Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Цели и задачи красноречия






Обучение технике убеждения как конечная цель риторики. Почему строгие доводы логики не в состоянии убедить человека, если он не хочет принимать вашу точку зрения?

Три рода красноречия: 1) торжественное (речи хвалебные и порицающие); 2) совещательное или политическое (речи убеждающие и разубеждающие); 3) судебное (речи обвиняющие и защищающие). Учение о стиле как разрешение важнейшей задачи оратора - придания речи стилистически правильной формы. Три вида стиля: 1) средний стиль, предназначенный для того, чтобы усладить слушателя, уместный в торжественном (эпидиктическом) роде красноречия; 2) возвышенный стиль, имеющий целью тронуть слушателя, который предназначался для совещательного красноречия; 3) сухой стиль, удобный для поучения, приспособленный более всего для судебного красноречия. Ораторское искусство должно убедить, усладить, взволновать.

Риторическое выступление и его правила: 1) выбор темы или нахождение; 2) расположение материала; 3) изложение или словесное выражение; 4) запоминание и его приемы; 5) произнесение.

Роль жестов при произнесении речи.

Еще один вариант построения речи в соответствии с требованиями теоретиков античной риторики, основу которого составляют инвенция, диспозиция, элокуция (или элоквенция).

Инвенция (у Аристотеля - " доказательство") - нахождение средств убеждения. Инвенция - учение о нравах, аргументах и страстях. Нравы - это моральные качества, позволяющие ритору утвердить свой авторитет. Правила нравов состоят в следующем: 1) продемонстрировать серьезность, скромность, осторожность; 2) избегать всего, что может создать впечатление лжи; 3) " нравы" использовать во вступлении; 4) аффектация должна отсутствовать.

Аргумент - форма рассуждения, выводящая из известных положений новое. Собственно аргументы - это силлогизм (очень редко), энтимема, эпихейрема, дилемма, сорит, пример (одна из посылок которого - исторический факт, яркое событие), индукция, " личный" аргумент, т.е. вывод, вытекающий из слов или действий оппонента. Главная задача ритора - представить убедительные аргументы. Отличие риторической аргументации от логической: различные словесные украшения, следствие должно опережать посылку. Правила аргументов: 1) доказательства - основа ораторской речи; 2) доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать; 3) необходимо отбрасывать аргументы, которые могут быть опровергнуты.

Общие места - все сюжеты и объекты речи имеют сходство и могут быть рассмотрены с общих точек зрения. Внутреннее сходство, исходящее из самого предмета; внешнее, исходящее из посторонних свидетельств. Внутренние общие места - определение, доказательство, почерпнутое из самой природы объекта, и перечисление частей (сравнение). Внешние общие места - постановления, законы, титулы, положение в обществе, свидетельские показания и т.д.

Учение о страстях (патетика) как представление о двух главных страстях - Любви и Ненависти, которые формируют все другие второстепенные чувства. Успех Демосфена - не отточенная техника, а развитая патетика, воплощенная в страстном патриотизме. Правила страстей: 1) призывать на помощь страсти только к потенциально патетическим объектам; 2) приберечь чувственный эффект к концу выступления; 3) избегать излишней патетики, вызывающей насмешку. Итак, триединая цель ритора - это 1) привлечь нравом, 2) убедить аргументом, 3) тронуть чувством.

Общие правила Инвенции: 1) нравы, аргументы, страсти должны сотрудничать во имя единой цели - убеждения; 2) одна из трех частей должна доминировать; 3) нравы и страсти адресуются слабым, чувственным и молодежи; 4) аргументы в речи - к людям степенным и разумным; 5) злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается; 6) размышление, опыт и внимательное изучение наследия великих учителей необходимо для формирования вкуса, который диктует правильный выбор и меру.

Диспозиция - это аранжировка элементов, полученных в результате Инвенции, для наилучшего убеждения аудитории (Пеллисье). Диспозиция содержит введение в тему (" ангажирование сюжета") и развертывание (" приведение доказательств"). Сочиняемая речь имеет шесть частей: 1) введение, 2) предложение (теорема); 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Три вида введения: прямое, косвенное и резко эмоциональное. Правила введения: 1) от введения зависит успех в целом; 2) следует использовать " нравы"; 3) сочинять введение, исходя из сути рассматриваемой темы; 4) писать введение последним; 5) доступность стиля; 6) избегать банального и экстравагантного. Предложение (теорема) - необязательный элемент, включаемый обычно при сложном и неочевидном характере темы.

Повествование (наррация) - изложение фактологического аспекта темы. Правила наррации: 1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме; 2) факты должны быть правдоподобными; 3) наррация должна быть краткой и четкой; 4) интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией; 5) наррация должна сопровождаться описанием для оживления сухих фактов; 6) для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения; 7) при описании избегать расплывчатости и излишних деталей; 8) место описания - в начале наррации.

Подтверждение (конфирмация) - основное развертывание аргументации с целью доказательства истинности посылок, выдвинутых в предложении. Правила конфирмации: 1) все замечания касательно применения необходимых доказательств должны быть собраны воедино; 2) с этой целью осуществить ревизию всех общих мест, рассматриваемых в Инвенции; 3) при выборе аргументов заботиться об их качестве, а не количестве; 4) наилучшим является Гомеров порядок: вначале сильные аргументы, затем масса средних, в конце один самый мощный аргумент; 5) тщательно избегать нисходящего порядка аргументов; 6) сильные аргументы - в простой форме; слабые - группировать по несколько для самоподдержки.

Заключение. Правила Заключения: 1) резюме аргументации, развернутой в подтверждение и должно вызвать эмоции; 2) точность изложения и разнообразие в стиле; 3) из подтверждения отбирать наиболее сильные места; 4) при использовании " страстей" помнить об умеренности; 5) стиль живой и эмоционально-напыщенный.

Элокуция (элоквенция) - словесное оформление мысли. Ее содержание: анализ различных грамматических форм (предложение, фраза, период); суждение об основных характеристиках стиля и его разновидностях; учение о " формах" стиля; учение о " формах" речи (проза и поэзия); описание и классификация риторических фигур. Элокуция - характеристика тропов и фигур теории красноречия.

В о п р о с ы:

1. Почему конечной целью риторики являлось обучение технике убеждения?

2. Какие три рода красноречия традиционно выделялись античными авторами?

3. Почему придание речи стилистически правильной формы являлось важнейшей задачей оратора?

4. Какие виды стиля рекомендовалось античным ораторам?

5. Каким требованиям должна удовлетворять речь ритора?

6. Какие задачи возлагались на инвенцию?

7. Диспозиция: каковы ее основные составляющие?

8. В чем специфика риторической аргументации?

9. Какую роль в теории и практике красноречия играет элокуция (элоквенция)?

Л и т е р а т у р а:

1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

2. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. В 2-х частях. СПб., 1834.

3. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. М., 1995.

4. Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Там же.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.