. Стратегии поведения анализируются

как поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов саморегуляции. Помимо общей

характеристики стратегий поведения в жизненных ситуациях

дается характеристика частных стратегий, классифицируемых в

зависимости от преимущественного участия в адаптационном

процессе того или иного уровня жизнедеятельности на соматически, личностно и социально ориентированные. Авторы отдают

себе отчет в том, что представляемые частные стратегии не исчерпывают всего многообразия стратегий и могут служить скорее в качестве примеров стратегий поведения того или иного типа.

Наряду с общей характеристикой жизненных ситуаций показана специфика некоторых часто встречающихся ситуаций в условиях здоровья и болезни. Ситуации соматической болезни и ситуации профессиональной деятельности относятся к наиболее значимым для лиц, находящихся на разных полюсах жизненного континуума < здоровье - болезнь>. Рассматривается также специфика острой стрессовой ситуации на примере ситуации хирургического стресса.

В последнем разделе представлено руководство по применению оригинальной методики < Психологическая автобиография>, предназначенной для исследования восприятия жизненного пути личности. Это экспрессивная проективная методика диагностики переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Теоретической основой < Психологической автобиографии> являются психология жизненного пути, событийно-биографический подход и подход, ориентированный на анализ событий недавнего прошлого. Методика позволяет выявить как формальные характеристики восприятия жизненных ситуаций (продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего, значимость для личности данного события по сравнению с другими, желательность, степень влияния события, время антиципации или ретроспекции), так и содержательные характеристики (тип и вид значимых событий, < оригинальность - популярность> (частота встречаемости событий различного содержания), < сила - слабость> (преобладающее влияние личностных либо ситуационных переменных).

Многие излагаемые вопросы дискуссионны (например, проблема личностно-ситуационного взаимодействия, поведения в значимых ситуациях и др.) и побуждают к размышлениям и самостоятельным исследованиям в указанных направлениях.

Учебное пособие состоит из четырех разделов, включающих в себя десять глав. Каждая глава завершается сжатым изложением материала в форме резюме, списком литературы и перечнем вопросов для повторения. После каждого раздела предлагаются задания для самоконтроля усвоения учебного материала.

Книга позволяет углубить знания о человеке как о субъекте жизненного пути и может заинтересовать не только студентов, преподавателей педагогических вузов, университетов, педагогических колледжей, а и всех. интересующихся проблемами жизненного пути личности.

 

РАЗДЕЛ 1

 

Значение понятия

< ситуация> для

психологии

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

 

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

 

§ 1. Понятие ситуации

 

В настоящее время становится ясно, что

понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку

между человеком и условиями его жизни

существует неразрывная связь. В наиболее

общем виде под ситуацией понимается естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др. Такое общее определение необходимо конкретизировать. Толкования этого понятия могут быть самыми разнообразными. В немалой степени этому способствуют и особенности человеческого восприятия. Восприятие человека Яроисходит в сложных конструктах типа < человек в ситуации^, поэтому общение достаточно эффективно без учета отдельных Личностных черт собеседника. Однако когда нам приходится бхарактеризовать человека, то мы прибегаем, как правило, к Личностным чертам. В последние годы все больше внимания уделяется изучению социальной и психологической среды обитания человека. Новая Отрасль исследования в конце 60-х годов получила название Психологии среды (environmental psychology), или психологической экологии, основателем которой считается Р. Баркер

 

(R. Barker). Проблемы, рассматривающиеся в психологической экологии, касаются изучения личности в реальной жизни. Среда понимается как комплекс неких условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида. Полагается, что растущий интерес к психологии среды должен скорректировать традиционные направления исследований в психологии, сосредоточившие внимание на человеке как едином замкнутом целом. При этом часто забывалось о существовании неразрывной связи между человеком и условиями его жизни. Переменные среды следует подвергать анализу в той же мере, что и личностные переменные. В настоящее время в психологических исследованиях возникает тенденция придерживаться принципа < компонентной перспективы>, согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия. Без выяснения того, что стоит за понятием ситуации, невозможно корректно оперировать с понятием не только личности, но и поведения. В многочисленных исследованиях среды неизменно подчеркивается, что среда оказывает влияние на поведение человека. Однако в исследованиях личности принцип учета среды зачастую только декларируется. Между тем, расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте социальных процессов, происходящих в обществе, но и в контексте естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность.

Частое использование понятий < среда> и < ситуация> в качестве взаимозаменяемых побуждает обратиться к анализу понятия < ситуация>. Следует отличать жизненные ситуации от ситуаций психодиагностического обследования, под которыми подразумеваются условия проведения обследования (см. § 3). В дальнейшем под термином < ситуация> будут подразумеваться жизненные ситуации, кроме специально оговоренных случаев.

 

Начало исследований можно отнести к

1917 г., когда К. Левин (К. Levine) делал

свои первые шаги в разработке теории

поля. К 1928 г. относятся исследования

Г. Хартшома и М. Мэя (Н. Hartshome,

М. May), в которых изучалась зависимость честности детей от их личностных и ситуационных особенностей. В 30-е годы XX века в американских социологических журналах

 

Определение

поиятм

схтуацгж

 

я> лись оживленные дискуссии о детерминации социфльного поведения и роли личности и ситуации в ней, в которых участво-вли Г. Оллпорт (G. Allport), С. Квин (S. Queen), Дж. Рейнхардт

(J. Reinhardt), В. Томас (W. Thomas) и многие другие. Однако

обратимся к современным исследованиям. Очевидно, участники

двскуссии остались каждый при своем, поскольку до настоящего

времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации.

Существует множество разнородных определений. Подятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, соцно-и

психолингвистика, социальная психология, психология обуче-вия, наконец, клиническая психология. Сегодня существует бо-^ее тысячи работ, касающихся ситуаций, причем в самых

различных областях исследования - от архитектуру до антропологии, от маркетинга до микросоциологии. К понятию ситуа-кии, помимо психологов, обращались философы, теологи,

юристы. Таким образом, интерес к ситуационным детерминантам

доведения не нов и не исключителен для социальных наук.

< Ситуация может быть определена на разных уровнях, от

квикро-к макро. Так, Д. Магнуссон (D. Magmisson) предложил

& уровней опредедеиня ситуации:

А. Стимулы (Stimuli) - отдельные объекты или действия.

В. Эпизоды (Episodes) - особые значимые события, имеющие причину и следствие.

С. Ситуации (Situations) - физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями.

Восприятие и интерпретация ситуации придает значение стимулам и эпизодам.

Д. Окружение (Settings) - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций.

Е. Среда (Environments) - совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.

Таким образом, при определении ситуации акцепт ставится чна ее внешнем характере. Чаще всего ситуация определяется " Яменно этими рамками. Так, например, Л. фергюссон 'KL. Fergusson) находит место ситуации в психологическом тезауру-Фе среди четырех предикторов личности, обусловливающих ее поведение наряду с конституциональными (соматическими),

Групповыми (социальными обычаями, привычками, аггитюдами) 'я ролевыми, в том числе сексуальными особенностями. Понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека перекликается с такими понятиями, как < социальный случай>, < случай>, < социальный эпизод>. При этом уровни определения ситуации не учитываются. Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Такое определение ситуации наиболее распространено. Его придерживаются Л. Магнуссон (L. Magnusson), А. Фарнхейм и М. Аргайл (A. Furnheim, М. Argyle), Л. Фергюссон (L. Ferguason), В. Мишель (W. Mischel), Г.В. Балл и др. Согласно такому пониманию, структура ситуации включает в себя действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты. Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциаль-ным и другим переменным среды и их атрибутам.

Согласно несколько иной позиции, использование понятия < ситуация> в психологическом тезаурусе возможно только в случае понимания ее не как совокупности элементов объективной действительности, а в качестве результата активного взаимодействия личности и среды. При таком понимании ситуации выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности. Предпринимаются попытки обоснования отсутствия тождественности понятий среды и ситуации, несмотря на их близость. Ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы охарактеризованы при описании предыдущего подхода к определению ситуации. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания. Л. Николов указывает на несколько характерных различий в понятиях ситуации и среды. Так, понятие ситуации не совпадает с видами среды, являющейся сложным образованием, - с географической, социальной, макро-и микросредой и т.п. Во-вторых, среда внесубъектна, а ситуация всегда субъективна (это всегда < чья-то> ситуация). Кроме того, среда характеризуется устойчивостью и длительностью, стабильностью, а ситуация всегда кратковременна. Объективные и субъективные ситуации анализируются также К. Стеббинсом (К. Stebbina), который под

 

объективной ситуацией понимает актуальное физическое и социальное окружение, а под субъективной - любой компонент субъективной ситуации, воспринимаемой человеком и поэтому получающей то или иное значение. Значению и определению ситуации много внимания уделяет также Т. Шибутани (Т. Shibutani), показавший, что определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации. Тем самым она становится субъективной. Поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько еГО интерпретацией этого окружения. Исследования, проводимые под руководством Д. Магнуссона (D. Magnusson), руководствуются положением, согласно которому влияние ситуации опосредуется т.н. < воспринимающе-когнитивными системами ийдивида>. В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, а также со сторонниками теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), согласно второй реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительно-оги. В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды. В одном йсй недавних отечественных исследований В.Н. Воронина, Й.Н. Князева предпочтение также отдается второму подходу, а

ситуация описывается как когнитивный конструкт личности,

который отражает часть объективной реальности, существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или

^ным социальным контекстом. По поводу представленности

.^итуации в сознании индивида выделяются два момента: формирование и развитие конструкта ситуации; функционирование конструкта, отражающего ситуацию в качестве элемента

целостной системы, представляющей картину мира. В связи с

тим описываются уровни психологической репрезентации ситуации в зависимости от степени полноты представленности в

Целостной картине мира. Отмечается, что ситуация задает кон-Различвые подходы к мализу ситуаций

 

текст восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину социального мира.

 

Выделяется несколько подходов к анализу

ситуаций. Прежде всего, следует различать структурный и содержательный аспекты анализа ситуаций. Так, например,

структурные аспекты ситуаций выделяет

А. Первин (A. Pervin), определяющий ситуацию как некий гештальт, характеризующийся сочетанием четырех компонентов - действующих лиц, осуществляемой ими деятельности, а также ее временем и местом. Дж. Форгас (J. Forgas) же делает акцент на содержательном аспекте анализа, а именно - на когнитивной репрезентации имеющих место социальных интеракций. Другая классификация подходов к анализу ситуаций, предложенная Д. Магнуссоном (D. Magnusson), может включать в себя следующие аспекты: 1) анализ особенностей восприятия ситуаций; 2) анализ мотивационной стороны; 3) анализ реакций на ситуацию. Таким образом, становится ясно, что в работах, опирающихся на понятия < субъективной ситуации>, < интерпретации ситуации>, < субъективности ситуации>, а также в какой-то мере < ситуации как когнитивных конструк-тов>, < установки>, < значимой ситуации>, < личностного смысла> подразумевается именно перцептивный аспект ситуаций, если последние понимать как элементы среды. Таким образом снимается кажущееся противоречие между двумя основными подходами к определению понятия < ситуация>.

Проблема различного понимания термина < ситуация> может получить свое разрешение также при анализе проблемы личностно-ситуационного взаимодействия.

 

§ 2. Соотношение личностных и ситуационных переменных

 

Как уже отмечалось выше, понятие ситу-Постмовка проблемы ация является необходимым для понима-личностжо-ситуациоиио-ция сущности поведения человека,

го взаммодеНспия которое является функцией взаимодействия двух переменных - личности и средо-вой ситуации в данный момент времени. Поэтому, рассматривая понятие ситуации, невозможно обойти вопрос о соотношении личностных и ситуационных переменных - вопрос о преимущественной детерминации поведения человека личностными или ситуационными факторами. Начало дискуссии положил В. Мишель (W. Mischel) в 1968 г., усомнившись в достоверности психометрических данных. С тех пор началась печальная эпоха для психодиагностики личности, т.к. слишком много усилий было отдано почти тридцатилетней борьбе между двумя лагерями < чертистов> (от слова < черта>) (персоно-логов по сути) и < ситуационистов>. Персонологи утверждали, что в поведении преобладающая роль отводится личностным факторам, и поэтому высказывались в пользу постоянства поведения в различных социальных ситуациях. Ситуационисты полагали, что поведение ситуационно специфично. Сам W. Mischel утверждал тогда, что поведение ситуационно специфично. Впоследствии он пересмотрел свои взгляды в пользу личностно-ситуационного взаимодействия. Возможно, причиной разногласий явилось различие в исследовательских подходах. Персонологи проводили исследования, < вооружась> корреляционным анализом, преимущественно лиц, отклоняющихся от среднестатистического испытуемого. Применялись специально разработанные опросники, которые можно условно назвать < S-R> (< ситуация - реакция>), активно привлекался факторный анализ. Ситуационисты с помощью экспериментальных методик изучали преимущественно обычных, < средних> испытуемых. В настоящее время психологи склонны придерживаться модели личностно-ситуаци-онного взаимодействия. Эта интерактивная позиция нуждается в эмпирическом обосновании, т.к. высказываемые суждения во многом почерпнуты из статистических данных, недостаточно глубоко проанализированных с точки зрения психологического смысла корреляций. В наиболее общем виде эта позиция представлена Н. Эндлером и Д. Магнуссоном (N. Endler, D. Magnusson):

1. Поведение является функцией непрерывного процесса взаимодействия (interaction) личности и ситуации.

2. Личность в этом интерактивном процессе выступает в.качестве активного, целенаправленно действующего субъекта.

3. Существенными личностными детерминантами поведения

валяются когнитивные и мотивационные особенности.

- 4. Существенными ситуационными детерминантами поведе-.вия являются психологические значения ситуации. ^ Один из путей решения проблемы предлагают Д. Кларк и

Р. Хойл (D. Clarke, R. Hoyle) на основе < теории автоматов>.

 

Согласно такой позиции, задачу следует переформулировать и объяснять поведение не в рамках ситуационных и психологических факторов, а в рамках ситуационно-поведенческих связей на основе психологических процессов. Приняв такую точку зрения, можно утверждать, что поведение варьирует от ситуации к ситуации, причем способ варьирования различен для разных людей. Оба процесса самостоятельны и представляют собой явления различного порядка.

Нами проведен эмпирический анализ проблемы личностно-ситуационного взаимодействия в процессе психодиагностическо-го исследования больных с приобретенными пороками сердца. Личностные особенности больных измерялись с помощью специально разработанной репертуарной ранговой решетки < Ролевые позиции - личностные качества>, ситуационные особенности - с помощью методики < Психологическая автобиография> (см. гл. 8). Был осуществлен кластерный анализ данных обследования больных с приобретенными пороками сердца по конструкту репертуарной ранговой решетки, который по данным исследования оказывал наибольшее влияние на представления в индивидуальном сознании о себе и других. Было получено четыре группы. Для каждой из них были определены особенности личностных и ситуационных характеристик. Ниже приводятся описания кластерных групп. В соответствии с тематикой настоящего пособия описываются только их ситуационные особенности, измеренные с помощью методики < Психологическая автобиография>.

Кластер 1. Наиболее благоприятное сочетание личностно-ситу-ационных параметров (13 человек). Для данной группы характерным является высокий < вес> событий, касающихся рождения и воспитания детей: выше, чем в других группах. Это указывает на стремление адаптироваться к жизни наиболее адекватным для больных с приобретенными пороками сердца образом. Достоверно более высокий < вес> событий < биологического> типа по сравнению с больными с приобретенными пороками сердца в целом (р< 0, 01), тем более со здоровыми (и наиболее высокий среди четырех кластерных групп), связан в первую очередь с высоким < весом> (высокой значимостью) событий < рождение сына (дочери)>. Наконец, отсутствие достоверных различий в < весе> событий, касающихся изменений социальной среды (т.е. наиболее непосредственно характеризующих особенности социальной адаптации), между испытуемыми данной кластерной группы и здоровыми позитивно

 

 

характеризует эффективность социальной адаптации. По общему количеству называемых событий эта группа среди четырех кластерных групп занимает второе место, по более точному показателю < веса> - первое, что означает наиболее высокую, до сравнению с ними, продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего, наиболее широкий круг значимых переживаний.

- Кластер 2. Достаточно благоприятное сочетание личностно-си-туационных параметров (4 человека). По количеству указанных прошедших событий данная группа по сравнению с другими кластерами занимает второе место, по < весу> - первое: продуктив-в^сть воспроизведения образов прошлого наибольшая. < Вес> событий, связанных с изменениями социальной среды, достоверно н^ отличается от < веса> таких событий у здоровых, что позитивно тракторизует особенности социальной адаптации. К негативным ^ментам относится снижение (по сравнению с больными с приоб-д^генными пороками сердца в целом) < веса> (т.е. значимости) {ида событий, касающихся межличностных отношений, учебы, 11ремены места жительства (р колеблется от< 0, 05 до < 0, 001), (^ытий, тип которых связан с изменениями физической среды (10, 05).

Кластер 3. Менее благоприятное сочетание личностно-ситуа-itOHHbix параметров (16 человек). Удаленность грустных собы-и в прошлое достоверно выше, чем у здоровых (р< 0.01), тем

дее у больных с приобретенными пороками сердца в целом: в

)м отражается негативное восприятие прошлого. Опорой боль-[х является положительный жизненный опыт: они указывают

стоверно большее количество радостных событий, чем боль-ie с приобретенными пороками сердца в целом (р< 0, 001).

1явилась также склонность к умеренным оценкам жизненных

бытии: количество названных умеренных событий достоверно

)льше по сравнению со здоровыми. Позитивной закономерностью является более высокий, чем в остальных кластерных < 1уппах (и достоверно более высокий, чем в общей выборке вольных с приобретенными пороками сердца - р< 0, 05) < вес> Событий личностно-психологического типа (в основном за счет Событий, касающихся работы и учебы). < Вес> же событий, связанных с изменениями социальной среды, идентичен таковому у вольных с приобретенными пороками в целом, что означает менее эффективную социальную адаптацию испытуемых данной

 

группы по сравнению с испытуемыми предыдущих групп (кластеры 1 и 2).

Кластер 4. Наименее благоприятное сочетание личиостно-сигуа-ционных параметров (4 человека). Среди четырех групп испытуемые данной группы указали наименьшее количество наиболее важных событий жизни; соответственно наименьшим был и их < вес>, что свидетельствует о наибольшем сужении круга значимых переживаний по сравнению с другими группами, затруднениями в актуализации образов прошлого и будущего. События, относящиеся ко многим видам (< родительская семья>, < перемена места жительства>, < межличностные отношения>, < материальное положение>, < учеба и повышение квалификации>), либо отсутствуют вообще, либо их < вес> (значимость) достоверно меньше, чем в группе больных с приобретенными пороками сердца в целом (р< 0, 001). Достоверно меньшим < весом> (р< 0, 01) обладают события типа

< изменения социальной среды>. Следовательно, возможен вывод о наименее эффективной социальной адаптации больных данной группы по сравнению с тремя предыдущими. Событий, оказавших значительное влияние, указано достоверно меньше, чем больными

с приобретенными пороками сердца в целом (р< 0, 05), что связано

с малым количеством названных событий; достоверно меньшее

количество событий, оказавших малое влияние, согласуется с

упрощенными представлениями о себе и других, и может быть

объяснено более общей особенностью упрощенного, < черно-белого>

восприятия действительности.

От группы к группе усиливаются все более негативные особенности не только ситуационных характеристик, но и личностных,

что свидетельствует об их тесной взаимосвязи. Так, четвертой

кластерной группе свойственны наименее адекватное функционирование личности и наименее эффективная социальная адаптация. Результаты данного исследования подтверждают существование

личностно-ситуахдаонного взаимодействия.

 

В русле проблемы взаимодействия лично-Проблема стабильиостж сти и среды находятся исследования ста-поведеняя человека бильности поведения человека. Эти

исследования показывают, что поведение

является функцией взаимодействия лич*

ности и среды, причем обе переменные изменяют свои характеристики.

 

Так, А. Первин (A. Pervin) показывает, что изменения поведения в разных ситуациях не обязательно означают личностные изменения. Причины этого таковы:

1. Выявленные изменения поведения могут быть в большей степени результатом применения ненадежного теста, нежели влияния ситуационных факторов.

2. Необходимо учитывать особенности выборки испытуемых. Так, возраст сильно влияет на результаты обследования.

3. Личностные характеристики могут быть прежними, но проявляться в другой форме.

4. Некоторые лица более стабильны в поведении, другие - менее.

А. Первин для иллюстрации своих положений ссылается на собственное исследование проблемы удовлетворенности, в которой было показано, что люди, любящие себя, удовлетворены смей работой, и наоборот. С этими выводами согласуются результаты работы С. Рудина, Р. Стагнер (S. Rudin, R. Stagner), согласно которым полезависимые испытуемые больше подвер-ж1иы личностным изменениям в различных ситуациях, чем пойенезависимые. Отсюда возможен вывод о том, что вариабель-явйъ фактически сама по себе может служить личностной характеристикой: у одних людей личностные черты больше подвержены вякенениям, чем у других. Поэтому методологически неверно говорить о вероятном постоянстве, поскольку можно упустить из в1ду важные аспекты индивидуальных различий. Кроме того, каждому индивиду свойственна некоторая стабильность. Причем одна и та же черта у одного индивида может быть стабильной, а у дцугого - нет. Так, ригидность проявлялась у испытуемых не во всех ситуациях. На ее проявление значительное влияние оказывало, вол и возраст испытуемых. Еще один постулат А. Первина - о оцвцествовании вариаций и среди ситуаций. Одни ситуации влия-< ^.сильнее, другие - слабее. В неструктурированной ситуации (дольше свободы выбора, чем в структурированной. Влияние новой ч^ды зависит от степени ее отличия от первой.

^'В наиболее яркой степени положение о различном влиянии жизненных ситуаций отразилось в гипотезе В. Мишеля (Sy.Mischel) о так называемых < сильных> и < слабых> ситуацией Для иллюстрации своей гипотезы он приводит исследование Ирайс и Боуфарда (Price, Bouffard), в котором студенты колледжа определяли соответствие 15 видов поведения 15 ситуациям

 

1109-балльной шкале от О - < поведение совершенно не подходит для данной ситуации> до 9 - < поведение прекрасно подходит для данной ситуации>. Для каждой пары < поведение - ситуация> подсчитывалась средняя оценка. В табл. 1 представлены результаты исследования Price, Bouffard (Цит. по: W. Mishel).

 

Таблица 1

 

Средние оценки соответствия пяти видов поведения

пяти ситуациям

 

Ситуации JLiuJ> nntiJIJCI< 7

'Rй^XfA'1V LJ^fIvA IA TTiff^u wi. IIBLUTb ^Tekulf йтъ. 4.a> Df^n> 1 A Отрыги-Плакать

вать Класс 2, 52 8, 17 3, 62 2, 54 1, 77 2, 50 2, 21 3, 21 Обед в 5, 56 2 2, 58 кругу семьи 1, 31 1, 21 1, 37 Собеседо-1, 94 4, 58 4, 58 вавне при поступле-вии ва работу 601, Zl 5, 04 ЗА A, 44 Бар 1 Q 5 QQ, Zo Собствен-6, 15 8, 29 7, 67 6, 81 8, 00 вая комната

Высокие оценки поведения означают, что оно подходит для многих ситуаций, и наоборот. В связи с этим W. Mishel указывает, что в < самой сильной> ситуации будет меньше всего индивидуальных вариаций, а < самыми слабыми> ситуациями являются те, в которых вариаций индивидуальных различий больше всего. Таким образом, индивидуальные различия наибольшее влияние имеют в слабых ситуациях (значительные вариации индивидуальных различий) и меньше всего влияют на сильные (незначительные вариации индивидуальных различий). В реакциях на < сильные> ситуации отмечаются незначительные вариации, т.е. при этом большую роль играют ситуационные переменные, нежели личностные; реакции на < слабые> ситуации весьма разнообразны, что означает большую роль личностных переменных.

Мы провели психодиагностическое исследование с целью определения < сильных> и < слабых> ситуаций. Выделение < сильных> и < слабых> ситуаций является одной из первых аолчггок практической реализации личностно-ситуационного подхода, где под личностными параметрами выступают в данной случае количественно выраженные реакции испытуемых (оценки) на то или иное событие.

'У больных с приобретенными пороками сердца нами были выделены следующие < сильные> ситуации, т.е. такие, реакция на которые в большей мере зависит от самой ситуации, чем от личности:

4L Сильные негативные - С'И: смерть родителей (1-1).

2. Сильные позитивные - С^И: рождение детей (1-3), рожде-ниё'внуков (1-3), выздоровление (или улучшение здоровья) (1-5), поездка на отдых (путешествие) (11-6), возвращение к работе (11-11), окончание учебы детей (IV-3), возвращение сына из армии.

Выделены также < слабые> ситуации, т.е. такие, в которых велика роль личностных особенностей:

1. Слабые с преобладанием различных негативных оценок (реакций) - C^JT: развод (IV-3), призыв сына в армию (IV-3).

2. Слабые с преобладанием различных позитивных оценок (реакций) - С^Л^: вступление в брак (IV-2), получение квартиры (111-4), повышение в должности (IV-11).

3. Слабые с различными оценками (реакциями) без преобла-д^вия негативных или позитивных - С Л': операция (1-5), окончание школы (11-10), поступление в вуз (техникум) (11-10), окончание вуза (техникума) (11-10), переход на новую работу (11-11), вступление в брак детей (IV-3).

Предложенный нами алгоритм выделения < сильных> и < слабых> ситуаций см. в гл. 8. Выделение < сильных> ситуаций позволяет прогнозировать реакции на определенное событие, а тайсэке стимулировать возникновение < сильных> позитивных ситуаций, смягчающих действие ситуаций, воспринимаемых негативно. < Слабость> ситуации указывает на эффективность апелляции к личности в процессе психокоррекции, на возможность изменить систему отношений к болезненно воспринимаемой ситуации. Особое значение имеют < слабые> ситуации

 

С^Л реакции на которые наиболее разнообразны. Так, у боль. Имеются в ВИДУ оптимальные уровни взаимодействия со средой. ных с Приобретенными пороками сердца к этому классу событий в < стоящее время такое понимание адаптации, в отличие от

пгя^я отеоапия что означает возможность снижения стрес. отвяшения к ней как к простому приспособлению, приобретает все

 

^еш^ти ка^охирургической операции путем воздействия бодаше сторонников (Г.А. Балл, Ф.Б. Березин. Л. Кахл (L. Kahle), согенности кардуй ууу ^ Чатурведи (М. Chaturvedi) и др.). См. подробнее об адаптации в

 

^ ^^льность личностных черт изучается также в биографи. гл.^

ком масштабе в лонгитюдных исследованиях жизненного ^ целом дискуссия о личностно-ситуационном детерминизме

Личностные изменения изучаются в разных жизненных по-дення была плодотворной. В настоящее время наблюдается

х Показано что индивиды различаются по восприя. дювопытная тенденция к укреплению позиции персонологов. ^" ^^зненных изменений. Тем не менее, некоторые изменения Ken уже указывалось выше, В. Мишель, положивший начало (со брак) в среднем воспринимаются более позитивно, дискуссии о соотношении роли личности и ситуации, давно

чуг^е (Например развод). Кроме того, варьирует степень отавааался от позиций радикального ситуационизма в пользу

^твия жизненных изменений на индивида (например, же-иягоракционистской перспективы. В настоящее время В. Ми-fi кзамены). Одни жизненные изменения изменяют и шфЛ> рассматривает личностные черты как условные возможно-^" ^ пугие - нет т к личность справляется с ними в стяу которые частное действие реализует в частной средовой ^кТйсроТжизненные изменения, ограниченные во време. ситуации.

 

ни, часто приводят к существенному ^^^^^^, Продолжит анализ проблемы личнос^о. жизни. Лонгитюдные исследования взрослых и детей пик ^ ^^^ ситуационного взаимодействия можно по.

1. Чем длиннее интервал между двумя лонгитюднымии^ е-, ^туацнжвсохране. средством обращения к анализу роли дованиями, тем ниже стабильность личности, ^м здоровья и в личности и среды (ситуации) в здоровье и

2. У взрослых коэффициент стабильности выше, чем у де-^отеканми болезни ^^ ^^^ Известно, что не^лагоп.

 

тей, при сравнимых временных интервалах. ^ риятные изменения среды и личности по-3. Личностные черты различаются по степени стабильности, вь^рают риск заболеваний и осложнений. Поэтому необходимо Интеллект наиболее стабилен, менее стабильны базовые лично-цз^ение жизненных ситуаций в рамках взаимодействия личностные черты (невротизм - эмоциональная стабильное^, экст^- ст> больного и его окружения. Следует говорить по меньшей мере версия - интроверсия), а черты, относящиеся к сфере < > о ^ех факторах, определяющих личностную реакцию на болезнь. (самоуважение и т.д.), гораздо более нестабильны. УЦные психоневрологического института им. В.М. Бехтерева

4. Процессы взросления, старения влияют на коэффициент ^ Беспалько, Л.И. Вассерман, А.Я. Вукс, И.Н. Гильяшева, стабильности. ^^* Иовлев, Э.Б. Карпова и др. полагают, что реакция личности

5 Применение различного измерительного инструментария щДолезнь формируется, во-первых, типом личности, во-вторых, также влияет на коэффициент стабильности, породой соматического заболевания и, в-третьих, социопсихо-Лонгитюдными исследованиями личностно-ситуационного л^ическим фактором, под которым подразумевается отношение

 

взаимодействия занимаются С. Вест (S. West), Г. Грацианс к^олезни в микросоциальном окружении, которое для больного (G Graziano), Дж. Конли (J. Conley). поставляется значимым. В соматической клинике к так назы-Б огоаФический подход и события как ситуации более под ^мым < психотерапевтическим мишеням> относят разные вари-побно будут рассмотрены в гл. 2. ^и реагирования личности на заболевание и социальной

Пои определении адаптации личности на протяжении жиз диадаптации в связи с болезнью.

пута взаимоотношения личности и ситуации рассматри ^ Личность уязвима не ко всем, а к определенным факторам ценно ^^ также как сложное взаимодействие (считается социальной среды. Об этом писал еще выдающийся медицин. " личность, ни ситуация не существуют сами по себе) с< вй психолог В.Н. Мясищев в учении о психогениях (см. раздел II). В настоящее время этому вопросу большое внимание в своих исследованиях уделяют А.В. Филиппов, С.В. Ковалев. Попытка учета как личностных, так и средовых особенностей в протекании заболевания делается в настоящее время во многих работах как в нашей стране, так и за рубежом. Так, при анализе взаимосвязей между стрессом и хронической болезнью К. Льюи-сом (К. Lewis) предлагаются конкретные способы управления собственными социальными (social engineering) и личностными переменными (personal engineering) с целью улучшения здоровья: первое означает изменение стиля жизни (или среды, являющейся источником стресса): изменение режима работы, питания, жизненных событий и др; второе - оценку собственной личности, касающуюся значения, придаваемого событиям, ожиданий от других людей и жизни в целом. Возможна выработка подобного подхода к заболеванию с позиции теории установки. Течение болезни связывается с возможностью личности перестроить систему своих установок таким образом, чтобы она включала в себя установки, способствующие успешной адаптации к болезни. Д.Г. Квирквелия полагает, что такая возможность зависит от того, как сочетаются индивидуальные

признаки фиксированной установки, которые определяют

тип установки той или иной --- тт> ^^, < ^пто^аттт^ипп-вать переменные личности и

 

^егод организации информации о больном (табл. 2, цит. по: X. Лей, М. Рейзер (Н. Leigh, М. Reiser).

Например, для больного с пороком сердца (базовый контекст, биологическая переменная), который приходит к врачу с неопределенными жалобами и находится в депрессивном состояния (текущий контекст, личностная переменная) по причине смерти жены (недавний контекст, переменная среды) необходимо, во-первых, лечение от депрессии, что уменьшит в свою очередь неопределенные жалобы; во-вторых, обеспечение социальной поддержки; в-третьих, лечение порока сердца.

 

Таблица 2 Диагностическая решетка больного

 

11ри.аи.а.1мд. _,, -, тип установки той или иной личности. Чтобы систематизиро-тгятт, певеменные личности и среды в соматической болезни,

 

ва/гь 1.1срс11ч.с1д.л.1.^л.^ Ji.*^ л.....^.---- -_ следует выделять уровни возможного подхода к болезни. Так, А. Вервердт (A. Verwoerdt) выделяет три таких уровня:

а) интрасистемный, относящийся к процессам, которые происходят в молекуле, клетке, органе;

б) системный, касающийся организма в целом и личности (образ < Я>, характер);

в) интерсистемный, включающий межличностные явления: диадическое взаимодействие, отношения в малых и больших группах.

Функциональная целостность каждого уровня зависит от сохранности предшествующих. Процесс взаимодействия между различными уровнями рассматривается как социопсихосомати-ческий каркас. В наш век врач все чаще ограничивается лишь А-уровнем. Поэтому необходимо конкретизировать термины, а также дать рекомендации по их практическому использованию

Наглядным примером реализации системно-контекстуально го подхода к больному является диагностическая решетка больно го (ДРБ) (the patient evaluation grid (PER) как операциональнып

 

Переменные (уровни системы) Контекст Контекст

Текущий (текущее состояние, актуальные пот Недавний (недавние события в изменения) Базовый (ку Базовый (культура, черты, конституция)

Отечественными психологами также предлагается системный подход к болезни. Например, В.В. Соложенкин выделяет четыре фактора болезни:

1) психические и физические воздействия среды;

2) свойства личности, опосредующие или препятствующие отрицательному воздействию этих факторов;

3) биологические механизмы регуляции стресса;

4) механизмы, обусловливающие специфичность неврологических, психопатологических проявлений психосоматических заболеваний.

Социальные факторы действуют в течение всей жизни человека. С другой стороны, конкретные социальные воздействия часто ограничены во времени и оказывают влияние на личность относительно недолго. Следовательно, социальными факторами, играющими в болезни определенную роль, являются события. Они могут вызывать критические ситуации, которые, как показал Ф.Е. Василюк, относятся к различным онтологическим полям. Критические ситуации в спорте изучены P.M. Загайновым.

Проблема соотношения личности и ситуации важна для

понимания феномена стресса. От физиологического понимания

стресса, представленного Г. Селье (Н. Selye) как неспецифическую реакцию организма на любое воздействие извне, сейчас

переходят к признанию специфичности реакции в том смысле,

что она осуществляется на значимый раздражитель. События

среды влияют на личность; личность избирает способ реагирования. Следствием этого является стресс. Главным становится

вопрос: будет ли событие рассматриваться как стрессовое. Хотя

многие все еще понимают стресс как биологический феномен,

сегодня все больше подчеркивается роль психологических механизмов в интерпретации реакции на значимый раздражитель.

Р. Лазарус (R. Lasarus) ввел понятие психологического стресса,

признавая, что человек сам создает для себя трудности и стрессовые факторы. Пока концепции психологического стресса весьма неопределенны. Исследования в этом направлении начаты не

так давно (около 20 лет). Одним из путей является построение

К. Паркесом (К. Parkes) теоретической модели, подчеркивающей значение личностных и средовых переменных в стрессе и

адаптационном процессе: так, под средовыми факторами в модели понимаются относительно стабильные психосоциальные характеристики обстановки на работе (социальная поддержка и требования, предъявляемые к работе); под ситуационными переменными - тип стрессового эпизода и значение, ему придава-емое, т.е. изменения среды и их восприятие. Факторами, влияющими на экстремальность стрессоров, могут быть как субъективными, так и объективными. Проблемами психологического стресса занимаются Р. Розенфельд (R. Rozenfeld), М. Горовиц (М. Horowitz), Л.А. Китаев-Смык и др.

В психоанализе ситуация понимается лишь как толчок к заболеванию (the onset, situation). При этом личности отдается предпочтение (например, А. МакФарлан (A. McFarlane), Дж. Поллок (G. Pollock), Дж. Энджелом (G. Engel) жизнь рассматривается как серия адаптаций к окружающей среде. Здоровье (успешная адаптация) и болезнь (нарушение адаптации, баланса эффективного взаимодействия со средой) рассматриваются как фазы жизни. Индивидуальные факторы (уровни функционирования Эго) определяют, является ли ситуация стрессом. С Данной работой в отечественной психологии перекликается освещение Ф.Б. Березиным психической адаптации как лично-ст^ю-средового взаимодействия и Ю.А. Александровским - нарушения адаптации при нарушении баланса между личностью и сайдой, снижения < адаптационного барьера> при нехватке степеней свободы реагирования человека, которая создается сложивши-ящся в течение жизни особенностями личности. В бихевиоризме, напротив, большее значение придается внешним стимулам. Здесь наэдервый план выступает проблема связи личностных характеристике и жизненных событий. Во всяком случае, признается, что аЯКлиз личностных переменных во взаимодействии со стрессовы-i^k событиями среды является одной из черт современной психоло-гци и одной из тенденций ее развития. В противовес трактовке в^ротического конфликта в психоаналитическом и бихевиористи-ч^рком понимании, учение о психологических механизмах пси-зфгений, в частности, неврозов, а также психосоматических ррсстройств, основанное на концепции психологии отношений, Являет внимание выявлению взаимосвязи неблагоприятной ситу-ахфш и личности больного, его свойств и отношений, которые сформировались в конкретной социально-бытовой среде в процессе развития личности.

 

Современный уровень науки и практики требует системного подхода к болезни, при котором, как отмечают Ю.Г. Зубарев, А.В. Квасенко, психологический диагноз складывается из диагноза личности в ее отношении к заболеванию и личности в ее отношении к среде.

 

В настоящее время признается, что понять личность невозможно вне реальной жизненной ситуации, в которой она находится. Отмечается повышенный интерес к понятию ситуации в самых разных областях исследования.

 

Ситуация является естественным сегментом социальной жизни, определяющимся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др.

 

Существует два основных подхода к пониманию ситуации: 1) понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности на ее определенном этапе; 2) понимание ситуации как системы субъективных и объективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности.

 

Проблема соотношения личностных и ситуационных переменных в настоящее время решается обращением к категории поведения, которое является функцией взаимодействия личности и ситуации. Личностные особенности могут быть представлены как условные возможности, реализующиеся в актах поведения в конкретной ситуации.

 

Неблагоприятные изменения среды и личности повышают риск заболеваний и их осложнений. Системный подход к сохранению здоровья предполагает учет психических и физических воздействий среды; свойств личности, опосредствующих эти воздействия; биологических механизмов регуляции стресса; механизмов, обусловливающих нозологическую специфичность.

 

Литература

 

Александровский ЮА Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1976.

 

\/ Балл ГА. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол. 1989. № 1.

 

\У Березин Ф.В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

 

Бурлачу к Л.Ф., Коржова Е.Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе их социальной адаптации // Психол. ж. 1992. № 3. \у Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

Вассерман Л.И., Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н. и др. Исследования личности больного с психосоматическими заболеваниями // VII Всесоюз. съезд невроп. и психиат.: Тез. докл. М., 1981 Т. III.

 

Вассерман Л.И., ВуксА.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990. ^/ Воронин В.Н., Князев В.Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989.

Загайное P.M. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности). Автореф.... д-ра психол. н. Санкт-Петербург, 1992.

 

Зубарев Ю.Г., Квасенко А, В. Психологический диагноз соматически больного // Актуальные вопросы гомеостаза: Тез. докл. респ. науч. конф. Каунас, 1983.

Квирквелия Д.Г. Распределение основных признаков и типов установки при различных формах гломерулонефрита у детей // Мед. психол. / Тр. Ин-та психол. им. Д.Н. Узнадзе АН ГрССР. Тбилиси, 1983.

Китаев-Смык ЛА. Психология стресса. М., 1983.

Коржова Е.Ю. Особенности социальной адаптации личности в здоровье и болезни: Проблема измерения // Квалиметрия

Horolvitz M.. Shaeffer C., Hiroto D. etc. Life event questionnaires for measuring presumptive stress // Psychosom Med. 1977. V. 39.

Kahle L.R. Attitudes and social adaptation: A personsituation interactional approach. Oxford etc, 1984.

(Lazarus R.) Лазарус P. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: Труды Междунар. симп. Стокгольм: Пер. с англ. Л., 1970.

Leigh Н., Reiser M.F. The patient: Biological, psychological and social determinants of medical practice. New York, London, 1980.

 

Lewis K.S. Successful living with chronic illness. Waine (New Jersey), 1975.

 

(Magnusson D.) Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психол. ж. 1983. № 2.

McFarlane А.С. Life events and psychiatric disorders: The role of a natural disaster // Br. J. Psychiat. 1987. V. 151.

Mischel W. Personality and Assessment. New York, 1968.

Mischel W. On the future of personality measurement // Am. Psychol. 1977. V. 32.

Mischel W. Introduction to Personality, 3rd ed. New York etc 1984.

 

Parkes K.P. Coping in stressful episodes: The role of individual differences, environmental factors and situational characteristics //J. Pers. Soc. Psychol. Bull. 1987. V. 101.

Pervin A. Personality: Theory, assessment and research. New York etc., 1970.

 

Pervin L. Definitions, measurements and classifications of stimuli, situations and environments // Hum. Ecology, 1978. V. 6.

Pollock G.H. The psychosomatic specificity concept // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. 1978. Т. II.

(Selye Н.) Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.

(Shibutani Т.) Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. М., 1969.

Stebbins R^L A theory of the definition of the situation // The Psychology of social situations. Oxford: Pergamon, 1981.

Vervoerdt A. Psychopathological responses to the stress of Physical illness // Adv. in Psychosom. Med. V. 8. Basel, 1972.

 

 

Общая характеристика событийио-бнографжче-ского подхода

 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ

ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

 

§ 1. Событийно-биографический подход

 

В настоящее время распространенным является мнение о том, что лучший способ

изучать взаимоотношения личности и ситуации - биографический метод, который

дает возможность понять, как процесс лич-ностно-ситуационного взаимодействия происходит в жизни. Событийно-биографический подход начал формироваться с 70-х годов XX века. В его русле ведутся исследования личности и ее патологии. Подход подчеркивает уникальность жизненного пути каждого человека, а также необходимость превращения психологии развития личности в психологию жизненного пути, основой периодизации которого могут стать конкретные жизненные (биографические) события, в которых социальные явления и, с другой стороны, психофизиологические процессы переживаются личностью. Способ переживания событий и определяет психологическую судьбу личности.

Проблему изучают представители разных школ и направлений. Главными чертами любой из теорий развития человека в течение жизненного пути, биодромальной теории личности, по П. Ржичану, life-span developmental psychology или life-span view of human development, по P. Лернеру (R. Lerner) и Дж. Тьюбмену (J. Tubman), являются мультидисциплинарность, признание разнонаправленности и прерывности жизненного пути (рис. 1, 2) (Цит. по: P. Baltes). Биодромальная теория личности рассматривает как прошлое, так и будущее человека на протяжении всей его жизни* В психоаналитических исследованиях большое внимание уделяется событиям детства (из современных авторов, например, в таком направлении работают М. Рофф (М. Roff, U. Bronfenbrenner).

В отечественной психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как < жизнендый путь личности> >, и развиваемого С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, их сотрудниками и учениками. Разработан подход к личности как к субъекту жизненного пути.

 

Определение жизненного события дал С.Л. Рубиниггейн в 1936 г. Событие (в психологии жизненного пути) - это поворотный этап жизненного пути, когда принимаются важные решения на длительное время.

 

Индтидуаль'

ны<

различия

 

Изм< н> нил но> < д> ния

 

^Киэн< мкыи путь

Рхс. 1. Верхняя часть рис. 1: увеличение хндивхдуальных различий с

течением жизни. Нижняя часть рис. 1: разнопаправленность жизненных изменений, по своей природе сильно различающихся между собой.

 

Иямвнвния пов< д< нил

 

Рис. 2. Прерывность жизненного пути. Жизнь как серия функций

развития, лишь частично связанных друг с другом.

 

В настоящее время в отечественных исследованиях обсуждаются вопросы внутреннего содержания личности и внешних

условий, обеспечивающих его реализацию. Этими проблемами занимаются Е.В. Шорохова, К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Ло-гинова, В.И. Уварова и др. Так, К.А. Абульхановой-Славской

показано, что интегральные структуры личности - характер,

талант, жизненная направленность, жизненный опыт - формируются и проявляются в жизнедеятельности. В исследованиях образа

жизни ситуацию определяют как категорию, позволяющую анализировать образ жизни с помощью пространственно-временных характеристик, в которых жизнедеятельность человека осуществляется

как единство условий сознания и деятельности.

Когда человек не может вспомнить события своей жизни,

имеет место феномен конфабуляции. Это ложные воспоминания,

наблюдающиеся при нарушениях памяти. Содержанием конфа-буляции могут быть возможные или действительно имевшие

место события, которые в виде образных воспоминаний переносятся в более близкое время или вплетаются в настоящее, как

бы восполняя пробел в памяти больных. Обычно конфабуляции

сопровождаются приподнятым настроением при повествовательном характере изложения. Как правило, в конфабуляциях представлены обыденные, чаще всего связанные с профессией больного

события (в экмнестических конфабуляциях - события прошлого;

в мнемонических - события настоящего). Реже в конфабуляциях

может проявиться продукция патологического воображения (фантастические конфабуляции). Конфабуляции обычно сочетаются с

расстройствами мышления, амнезиями и наблюдаются при локальных поражениях головного мозга (например, последствиях

черепно-мозговой травмы), психозах (шизофрении, старческом

слабоумии, соматогенных психозах при сыпном и брюшном тифе,

малярии и др.). Е. Блейлер (Е. Bleuler) отмечает, что наиболее

яркие конфабуляции встречаются у больных Корсаковским психозом, возникающим вследствие алкоголизма и характеризующимся

расстройствами памяти на события настоящего. К конфабуляциям

близки иногда возникающие у здоровых фантазии, например, в

случае поэтического творчества.

При обследовании по тесту Роршаха (Н. Rorschach) под кон-фабуляциями понимаются интерпретации, в которых испытуемый, отталкиваясь от части изображения, создает целостный образ, как правило, не учитывая всей формы изображения.

 

Для изучения жизненного пути эффективно применение биографического метода, активно разрабатывавшегося Б.Г. Ананье-вым и его школой (см. < Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов>. JL, 1978). Это один из наиболее ранних методов исследования личности. Основной единицей анализа служит событие - простейший элемент жизненного пути. Систематизация приемов биографического метода дана Н.А. Логиновой. Биографический метод часто реализуется в создании различного рода психологических автобиографий (например, в работах П. Ржичана, Н.А. Логиновой). Возможно использование перспективного метода каузометрии, предложенного Е.И. Головахой и А.А. Кроником. Метод каузомет-рии основан йа выделении 15 значимых событий конкретного человека и выяснении причин целевых связей между ними. Количество причинно-целевых связей, в которые включены жизненные события, и определяет значимость события. Применяя методику, следует помнить о том, что между событиями существуют и другие виды связей, помимо причинно-целевых, как существуют значимые события, мало связанные с другими.

В настоящее время вариантом биографического метода является исследование в биографическом масштабе психологического времени, в котором находит специфическое выражение вся совокупность отношений личности. Психологическое время - это время переживания событийной организации жизненного пути личности. Биографический масштаб, в котором происходит функционирование психологического времени, в отличие от ситуативного, в котором происходит непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, задается временем жизни в целом. Такой аспект психологического времени изучался С.Л. Рубишитейном, В.И. Ковалевым, К.А. Абульха-новой-Славской. ^го время переживания и осмысления собственной жизни. В последние годы особую популярность приобретают исследования временной перспективы. Представления о будущем, как и о настоящем, о реальном использовании времени, обусловлены объективными факторами, самой жизнью человека. Психологическое время - отнюдь не искаженное отражение объективного времени. Оно обладает собственными закономерностями.

. Также от пятого к девятому классу растет количество учеников, считающих, 32 % до 48 %, и падает к исходным 32 % в одиннадцатом классе при изменении мотивации: они считают, что должны учиться, чтобы < делать все, что хочу>, < дать человечеству что-то новое>, < стать богатым, лежать на диване, смотреть телевизор и есть < сникерсы>, т.е. образование понимается как ключ ко всей дальнейшей счастливой жизни, ну а счастье, конечно, каждый понимает по-своему.

Роль профессиональной деятельности, стоящей на втором месте по значимости в жизненных планах подростков и юношества, также снижается к выпускному классу. Наиболее < благополучны> в этом отношении пятый и девятый классы. Желающих работать (то ли сразу после школы, то ли после соответствующего обучения) по 53 % соответственно, в одиннадцатом классе хотят работать всего 29 (!) %. В пятом классе, конечно, профессиональные планы неопределенны, избираемые профессии чрезвычайно разнообразны - от пожарника до главного бухгалтера. В седьмом-восьмом классах отмечается приверженность к престижным профессиям: адвокат, менеджер по

туризму, секретарь фирмы, журналист-международник. Наконец, в девятых-одиннадцатых классах интерес к профессиональной деятельности падает. Некоторые отмечают, что хотели бы

иметь несложную работу. Точно так же уменьшается количество

учеников, считающих, что они могут работать -от 32 % в

пятых классах до 10% в одиннадцатом. Количество учеников,

считающих, что они должны работать, уменьшается от 42% в

пятом классе до 10% в одиннадцатом: одиннадцатиклассники

отмечают, что хотят < делать, что захочу>, < могу работать, а

могу и нет> и вынуждены будут работать, чтобы < себя обеспечить>.

 

ь> t,

 

Следующая по значимости жизненная сфера (с большим отрывом от предыдущих) - < материальное положение>, который даже немного больше десятиклассников озабочены семиклассники (18 %) (в пятом классе высказывания такого рода единичны). Так, отмечается, что желательны < хороший заработок>, < добывание денег на пропитание>, < богатст

 

во>. В седьмом и восьмом такие выс1; казыва^^я единичны а новый всплеск наблюдае^гся в одиннадцатом кл^се (16 %): они хотят < жить нормально,, не нуждаясь>, < стать к^ллионером> а некоторых даже < тянет в> стихию денег>.. Семи-& одиннадцатик-лассники отметили, что о^аи также могут ^анятьс^^арабатыванием денег (14 % и 16 % соответственно), ^ кроме Семиклассников (18%) никто не указал, чкто они должны.делать.

Теперь проанализируем значимость сфер ^зрак>, < дети> < родители>. Сразу бросается в глаза весьма бромное место которое занимает семья в жизненных планах веников. Вступить в брак хотят II % семиклассников, 16 % девятиклассников и 13 % одиннадцатицклассников (п^ти-и восьмиклассники не указали на такие желания вообще). Прив^рно такое же количество учеников отметили, что они могут ^'тупить в брак. Причем в одиннадцатому классе брак йыступа^ как одна из возможных альтернатив: в жизненных пдданах н^яду с работой отдыхом и т.д. В более младших классах ученику более склонны считать, что должны яме^ть семью (16% в пято^д классе и 36 % в седьмом; характерны отгветы: < заботиться о сенате>, < заботиться о муже>, < женюсь ища красивой девушке> < а неожиданный ответ семиклассницы < б^ыть верной му^су>). В Девятом классе считают, что должны имветь семью, -8 %, а в одиннадцатом - 6 %. Что касается детей,, то хотят их и^еть II ^ пятиклассников, 7 %.семикласснико1з, 16 % девятиьсласснщс^в и всего 6 % одиннадцатиклассников. Такое же или меньшее ^ оличество учеников считают, что они ь^огут иметь дет^й. Наконец, если 16 % пятиклассников и 21 % (семиклассников считают, что они должны иметь детей, то в девятом классе таких учени^в только 4 % а в одиннадцатом классе, нет вообще. Весьма беспокоит и отношение школьников к родителям. Среди всех Классов только пятиклассники (5 %) отметили, что хот^т и мог^г заботиться о родителях; 26 % ответило, что должны это делать. Среди семиклассников, считающих т^к, уже 32 %, йо в воском и девятом классах упоминания о ро.дителях отсутствуют вообще, тогда как в одиннадцатом классе считают, что они должны Помогать родителям, 6 % учащихся.

Подростковому и юношескому возрасту свойственен рост самосознания, внимания; к своей личности, осознанию своего мбста в этом мире. Поэтому не удивительно, что к последнему классу растет количеству ответов, касающихся ^феры < Я>. В

 

 

пятом классе такие ответы единичны; в седьмом желания касаются сферы < Я> в 14 % случаев (< влюбиться>, < стать извест-" WM> ^ < легко умереть и попасть в рай>, < быт

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Панкреатит | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.