Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Риторика в истории мировой культуры






Риторика в Библии. Проповеди Иисуса Христа как образцы ораторского искусства. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный и их вклад в развитие теории и практики красноречия. Иоанн Златоуст: " Слово первое о священстве", " Беседа о любви к ближним, посвященная Первому посланию апостола Павла к коринфянам", как блестящие образцы религиозной риторики. Гомилетика - теория подготовки, построения и произнесения проповеди. В чем значение религиозных образцов красноречия для сегодняшней жизни: 1) огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется; 2) абсолютное знание предмета; 3) доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики; 4) высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру; 5) тщательность подготовки и постоянная внутренняя готовность к выступлению.

Особенности риторики в конфуцианстве. Специфика выражения логических форм в китайском языке, не имеющем субъектно-предикатной структуры. Логика и риторика в Китае: теория имени (" мин"), теория суждений (" цы"), теория рассуждения (" шо"), теория ведения спора (" бянь").

Теория и практика красноречия в учении буддизма, вызванная необходимостью отстаивать свои позиции в постоянных диспутах с последователями индуизма (проигравший в споре был обязан принять религию победителя или покончить с собой).

Риторика Средневековья. О чем на самом деле спорили францисканцы и доминиканцы? (Взгляд логика и ритора на полемику Иоанна Дунса Скота и Фомы Аквинского и их сторонников). Техника диспутов средневековых схоластов, чем она может быть полезна для современной риторики? Вклад схоластики в разработку системы риторических фигур. Создание самой изощренной классификации фигур риторики, содержащей их наибольшее число за всю предыдущую и последующую историю развития теории красноречия. Схоластическая риторика во Франции XII-XV вв.: Жоффруа де Винсор, Даниэль Арно, Коммин, Георгий Трапезундский. Состав риторического знания: теория жанров, теория стилей, теория фигур; фиксированность форм.

Особенности использования тропов и фигур риторики в исламской традиции, основанной на образах и метафорах Корана.

Русские риторы. " Слово о законе и благодати" Иллариона. Даниил Заточник, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский. Переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским как образец политически ориентированной риторики. Протопоп Аввакум Петров и его проповедническая деятельность. Речь Петра I перед Полтавской битвой один из высших образцов искусства риторики. " Риторика" М. Усачева, " Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика..." М.В.Ломоносова, " Общая риторика" и " Частная риторика" Н.Ф.Кошанского, " Правила высшего красноречия" графа М.М.Сперанского - теоретический и практический вклад в разработку проблем риторики.

Французская риторика XVI-XVII вв. Гуманистическая риторика ХVI в.: дю Перрон " Речь о превосходстве красноречия...", Жак Амьо " Проект королевского украшения (фигуры и украшения)", Антуан Фоклен " Французская риторика"; деятельность Пибрака, Ронсара, д'Обинье. Реформистская риторика как наиболее влиятельное направление гуманитарного знания во Франции XVII в., под влиянием которого трансформируется вся французская литература. Классическая французская риторика " глазами" современных авторов: " Тетради" Поля Валери, " Стилистика" Пьера Гиро, " Старинная риторика" Ролана Барта.

Политическая и судебная риторика. Мирабо, Лафайет, Бриссо, Дантон - выдающиеся ораторы Великой Французской революции. " Геттисбергская речь" Авраама Линкольна 19 ноября 1863 г. на Геттисбергском национальном военном кладбище - одна из вершин политического красноречия. Жан Жорес и его антимилитаристская риторика. Речи Ф.Н.Плевако и А.Ф.Кони - непревзойденные образцы в адвокатской практике России. " Русское судебное красноречие" вклад в разработку теоретических проблем судебной риторики.

Можно ли считать, что ко времени первой половины XX в. риторика себя исчерпала и интерес к ней практически повсеместно и полностью угас? Почему в советской литературе риторику оценивали как напыщенное пустословие, которое полностью устарело?

В о п р о с ы:

1. Каковы наиболее яркие образцы искусства красноречия в текстах Нового Завета?

2. Чем объясняется столь весомый вклад в теорию и практику красноречия, внесенный святыми Василием Великим, Иоанном Златоустом и Августином Блаженным?

3. В чем значение гомилетики для развития современной риторики?

4. Какими специфическими особенностями в сфере риторики отличались поучения учителя китайской нации Кунцзы (Конфуция)?

5. В чем особенности буддийской логики и риторики?

6. Каковы наиболее значительные достижения схоластов европейского средневековья в области риторики?

7. Чем можно объяснить особенности использования риторических тропов и фигур произведениях мусульманской культуры?

8. Что может быть использовано сегодня из достижений французской риторики XVI-XVII?

9. Каковы основные образцы древнерусской риторики?

10. В чем причины столь бурного всплеска различных направлений русского красноречия (политического, религиозного, назидательного) в XVI-XVIII вв.?

11. Как повлияли труды М.В.Ломоносова по грамматике и риторике на становление теории и практики красноречия в России?

12. Каковы наиболее яркие образцы политической и судебной риторики в XIX - начале XX вв.?

13. В чем причины угасания интереса к традиционной риторике в начале XX в.?

Л и т е р а т у р а:

1. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961.

2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

4. Журенко Н.Б. Риторика в ранневизантийской поэзии (Архаическая образность и новозаветная образность в эпиграммах Григория Назианзина) // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. М., 1991.

5. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л., 1991. Глава " Иоанн Златоуст (341-407)".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.