Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Появляется ли у риторики второе дыхание?






Почему сегодня западные ученые обращаются к риторике, этой, как они сами подчеркивают, " до недавнего времени гонимой, но когда-то покрывшей себя славой науке"? Риторика в качестве теории фигур обретает новую жизнь в исследованиях по структурной лингвистике. Современные представления о риторике - не просто реанимация идей и методов, разрабатывавшихся традиционно, а новое осмысление ее сути и возможностей. Пример такого осмысления - мнение выдающегося французского поэта и теоретика литературы Поля Валери, определявшего риторику так: 1) речевая модификация усвоенного языка; 2) наука о языковых отклонениях; 3) искусство вербальных субституций (сокращений с добавлением), призванных служить оптимизации речи.

Неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом), сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии. Определенный национальный " окрас" новой риторики. Во Франции разработки в области новой риторики связываются с деятельностью Ролана Барта; наибольшее развитие получила метариторика, которая занимается теорией риторики и интерпретацией ее понятий (во Франции переиздали классические труды по риторике французских авторов XVI-XVIII вв., на них и опираются современные исследователи). В США - это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. Два направления новой риторики в Бельгии: 1) аргументативная риторика (Перельман); 2) общая риторика (" группа мю" из Льежского университета - Жак Дюбуа и др. - названная в честь первой буквы греческого слова " метафора", самой замечательной, считают они, из фигур риторики). Труды группы " мю": " Общая риторика" и " Риторика поэзии", определяющих риторику как дисциплину, изучающую приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс. Дискурс - это связный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами или же речь, как целенаправленный социальный компонент взаимодействия людей и механизмов их сознания.

Появление новой риторики придало самому термину " риторика" два смысла: 1) узкий - как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство, 2) широкий - при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через " призму" осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. В этом случае риторика - это наука об убеждающей коммуникации. В настоящее время появилась и третья точка зрения. Она принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа " Имя розы". Он считает, что риторика - это наука о порождении высказываний. Новая классификация фигур риторики Романа Якобсона.

Но самое главное - развитие теории культуры в ведущих странах Западной Европы вызвало пристальное внимание к идеям и методам, которые когда-то давным-давно разрабатывались риторикой.

В о п р о с ы:

1. Почему во второй половине XX века во Франции и Бельгии начинается новый расцвет риторики?

2. Каковы основные результаты новой (общей) риторики?

3. Что привнесено принципиально нового в систематику риторических тропов и фигур во второй половине ХХ века?

4. Можно ли рассматривать риторику как науку о порождении высказываний?

5. Каковы возможности риторики в ведении политических и деловых переговоров, корректном проведении споров, диспутов и дискуссий?

Л и т е р а т у р а:

1. Авеличев А.К. Возвращение риторики // Общая риторика. М., 1986.

2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.

4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989; 2-е изд. 1994.

5. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

6. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989.

7. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.

8. Брутян Г.А. Новая волна интереса к философской аргументации // Философия и культура. М., 1987.

9. Гиндин С.И. Риторика и проблемы структуры текста // Общая риторика. М., 1986.

10. Мейзеровский В.М. Философия и неориторика. Киев, 1991.

11. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.

12. Общая риторика. М., 1986.

13. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.

14. Теория метафоры. М., 1990.

15. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

Темы экзаменационных сочинений:

1. Риторика от античности до наших дней: История, генезис, особенности современных представлений.

2. Как зародилась теория красноречия?

3. Роль софистики в становлении риторики.

4. Могут ли сегодня произведения античных авторов служить образцами ораторского искусства?

5. Тропы и фигуры риторики, как основной ее " инструментарий".

6. Как развивалась риторика в странах Востока?

7. Особенности религиозного красноречия и его значимость в современных условиях.

8. Специфика использования риторических тропов и фигур в судебном красноречии.

9. Политическая риторика в прошлом и настоящем. Культура политических дискуссий.

10. История риторики в России (древнерусское, политическое - XVI, XIX, XX века, религиозное, судебное красноречие).

11. Новая риторика: Основные концепции и направления.

12. Риторика в контексте философского знания: Специфика теории аргументации.

Библиография ко всем темам:

1. Основная учебная литература

1. Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Антология русской риторики. М., 1995.

2. Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия? // Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах. М., 1992.

3. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.

2. Дополнительная учебная литература

4. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1986.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

7. Гуревич С.С., Погорелко В.Ф., Герман М.А. Основы риторики. Киев, 1988.

8. Иванова С.Ф. Риторика завоевывает место в школе (Программа по риторике для VII-IX классов) // Русский язык в школе. М., 1991. N 2.

9. Кохтев Н.Н. Риторика: Программа для VII-IX классов гимназий и лицеев гуманитарного направления // Русский язык в школе. М., 1993, N 3.

10. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. М., 1994.

11. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

12. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

13. Михайличенко Н.А. Риторика: Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., 1993.

14. Ораторское искусство: Хрестоматия. М., 1978.

15. Пичугов Ю.С. Программа курса " Риторика" для 10 классов (по выбору учащихся) // Русский язык в школе. М., 1993. N 2.

16. Словарь античности. М., 1989; 2-е изд. 1993. Статьи " Горгий", " Исократ", " Риторика".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.