Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОДРОСТКИ 15—16 лет






 

В 15—16-летнем возрасте продолжается половое созревание подростков, которое начинается у мальчиков в 12—14 лет и длится 2—3 года.

В 15—16 лет у подростков происходит усиленное раз­витие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Усиливается и деятельность половых желез, а также щитовидной железы, гормоны которой являются фактором роста.

Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. С 13—14 лет происходит актив­ный рост в длину. Годичные прибавки роста достигают 8 см, а в отдельных случаях 12—15 см. Вес также уве­личивается (до 14—15 лет — на 1—2 кг, а затем до 18 лет на 8 кг и более в год).

Грудная клетка растет в передне-заднем и боковом размерах. Продолжает увеличиваться мускулатура.

К 15 годам вес мышц достигает 32, 6% общего веса, зна­чительно возрастает сила мышц рук. Костная система особенно интенсивно развивается в связи с ростом тела в длину. Более всего растут кости нижних конечностей.

Наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Начиная с 12—14 лет, повышается двигательная дея­тельность, вызывая усиленное развитие сердца. К 15 го­дам сердце увеличивается почти в 15 раз по сравнению с сердцем новорожденных.

В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов. Артериаль­ное давление повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет максимальное дав­ление равно в среднем 103 мм и минимальное — 62 мм, а в 15 лет — соответственно ПО и 70 мм. Пульс стано­вится реже. В 12 лет в среднем он составляет 80, а в 15 лет — 74 удара в минуту. Устанавливается ритм сердечных сокращений. Продолжает оставаться легкая возбудимость сердца из-за преобладания симпатических влияний.

Часто наблюдаются сердцебиение, дыхательные арит­мии, экстрасистолии, функциональные систолические шумы. Обычно с окончанием полового созревания все эти явления исчезают.

Число дыханий у подростков составляет в среднем 19—20 в минуту. Жизненная емкость легких нарастает с 1900 см3 в 12 лет до 2700 см3 в 15 лет.

Состав крови у подростков иной, чем у взрослых: меньше гемоглобина (73—84%), больше лейкоцитов и лимфоцитов.

У подростков бывают всевозможные отклонения от нормального развития, которые обязательно следует учитывать в занятиях.

Окостенение скелета подростков далеко не закончено; из-за податливости костей усилия, постоянно дей­ствующие на скелет при выполнении физических упраж­нений, могут деформировать его и привести к наруше­ниям осанки. Преподаватель должен стремиться устра­нить сутулость учеников, пользуясь специальными упражнениями для исправления осанки (см. стр. 72—73).

Из-за еще незакончившегося окостенения трубчатых костей, хрящей носа, а также из-за того, что связки кистей и локтевого сустава еще не окрепли, сильные и резкие удары для подростков более опасны, чем для взрослых. Такие удары, сотрясая вестибулярный аппа­рат подростков, который еще недостаточно развит, могут вызвать падения и нокауты, что совершенно недопустимо. Тренер должен особенно тщательно следить, чтобы в условных и учебных боях на ринге партнеры наносили друг другу быстрые, но не сильные удары.

Необходимо постепенно подготавливать связки под­ростка к предельно быстрым движениям, вводя специ­альные упражнения для связок рук. В то же время нужно ограничить те упражнения, которые способствуют чрез­мерному развитию силы, так как это может задержать рост костей в длину. Следует добиваться равномерного развития всего тела подростка.

Нередко у подростков возникает так называемое физиологическое плоскогрудие, которое в дальнейшем постепенно исчезает. Преподавателю нужно стараться как можно скорее ликвидировать его, вводя в занятия специальные дыхательные упражнения, способствующие развитию грудной клетки. В возрасте 15—16 лет дыхание бывает более поверхностным, поэтому надо содейство­вать увеличению его глубины.

У подростков нередко происходят нарушения дея­тельности сердечно-сосудистой системы. Такие наруше­ния могут быть вызваны несоответствием между массой тела, длиной кровеносных сосудов и размерами сердца. Нарушения эти нередко обусловливаются высокой по­движностью и быстрой утомляемостью центральной нерв­ной системы подростков.

Неустойчивость сердечно-сосудистой системы под­ростков и различные функциональные нарушения в дея­тельности сердца требуют осторожного подхода к выбору упражнений и величины нагрузки в уроках.

Для решения вопроса о занятиях физическими упражнениями и спортом надо знать об особенностях развития скорости, силы, выносливости, ловкости.

Изменения скорости, силы, выносливости, ловкости в процессе развития организма не происходят параллельно. В детском, подростковом возрастах особенно интенсивно развивается скорость, а в зрелом — выносливость и сила. На их развитие влияют занятия спортом.

Скорость движений с возрастом нарастает постепенно, но неравномерно. В 8—9 лет нарастание ее очень медленное, в 10—12 лет— более интенсивное, а в 13—14 лет — опять замедляется. Наибольший темп нарастания ско­рости бывает в 15—16 лет и достигает максимума к 20—25 годам. Приступать к тренировкам на скорость можно по достижении хорошей общей физической подго­товленности.

При систематических тренировках скорость возра­стает в среднем на 30—60% и только в отдельных слу­чаях— на 100%.

Приспособляемость организма подростков и юношей к упражнениям на выносливость недостаточна: она го­раздо меньше, чем у взрослых.

Нарастание силы происходит постепенно. Значитель­ный прирост отмечается в конце периода полового созре­вания, когда за 2—3 года сила увеличивается на 12%. Тренировка повышает силу на 75—150%, а в отдельных случаях — в 3, 5—3, 75 раза. Ловкость развивается и ста­новится достаточно выраженной к периоду полового со­зревания. К концу завершения интенсивного роста тела в длину налаживаются координационные связи коры головного мозга с двигательным аппаратом и восстанав­ливается ловкость.

Разносторонняя тренировка приводит к лучшим ре­зультатам в развитии скорости, силы и выносливости, чем односторонняя тренировка, направленная, например, на достижение скорости.

В занятиях с подростками следует очень осторожно применять упражнения, требующие высоких физических напряжений (особенно упражнения для развития вынос­ливости). Необходимо постепенно увеличивать нагрузки и строго последовательно располагать учебный мате­риал по его трудности.

Упражнения боксера-подростка должны быть связаны с разнообразными передвижениями. В них обязательно надо включать элементы игры.

После нескольких месяцев непрерывных занятий или после выступления на открытом ринге обучаемым реко­мендуется давать дни отдыха.

Координация движений у подростков часто бывает несовершенной. Важная задача обучения и тренировки юных боксеров — развить их двигательные способности, улучшить координацию движений. Подготовительная часть урока должна содержать большое количество упражнений (на ходу и на месте), развивающих коор­динацию специальных движений.

В нервной системе происходят значительные сдвиги.

Усложняется внутреннее строение мозга. Происходит энергичное структурное формирование нервных клеток коры, развитие ассоциативных волокон, осуществляющих связь отдельных областей коры между собой. Все более совершенствуется протекание основных нервных процес­сов. Усиливается внутреннее торможение, контроль над эмоциями, но возбуждение продолжает оставаться доми­нирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда.

В психике подростка также наблюдаются значитель­ные изменения, которые должен учитывать тренер: воз­будимость и реактивность высших отделов центральной нервной системы подростка повышены, и это проявляется в эмоциональной насыщенности его поступков, в неустой­чивости поведения и настроения, в быстрой утомляемо­сти, в повышенной раздражительности, в некоторой сум­бурности и неточности действий.

Неустойчивость подростка заметна в его меняющемся отношении к тренировке, в отсутствии сосредоточенного внимания к обучению, во внезапно появляющейся и ис­чезающей подавленности; часто подросток утрачивает веру в свои силы, особенно после проигрыша в соревно­ваниях, теряется перед выступлением на ринге и т. п.

Преподавателю необходимо вести систематическую работу с подростком, развивая у него во время обучения технике и тактике сосредоточенное внимание к упраж­нениям, борясь с неустойчивостью настроения, с неров­ностью в поведении и нервозностью перед соревнова­ниями.

В связи с изменениями в центральной нервной системе развивается интеллект подростка. Формируется характер, причем особенно сильно развиваются его общественные черты (чувство коллективизма, дружбы, справедливости и т. п.). Подросток приобщается к общественной жизни, принимает в ней деятельное участие.

Очень характерно для его психики в этот период стремление к героике, к мужественным и романтичным поступкам, желание быть во всем самостоятельным и не­редко заметное обострение самолюбия. Характерен также и несколько повышенный интерес к себе, что иногда превращается в чрезмерное выпячивание своих качеств и пренебрежение к окружающим.

Преподаватель должен уметь использовать эти, часто противоречивые, черты психики подростка для того, чтобы успешно обучать и воспитывать его.

Появившаяся у подростка потребность участвовать в общественной жизни поможет преподавателю в создании прочного коллектива секции бокса, объединяемого об­щими интересами и чувством дружбы. Стремление к ге­роизму, известный романтизм и примеры героических поступков выдающихся боксеров будут еще больше сти­мулировать интерес к занятиям. Надо воздействовать на самолюбие подростка, ставя перед ним определенные за­дачи и указывая на то, что его поведение будет отрица­тельно оценено коллективом, если он не выполнит их. Однако нужно бороться с ложным самолюбием, которое часто проявляется в подростковом и юношеском воз­растах: нежелание выполнить указание товарища, при­знать свою вину и извиниться, стремление сохранить о себе хорошее мнение товарищей, отличающихся дур­ным поведением.

Необходимо бороться и с чрезмерной эмоционально­стью учеников, ведущей к ослаблению контроля над со­бой, грубости к товарищам и т. п.

Важная особенность подростков (и в значительной степени юношей) — их способность копировать действия, отдельные движения и поведение в целом взрослых то­варищей, снискавших популярность и уважение. Препо­давателю надо использовать эту способность к подража­нию, обучая подростков технике, тактике, общеразвивающим упражнениям. Нужно воспитывать нравственность юных боксеров, показывая образцы правильного пове­дения. В то же время необходимо бороться с подража­нием дурному, что также бывает распространено среди подростков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.