Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Окружающая среда в международном праве 4 страница






--------------------------------

< 433> Конвенция от 03.12.1976 (BGBl 1978 II, 1065). См.: Lammers (Fn 431) 183ff.

< 434> Дополнительный протокол от 25.09.1991 (BGBl 1994 II, 1303). Франция приняла на себя обязательство вводить дополнительные регулирующие ограничения в случае, если концентрация хлоридов превышает максимально допустимые показатели. Нидерланды согласились на ответные меры: сократить загрязнение хлоридами на своей территории в озере Эйссельмер, используемом для получения питьевой воды, чтобы уменьшить необходимость сокращения сбросов из эльзасских калиевых карьеров.

 

126. Сотрудничество в бассейне Рейна не ограничивается охраной собственно Рейна. В начале 1960-х годов были также образованы международные комиссии по Боденскому озеру, рекам Мозель и Саар. Комиссии осуществляют координацию деятельности прибрежных государств по защите вод от загрязнения и сотрудничества с другими комиссиями бассейна Рейна.

127. Германия, Франция и Люксембург как прибрежные государства в 1961 году < 435> учредили Международную комиссию по охране Мозеля от загрязнения. Одновременно Германия и Франция подписали практически идентичный Протокол о Сааре < 436> по созданию соответствующей комиссии. В целях улучшения координации совместной деятельности по охране вод, в частности с другими организациями, обе комиссии в 1991 году образовали совместный секретариат в Трире < 437>.

--------------------------------

< 435> Протокол от 20.12.1961 (BGBl 1962 II, 1103).

< 436> Протокол от 20.12.1961 (BGBl 1962 II, 1106).

< 437> Beyerlin. Mosel // Kimminich/von Lersner/Storm (Fn 412), Bd II, 1994, Sp 1408 (1409ff).

 

128. Бассейн Боденского озера расположен на государственных территориях Германии, Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна и Италии. Территориальный статус озера окончательно не урегулирован < 438>, тем не менее прибрежные государства определили режим пользования в ряде соглашений, которые касаются также охраны вод. Международная комиссия по охране вод Боденского озера была создана в 1959 году на основании Соглашения об охране Боденского озера от загрязнения, которое вступило в силу в 1961 году < 439>. В 1967 году Комиссия издала Директивы по санитарной охране Боденского озера, которые постоянно актуализировались < 440>. Германия, Австрия и Швейцария в 1966 году определили количественные показатели в Соглашении о регулировании водоотбора из Боденского озера < 441>. Соглашение о судоходстве по Боденскому озеру (Верхнее озеро, включая озеро Уберлингер), заключенное между Германией, Австрией и Швейцарией в 1973 году < 442>, предусматривало регламентацию дополнительных источников загрязнения. На основании указанного Соглашения создана Международная комиссия судоходства по Боденскому озеру. Одновременно Швейцария и Германия заключили Договор о судоходстве по Нижнему озеру и Рейну между Констанцем и Шаффхаузеном < 443>.

--------------------------------

< 438> См.: абз. 19.

< 439> Соглашение от 27.10.1960 (GBl BW 1962, 1).

< 440> См.: Internationale den Bodensee (Hrsg). Richtlinien die Reinhaltung des Bodensees, 2001. Комиссия не уполномочена принимать меры, обязательные для исполнения.

< 441> Соглашение и Протокол от 30.04.1966 (BGBl 1967 II, 2314). В целом 4 млн. человек снабжаются питьевой водой из Боденского озера (также за пределами его бассейна).

< 442> Соглашение и Протокол от 01.06.1973 (BGBl 1975 II, 1406, 1411).

< 443> Договор от 01.06.1973 (BGBl 1975 II, 1412).

 

129. Институционализация межгосударственного сотрудничества не должна создавать иллюзию, что имплементация материального регулирования обходится без трудностей. Первые проблемы подтвердились 1 ноября 1986 года, когда на складе химикатов под Базелем вспыхнул пожар и несколько тонн токсичных веществ вместе с водой для тушения оказалось в Рейне, вследствие чего была нарушена экосистема реки на участке длиной 200 км.

130. Разработанная после аварии Программа действий: Рейн, принятая уже 1 октября 1987 года и распространенная также на Мозель и Саар < 444>, поставила перед прибрежными государствами конкретные цели. Состояние экосистемы реки необходимо было восстановить таким образом, чтобы ранее обитавшие там виды, например лосось, вновь могли появиться в Рейне. Кроме того, река должна была служить источником питьевой воды. Также преследовалась цель сократить содержание вредных веществ в речных отложениях. Реализация указанных задач осуществлялась по программе " Лосось 2000" < 445>.

--------------------------------

< 444> См.: Internationale Kommission zum Schutz des Rheins (Hrsg). Das Aktionsprogramm Rhein, 1987; Irmer. The Implementation of the Rhine Action Programme // LandsbergUczciewek/Adriaanse/Enderlein (Hrsg). The International Conference - Management of Transboundary Waters in Europe, 1998, 113 (115ff); . am Rhein // Barandat (Hrsg). Wasser - Konfrontation oder Kooperation, 1997, 298 (304ff).

< 445> Internationale Kommission zum Schutz des Rheins (Hrsg). Gesamtkonzept den Rhein " Lachs 2000", 1991; dies (Hrsg). Programm die von Langdistanz-Wanderfischen in den Rhein (Lachs 2000), 1994; dies (Hrsg). Hochwasservorsorge, 2002.

 

131. Программы действий " Рейн" и " Лосось 2000" достигли своих целей и даже частично их превзошли. Выполнению программ помогало сильнейшее политическое давление, которое компенсировало отсутствие юридических обязательств и способствовало новой ориентации международного сотрудничества в отношении охраны вод < 446>.

--------------------------------

< 446> Reichert. , 156ff.

 

132. Проанализировав недостатки специализированных программ в части политики охраны вод, ООН обратилась к разработке более масштабных концепций. Так, в 1992 году под эгидой ЕЭК ООН появилась Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Конвенция ЕЭК ООН о водотоках) < 447>. Региональная Рамочная конвенция обязывает государства-участников осуществлять определенные принципы и меры в отношении трансграничных вод, развивающие концепцию устойчивого развития. На этой основе в течение одного десятилетия были заключены на субрегиональном уровне конвенции и соглашения о реках Маас (1994 и 2002 годы) < 448>, Шельда (1994 год) < 449>, Дунай (1994 год) < 450>, Одер (1996 год) < 451>, португало-испанских пограничных водах (1998 год) < 452> и о Рейне (1999 год) < 453>. К этому собранию документов относятся также Соглашение о международной комиссии по защите Эльбы < 454>, договоры о пограничных водах, которые Германия заключила с Нидерландами < 455>, Польшей < 456> и Чехией < 457>.

--------------------------------

< 447> Конвенция от 17.03.1992 (BGBl 1994 II, 2334) вступила в силу 6 октября 1996 г.

< 448> Соглашение об охране реки Маас от 26.04.1994 (ILM 34 [1995] 851) вступило в силу 1 января 1998 г., заменено Международным соглашением о Маасе от 03.12.2002 (вступило в силу 1 декабря 2006 г.).

< 449> Соглашение о защите реки Шельда от 26.04.1994 (ILM 34 [1995] 859) вступило в силу 1 января 1998 г.

< 450> Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому использованию реки Дунай (Конвенция о защите Дуная) от 29.06.1994 (BGBl 1996 II, 874) вступила в силу 22 октября 1998 г. Для заключения названной Конвенции единогласного решения Совета не требовалось (EuGH, Rs C-36/98, Spanien/Rat, Slg 2001, I-995; в решении содержится толкование понятия " хозяйственное использование водных ресурсов").

< 451> Договор о Международной комиссии по защите Одера от загрязнения (Договор об Одере) от 11.04.1996 (BGBl 1997 II, 1708) вступил в силу 28 апреля 1999 г.

< 452> Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому использованию вод в водосборных районах Испании и Португалии от 30.11.1998 (Luso-American Foundation [Hrsg], Shared Watersystems and Transboundary Issues, 2000, 429ff).

< 453> Конвенция о защите Рейна от 12.04.1999 (BGBl 2001 II, 850) вступила в силу 1 января 2003 г.

< 454> Соглашение о Международной комиссии по защите Эльбы (Соглашение по Эльбе) от 08.10.1990 (BGBl 1992 II, 943) вступило в силу 30 октября 1993 г.

< 455> Дополнительный протокол от 22.08.1996 к Договору Федеративной Республики Германия и Королевства Нидерланды о регулировании сотрудничества в устье реки Эмс (Договор о районе Эмс-Долларт от 08.04.1960).

< 456> Договор между ФРГ и Республикой Польша о сотрудничестве в водном хозяйстве на приграничных водах от 19.05.1992 (BGBl 1994 II, 60) вступил в силу 26 сентября 1996 г.

< 457> Договор между ФРГ и Чешской Республикой о сотрудничестве в водном хозяйстве на приграничных водах от 12.12.1995 (BGBl 1997 II, 925).

 

133. Конвенция ЕЭК ООН о водотоках, ратифицированная 35 участниками, включая ЕС < 458>, дифференцирует обязанности, которые несет каждый участник при использовании трансграничных вод (ст. ст. 2 - 8), а также обязанности, которые выполняют участники, будучи сопредельными государствами в границах одной прибрежной зоны трансграничного водотока (ст. ст. 9 - 16) < 459>. Совместно с ВОЗ был согласован Протокол о воде и здоровье к Конвенции 1992 года по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; Протокол подписали 36 государств в 1999 году < 460>. Постоянное сотрудничество участников Конвенции ЕЭК ООН о водотоках осуществляется при поддержке секретариата в Женеве. На основе этой Конвенции была создана эффективная система международных форумов и объединений экспертов.

--------------------------------

< 458> Решение 95/308/EG Совета от 24.07.1995 (ABl EG 1995, N L 186/42).

< 459> См.: определения в абз. 3 и 4 ст. 1 Конвенции ЕЭК ООН о водотоках. Прибрежные государства должны заключить дву- и многосторонние соглашения об отдельных водотоках или адаптировать существующие договоры таким образом, чтобы они не противоречили Конвенции ЕЭК ООН о водотоках. Кроме того, они должны организовать сотрудничество на базе совместных комиссий.

< 460> Протокол от 17.06.1999 (MP.WAT/2000/1) вступил в силу 4 августа 2005 г. (21 государство-участник). См.: Bosnjakovic. Regulation of International Watercourses under the UN/ECE Regional Agreements, Water International 2000, 544 (547ff).

 

134. Уже в Повестке дня на XXI век выдвигалось требование развивать комплексное использование вод в хозяйственном масштабе, ориентированное на охрану экосистем. Интегрированное управление водными ресурсами с целью поддержания функционирования водных экосистем (aquatic ecosystems) должно применяться к водному бассейну в целом < 461>.

--------------------------------

< 461> Этот аспект, связанный с экосистемами, особо подчеркивается в Конвенции о Рейне 1999 г. Устойчивость предполагает всеобъемлющую охрану всего комплекса, частью которого является водоем. Следовательно, цель устойчивого развития указанной экосистемы - " сохранение, улучшение и восстановление естественной среды обитания диких животных и растений в воде, на дне реки и на берегу, а также в смежных районах" (абз. 1 ст. 3 Конвенции о Рейне).

 

135. С территориальной точки зрения комплексный подход требует применения концепции водосборного бассейна (Drainage Basin), которую Ассоциация международного права сформулировала в своих резолюциях, принятых в Дубровнике в 1956 году и в Нью-Йорке в 1958 году < 462>, а Институт международного права включил в Зальцбургскую резолюцию 1961 года < 463>. Хельсинкские правила АМП 1966 года определяют " международный водосборный бассейн" (international drainage basin) как " географический район на территории двух или более государств, обозначенный границами водораздела системы, в которую входят наземные и подземные воды, имеющие общий сток". Начиная с Сеульских правил о международных грунтовых водах 1986 года АМП включает в " релевантный бассейн" и грунтовые воды, которые гидрологически не связаны с поверхностными водами < 464>. В итоге АМП расширила концепцию водосборного бассейна, первоначально ориентированную лишь на использование ресурсов, также включить в нее экологическую защиту.

--------------------------------

< 462> ILA (Hrsg). Report of the Forty-seventh Conference, 1957, 241ff; dies (Hrsg). Report of the Forty-eight Conference, 1959, VIIIff.

< 463> IDI (Hrsg). Tableau des (1957 - 1991), 28ff.

< 464> ILA (Hrsg). Report of the Sixty-second Conference held at Seoul, 1986, 251ff; Reimann (Fn 407) 353ff.

 

136. Согласно абз. 6 ст. 2 Конвенции ЕЭК ООН о водотоках 1992 года не только собственно водоток, но и его окружающая среда подлежит охране. Предметом Конвенции о защите Дуная является весь гидрологический ареал реки, то есть также экосистемы бассейна реки. Сфера действия Конвенции о защите Рейна включает основное русло реки, а также связанные с ним грунтовые воды < 465>.

--------------------------------

< 465> Это касается и других экосистем, причем на экосистемы, взаимодействие которых с рекой может быть восстановлено, также распространяется действие Конвенции.

 

137. В соответствии с комплексным подходом рамочная Конвенция ЕЭК ООН и основанные на ней специальные соглашения направлены на регулирование различных антропогенных нагрузок на воды. За счет улучшения качества воды должна обеспечиваться охрана морской среды, особенно прибрежных районов вблизи устья рек, от загрязнения со стороны суши < 466>. Поэтому конвенции о Дунае и Рейне содержат отсылки к конвенциям о защите Черного моря от загрязнения < 467> и об охране морской среды Северо-Восточной Атлантики < 468>. Указанные Конвенции затрагивают также количественные аспекты, поскольку они содержат обязанности по рациональному водопользованию и сохранению водных источников < 469>. Одновременно будет разрабатываться проблема наводнений < 470>.

--------------------------------

< 466> См.: п. 3 преамбулы Конвенции ЕЭК ООН о водотоках.

< 467> Конвенция о защите Черного моря от загрязнения от 21.04.1992 (ILM 32 [1993] 1110).

< 468> Об охране моря см.: абз. 142 и след.

< 469> См.: п. b абз. 2 ст. 2 Конвенции ЕЭК ООН о водотоках; предл. 1 абз. 1 ст. 2 Конвенции о защите Дуная; абз. 1 е ст. 3 Конвенции о защите Рейна.

< 470> Конкретные меры основаны на принципе предосторожности и принципе ответственности причинителя вреда. Они дополняются запретами ухудшения состояния вод и распространения загрязнения и принципом устойчивого развития (ст. 4).

 

138. Предложение 1 абз. 2 ст. 9 Конвенции ЕЭК ООН о водотоках предусматривает учреждение совместных органов прибрежных государств. Кроме международных комиссий по охране вод, например, Эльбы, Мааса, Шельде и Одера, на субрегиональном уровне была создана Международная комиссия по защите Дуная (предл. 1 абз. 1 ст. 18 Конвенции о Дунае) и вновь сформирована Международная комиссия по защите Рейна (абз. 1 ст. 6 Конвенции о Рейне) < 471>.

--------------------------------

< 471> См.: Blatter. Lessons from Lake Constance // Ingram (Hrsg). Reflections on Water, 2001, 89ff; Huisman/Wieriks/de Jong. Co-operation on Management of Transboundary Waters // Landsberg-Uczciewek/Adriaanse/Enderlein (Fn 443) 102ff.

 

139. В Евросоюзе 22 декабря 2000 года вступила в силу Рамочная директива о водной политике < 472>. Ее действие распространяется на все водные пространства в пределах Сообщества, от источника до моря, включая грунтовые воды. Директива направлена на фундаментальное изменение водных законодательств государств - членов ЕС < 473>. Она устанавливает рамочный порядок охраны поверхностных вод, береговых морских вод < 474> и грунтовых вод. Охрана основана на концепции водосборного бассейна. Целью является его интегрированное использование с учетом функционального многообразия < 475>. Хорошее качественное состояние указанных водных пространств должно быть достигнуто к 2015 году.

--------------------------------

< 472> Директива 2000/60/EG Европейского парламента и Совета от 23.10.2000, устанавливающая рамки деятельности Сообщества в области водной политики (ABl EG 2000, N L 327/1); последнее изменение внесено Решением Европейского парламента и Совета N 2455/2001/EG от 20.11.2001 об установлении перечня особо опасных веществ в области водной политики и об изменении Директивы 2000/60/EG (ABl EG 2001, N L 331/1).

< 473> О трансформации Директивы в законодательство Германии см.: Закон о водном хозяйстве от 19.08.2002 (BGBl 2005 I, 1746).

< 474> Береговые морские воды в Директиве о водной политике определяются как " поверхностные воды, внешняя граница которых находится на расстоянии одной морской мили от исходной линии, от которой отмеряются внутренние воды, в некоторых случаях до внешней границы переходных водных ареалов устья рек". См.: п. 7 ст. 2: 70% вредных веществ попадают в море со стороны суши, 80% из них - водным путем.

< 475> С момента вступления в силу Директивы предпринимаются меры по координации и интеграции охраны вод на основании международного и европейского права. Международные комиссии по защите вод адаптируют свою работу к требованиям Директивы. Значительный прогресс был достигнут в отношении защиты Мааса. Международное соглашение о Маасе от 03.12.2002 учитывает требования Директивы Сообщества. Об этом см.: Reichert. , 327ff.

 

Охрана трансграничных вод за пределами Европы.

140. Международное право, касающееся защиты трансграничных вод за пределами Европы, развивалось менее динамично. В результате переговоров в рамках Комиссии международного права < 476>, продолжавшихся в течение нескольких десятилетий, только в 1997 году удалось принять Конвенцию о праве несудоходных видов использования международных водотоков < 477>, однако она еще не вступила в силу. Конвенция базируется на традиционном распределении компетенций. Важнейший аспект составляет соотношение принципа совместного использования и запрета на причинение ущерба, основанного на международном соседском праве < 478>.

--------------------------------

< 476> Handl. The International Law Commission's Draft Articles on the Law of International Watercourses, CJIELP 3 (1992) 123ff; McCaffrey/Rosenstock. The International Law Commissions Draft Articles on International Watercourses, RECIEL 5 (1996) 89ff; Kroes. The Protection of International Watercourses as Sources of Freshwater in the InteRest of Future Generations // Brans/de Haan/Nollkaemper/Rinzema (Hrsg). The Scarcity of Water, 1997, 80 (81ff).

< 477> Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21.05.1997 (ILM 36 [1997] 700ff), на 1 марта 2007 г. - 14 государств-участников. См.: Caflisch. Regulation of the Uses of International Waterways // Glassner (Hrsg). The United Nations at Work, 1998, 3ff; Hey. The Watercourse Convention, RECIEL 7 (1998) 291ff; Kokott. zum Schutz des , FS Jaenicke, 1998, 177 (184ff); McCaffrey. The UN Convention on the Law of the Non-Navigational Uses of International Watercourses // Salman/Boisson de Chazournes (Hrsg). International Watercourses, 1998, 17ff; Tanzi/Arcari. The United Nations Convention on the Law of International Watercourses, 2001.

< 478> Конвенция ЕЭК ООН о водотоках кодифицирует уже признанные международным обычным правом процедурные обязанности: общую обязанность сотрудничать (ст. 8), обязанность регулярного обмена информацией (ст. 9), обязанность уведомления, касающегося планируемых мер, чреватых возможными неблагоприятными последствиями (ст. 12), а также обязанность проведения консультаций и переговоров, касающихся планируемых мер (ст. 17). См. также: Schmidt/Kahl (Fn 389) 310ff.

 

141. Наряду с действующей в глобальном масштабе Конвенцией ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков следует упомянуть региональные соглашения и договоры, которые предусматривают охрану трансграничных вод в одном ряду с другими предметами: Соглашение о качестве воды в Великих озерах от 22 ноября 1978 года между США и Канадой < 479>; Договор о сотрудничестве в бассейне реки Амазонка от 3 июля 1978 года между Боливией, Бразилией, Колумбией, Эквадором, Гайаной, Перу, Суринамом и Венесуэлой < 480>; Правительственное соглашение о совместном строительстве ГЭС на Паране от 19 октября 1979 года между Аргентиной, Парагваем и Бразилией < 481>; Соглашение о плане действий по экологически рациональному использованию общей системы реки Замбези от 28 мая 1987 года между Ботсваной, Мозамбиком, Танзанией, Замбией и Зимбабве < 482>, а также Договор о совместном использовании вод реки Ганг в Фаракке от 2 декабря 1996 года между Бангладеш и Индией < 483>.

--------------------------------

< 479> 1153 UN TS 187.

< 480> ILM 17 (1978) 1045.

< 481> ILM 19 (1980) 615.

< 482> ILM 27 (1988) 1109.

< 483> ILM 36 (1997) 519. См. также: Конвенцию о сотрудничестве по устойчивому развитию бассейна реки Меконг от 05.04.1995 (и Протокол), принятую Камбоджей, Лаосом, Таиландом и Вьетнамом (2069 UNTS 35844).

 

б) Охрана моря

 

142. Большинство международных договоров по охране окружающей среды затрагивает отдельные аспекты охраны моря. Только ст. 192 КМП носит всеобъемлющий характер: " Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду". Названная основная обязанность, одновременно являющаяся международным обычаем, действие которой erga omnes частично признается < 484>, направлена на охрану моря как таковую. Пункт 4 абз. 1 ст. 1 КМП определяет дефиницию " загрязнение морской среды". В процессе расширения прав прибрежных государств (распространение сухопутного режима на морские территории) происходит зонирование охраны морской среды. С одной стороны, внутренние воды, архипелажные воды и территориальные воды как морская часть государственной территории подпадают под действие соседского права; также на морские пространства под функциональной юрисдикцией (прилежащая зона, ИЭЗ, континентальный шельф) распространяется многосторонний контроль прибрежных государств, которые в этом отношении наделены как особыми правами, так и специальными обязанностями. С другой стороны, действуют правила об охране открытого моря, морского дна со стороны моря от ИЭЗ и континентального шельфа, а также ресурсов перечисленных глобальных пространств с международным режимом. Потенциальные противоречия между использованием и охраной моря как источника резервов питания, энергетических и сырьевых резервов не получили окончательного разрешения в КМП 1982 года (часть XII) в пользу одной из целей. И это несмотря на то, что КМП как " конституция морей" содержит важные конкретизирующие нормы и нововведения в отношении мониторинга риска и последствий загрязнения (ст. 204 и след.) и обеспечения выполнения правил, касающихся охраны морской среды (ст. 213 и след.) < 485>.

--------------------------------

< 484> К важнейшим прецедентам относится дело " Barcelona Traction" (ICJ Reports 1970, 3, 32). О ст. 192 КМП, действие которой ограничено ст. 193 КМП, и применении erga omnes см.: Ragazzi. The Concept of International Obligations Erga Omnes, 1997, 158ff; Lagoni (Fn 117) 147ff; . Meeresschutz, 77ff; о дифференцированном подходе см.: Hafner. Seerecht, Kap 5 Rn 39ff. Главным является не распространение обязательства, нуждающегося в толковании, на государства - неучастников КМП, а распространение на них действия специальных международных конвенций об охране морской среды, например МАРПОЛ. Соответствующее обязывающее положение содержится в абз. 2 ст. 211 КМП: поскольку прибрежное государство издает национальные правила, отвечающие общепризнанным международным нормам и стандартам, то они действуют и в отношении государств, не являющихся участниками КМП.

< 485> См.: абз. 40.

 

Универсальные конвенции по охране моря.

143. Вплоть до 1960-х годов доминирующие позиции занимали конвенции о рыболовстве и соглашения о принадлежности и разграничении территорий. Защита моря и сохранение морской среды стали предметом международных договоров только потому, что в результате использования супертанкеров, а также повышенной токсичности сбрасываемых в море веществ (радиоактивных отходов, пластикового мусора, химикатов) резко возросла опасность аварий и долговременного загрязнения окружающей среды, охватывающего большие территории и несущего угрозу здоровью людей. Ключевыми событиями были аварии нефтяных танкеров " Торри Каньон" (1967 год) и " Амоко Кадис" (1978 год). Мировое сообщество отреагировало на катастрофу " Торри Каньон" заключением нескольких конвенций по борьбе с загрязнением нефтью < 486>. Концепции охраны морей, основанные на ответственности государства флага, содержались и в конвенциях, принятых ранее. Особо следует упомянуть Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью от 12 мая 1954 года (ОЙЛПОЛ) < 487>. Важную роль сыграли также ст. 24 и след. Женевской конвенции об открытом море 1958 года: они содержали рекомендации по изданию норм о предотвращении загрязнения нефтью и радиоактивного загрязнения < 488>.

--------------------------------

< 486> Перечень см.: Bussek. Schutz der Meere vor Verschmutzung, 1993, 161.

< 487> BGBl 1956 II, 379. Законом ФРГ (BGBl 1989 II, 74) действие ОЙЛПОЛ в отношении ФРГ прекращено; вместо нее вступила в силу МАРПОЛ; особенно важно ее Приложение II.

< 488> Другие конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью, ограниченные узкими аспектами: Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (с двумя протоколами), обе 1969 г.; в целях компенсации ущерба от загрязнения нефтью в 1971 г. был создан международный фонд. См. также: Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. Ссылки см.: Bussek (Fn 486).

 

144. Центральная роль во всемирной охране морской среды отведена части XII Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В основном Конвенция содержит рамочные положения. Они либо нуждаются в конкретизации, либо включают в себя уже существующие нормы (МАРПОЛ < 489>, Дополнительный протокол 1978 года, Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря < 490>) и развивают их, не отменяя (ст. 237 КМП). Статья 193 КМП в соответствии с основной обязанностью (ст. 192 КМП) закрепляет суверенное право государств разрабатывать свои природные ресурсы в рамках экологической политики и обязанности защищать и сохранять морскую среду. Это положение вмещает идеальную конструкцию охраны и использования, предвосхищая концепцию устойчивого развития < 491>, но в данном случае предпочтение отдано суверенному праву разрабатывать свои ресурсы. Разделение морского пространства на государственную (морская акватория) и негосударственную территории, а также разграничение морской негосударственной территории на территории под функциональной юрисдикцией прибрежных государств и глобальные пространства с международным режимом < 492> имеют серьезные последствия для обеспечения охраны морской среды (ст. 217 и след. КМП). Сохранение и использование живых морских ресурсов в пределах ИЭЗ относится к компетенции прибрежного государства. Оно обладает соответствующими суверенными правами (абз. 1 a ст. 56 КМП) < 493>. При этом должны учитываться структурные принципы охраны морской среды, указанные в части XII КМП < 494>, которые распространяются на все зоны < 495>.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.