Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты валютно-финансовых правоотношений






Практически в каждой стране различают общих и специальных субъектов валютно-финансовых правоотношений.

В качестве общих субъектов валютных правоотношений называют «резидентов» и «нерезидентов». Практически все государства используют один подход к их определению (различия только в нюансах).

В Российской Федерации резидентами считаются:

· граждане Российской Федерации, за исключением россиян, постоянно проживающих за рубежом (на основании вида на жительство);

· иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации (на основании вида на жительство);

· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

· находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов - российских юридических лиц;

· дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за рубежом, а также постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях;

· Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных правоотношениях.

Нерезидентами в Российской Федерации считаются:

■ физические лица, не являющиеся резидентами;

■ иностранные юридические лица;

■ организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами Российской Федерации;

■ аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при международных организациях;

■ межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

■ находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные структурные подразделения нерезидентов - иностранных организаций;

■ некоторые иные лица (ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

72). Специальные субъекты валютных правоотношений чрезвычайно разнообразны. В Российской Федерации многие лица могут быть как общими, так и специальными субъектами - в зависимости от того, в каком качестве они выступают в валютных правоотношениях. Специальными субъектами являются следующие:

1.Государство (Российская Федерация и ее субъекты). Российская Федерация обладает компетенцией в области валютного регулирования, закрепленной в Конституции РФ, а также законах: о валютном регулировании и валютном контроле, о банках и банковской деятельности, о Банке России, о драгоценных металлах и драгоценных камнях и других документах.

В частности, Российская Федерация устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на своей территории, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Российская Федерация также вступает в валютные отношения с другими государствами или международными организациями. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией (ст. 94 БК РФ).

Государство выступает субъектом валютных правоотношений, не только как единое целое (Российская Федерация), но и как его части (субъекты РФ). Российские регионы участвуют в валютных отношениях и при реструктуризации обязательств субъектов РФ перед федеральным бюджетом, образовавшихся в результате переоформления обязательства субъектов РФ, обязательств муниципальных образований и юридических лиц перед федеральным бюджетом в иностранной валюте по договорам, обеспеченным гарантиями субъектов РФ, заключенным в связи с привлечением Российской Федерацией целевых иностранных кредитов или предоставлением государственных кредитов (ссуд) в иностранной валюте.

2.Федеральные органы исполнительной власти. Практически все федеральные органы исполнительной власти участвуют в валютных отношениях. Согласно ст. 15 ФКЗ о Правительстве РФ, этот орган осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координирующим деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин России осуществляет права и функции по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля.

Основными функциями Росмониторинга являются:

· осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

· сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;

· проверка полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;

· выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

· осуществление контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

· ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

3.Органы и агенты валютного контроля. Налоговые органы являются субъектами валютных правоотношений при привлечении к административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Таможенные органы участвуют в осуществлении валютного контроля и др.

В частности, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. В сфере валютно-финансовых отношений эта служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности.

4.Центральный Банк Российской Федерации. В соответствии с Законом о Банке России ЦБ РФ в сфере валютно-финансовых отношений выполняет следующие функции:

· организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

· определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

· устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

· осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных организациях.

Банк России также является самостоятельным участником валютных отношений при проведении валютных интервенций.

5.Муниципальные образования. В соответствии со ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами». К примеру, ст. 90 БК РФ регламентирует муниципальные заимствования. Это - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

6. Иные специальные субъекты. Перечень «иных» субъектов правоотношений чрезвычайно разнообразен. В их числе:

■ межбанковские валютные биржи — специализированные биржи, имеющие лицензии ЦБ РФ на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты и проведение расчетов по заключенным на них сделкам;

■ уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

■ банки также осуществляют функции агентов валютного контроля. В финансово-валютных отношениях участвуют сотрудники уполномоченных банков (к примеру, ответственные лица при оформлении паспорта сделки).

73.1). Валютный контроль — юридический термин. Валютный контроль — это контроль государства над соблюде­нием валютного законодательства при осуществлении валютных операций. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы валютного контроля:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

74). Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.«О валютном регулировании и валютном контроле».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.