Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Индивид в международном праве 3 страница






< 412> Заявление, принятое на Парижской встрече СБСЕ глав государств и правительств от 21.11.1990 (Парижская хартия для новой Европы).

 

260. В дальнейшем, в частности в Документе о последующем развитии институтов и структур ОБСЕ от 30 января 1992 года, принятом в Праге < 413>, были указаны меры по усилению механизмов контроля, пока недостаточно разработанных. Наряду с расширением сотрудничества между государствами-участниками в сфере " человеческого измерения", на бюро по демократическим институтам и правам человека были возложены дополнительные функции. В случаях очевидного грубого нарушения обязательств в рамках ОБСЕ Комиссия высших должностных лиц или Совет при необходимости может принять меры даже без согласия соответствующего государства. В Будапештском документе < 414> установлено, что несмотря на " значительный прогресс" произошло " серьезное ухудшение" в определенных областях, и поэтому необходимо принять меры " против продолжающихся нарушений прав человека и проявлений агрессивного национализма, в том числе территориального экспансионизма, а также расизма, шовинизма, ксенофобии и антисемитизма, которые до сих пор приводят к человеческим страданиям".

--------------------------------

< 413> EuGRZ 1992, 124ff.

< 414> Решения, принятые на встрече на высшем уровне СБСЕ 6 декабря 1994 г. в Будапеште (IPol 1995, D 73).

 

д) Защита прав человека в Америке

 

261. Защита прав человека в рамках Организации американских государств (ОАГ), в которую входят 35 американских государств, базируется на двух основах < 415>. Первую составляет Устав ОАГ от 30 апреля 1948 года < 416>, вторую - Американская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 года < 417>. Устав содержит некоторые всеобщие положения о защите прав человека. На основании этих положений в 1960 году была учреждена Межамериканская комиссия по правам человека < 418>. Комиссии поручено заниматься вопросами содействия реализации прав человека < 419>, провозглашенных в Американской декларации прав и обязанностей человека < 420>. Указанная Декларация была принята в 1948 году как необязывающее решение Конференции ОАГ. После внесения в 1970 году изменений в Устав ОАГ Комиссия стала органом ОАГ < 421> и была уполномочена на выполнение функций, предусмотренных Уставом < 422>. Принятые изменения позволили усилить статус и расширить полномочия Комиссии. Это, в свою очередь, привело к тому, что на государства - члены ОАГ, не связанные Конвенцией о правах человека, в любом случае возлагались обязанности, проистекающие из Устава ОАГ. К ним относятся права человека, провозглашенные в Американской декларации прав и обязанностей человека < 423>. Комиссия одновременно выполняет как задачи конвенционного органа, так и задачи уставного органа < 424>.

--------------------------------

< 415> См.: Buergenthal. Menschenrechtsschutz im inter-amerikanischen System, EuGRZ 1984, 169ff; ders, American Convention on Human Rights, EPIL I (1992) 131; ders, Entwicklungen in der Menschenrechtspolitik der USA, EuGRZ 1989, 149ff; Kokott. Das interamerikanische System zum Schutz der Menschenrechte, 1986; Farer. The Rise of the Inter-American Human Rights Regime, HRQ 19 (1997) 510ff; Harris/Livingstone (Hrsg), The Inter-American System of Human Rights, 1998.

< 416> OAS Treaty Series N 1-C und 61.

< 417> OAS Treaty Series N 36.

< 418> Buergenthal (Fn 415) 174ff, 182; Gravdal. The Inter-American Commission on Human Rights' Quixotic and Unjustified Expansion of its Autority, Southwestern JLTA 11 (2005) 257ff.

< 419> Принята на 9-й Международной конференции американских государств (Богота, Колумбия, 1948 г.).

< 420> Kokott/Doehring/Buergenthal (Fn 341), Rn 270.

< 421> Buergenthal (Fn 416) 183.

< 422> См.: Статут Межамериканской комиссии по правам человека, принятый Резолюцией N 447 Генеральной Ассамблеи ОАГ (Ла Паз, Боливия, октябрь 1979 г.).

< 423> Kokott/Doehring/Buergenthal (Fn 341), Rn 271f.

< 424> Buergenthal (Fn 416) 184.

 

262. Американская конвенция о правах человека < 425> вступила в силу в 1978 году. До настоящего времени она ратифицирована 25 американскими государствами. К наиболее крупным странам Америки, в отношении которых Конвенция не применяется, относятся США, не ратифицировавшие ее, и Канада, не подписавшая Конвенцию. Указанная Конвенция предусматривает создание Межамериканской комиссии по правам человека и Межамериканского суда по правам человека < 426>. Каждый из указанных органов состоит из семи членов. Члены Комиссии избираются Генеральной ассамблеей ОАГ (ст. 36 Конвенции), члены Суда - государствами-членами (ст. 53 Конвенции).

--------------------------------

< 425> EuGRZ 1980, 435.

< 426> Stirling-Zanda. Obtaining Judicial Enforcement of Individual Convention Rights, AVR 42 (2004) 184ff; Alam. Enforcement of International Human Rights Law by Domestic Courts of the US, ASICL 10 (2004) 27ff; Sandoval. A Critical View of the Protection of Refugees and IDPs by the Inter-American System of Human Rights, IJRL 17 (2005) 43ff; Lyon. The Inter-Amercan Court of Human Rights Defines Unauthorized Migrant Workers' Rights for the Hemisphere, NYURev LSC 28 (2004) 547ff.

 

263. Американская конвенция о правах человека закрепляет гражданские и политические права. Социальные, экономические и культурные права включены Дополнительным протоколом 1988 года < 427>, для выполнения которого ст. 19 предусмотрено составление периодических докладов для Генерального секретаря ОАГ.

--------------------------------

< 427> ILM 28 (1989) 156ff.

 

264. Реализации Конвенции служат факультативная межгосударственная жалоба и обязательная индивидуальная жалоба; последняя может быть подана также группой лиц или лицами, не являющимися жертвами нарушения Конвенции. Проверка жалобы относится к компетенции Межамериканской комиссии по правам человека и Межамериканского суда по правам человека; в настоящее время обсуждается вопрос о слиянии этих органов < 428>.

--------------------------------

< 428> Medina. The Inter-American Commission on Human Rights and the Inter-American Court of Human Rights: Reflections on a Joint Venture, HRQ 12 (1990) 439ff.

 

е) Права человека в Африке

 

265. В Африке государства-члены Организации африканского единства (ОАЕ) приняли в 1981 году Африканскую хартию прав человека и народов, вступившую в силу в 1986 году < 429>. Все государства - члены ОАЕ ратифицировали Хартию. В части I Хартии, посвященной материальным правам, сконцентрированы право на свободу передвижения, право на убежище и защиту от высылки из государства. Здесь также названы право на здоровье, создание семьи и равенство. Кроме индивидуальных прав, Хартия включает и коллективные права: право на самоопределение народов, суверенитет природных богатств, право народов на собственное развитие, право на мир и право на благоприятную окружающую среду < 430>.

--------------------------------

< 429> Udombana. Between Promise und Performance, Stanford JIL 40 (2004) 105ff Stefiszyn. The African Union: Challenges and Opportunities for Women, AHRLJ 5 (2005) 358ff; Nmehielle. The African Human Rights System, 2001; Benedek. Gerichtsbarkeit und Menschenrechte in Afrika, EuGRZ 1990, 339ff; ders, Durchsetzung von Rechten des Menschen und der in Afrika auf regionaler und nationaler Ebene, 54 (1994) 150ff; . Perspektiven der Menschenrechte in Afrika, EuGRZ 1990, 301ff; Seck. eine Erziehung auf dem Gebiet der Menschenrechte in Afrika, EuGRZ 1990, 311 ff; Tonndorf. Menschenrechte in Afrika. Konzeption, Verletzung und Rechtsschutz im Rahmen der OAU, 1997.

< 430> Wittinger. Die drei regionalen Menschenrechtssysteme, JURA 1999, 405.

 

266. Реализация Хартии возложена на Африканскую комиссию по правам человека и народов < 431>, состоящую из 11 членов. Местонахождение Комиссии - Банжул (Гамбия). Комиссия принимает к проверке сообщения государств, отдельных лиц и общественных или частных учреждений. Доклады публикуются после одобрения Ассамблеи глав государств и правительств. Комиссия может лишь обратить внимание Генеральной ассамблеи ОАЕ на наличие ряда часто встречающихся серьезных или массовых нарушений прав человека и народов (абз. 1 ст. 58 Хартии). В то же время Комиссия может давать толкование всех положений Хартии по запросу государства-участника (абз. 3 ст. 45 Хартии). В июне 2004 года на основании Дополнительного протокола к Хартии был учрежден Африканский суд по правам человека и народов, первое заседание которого состоялось в июле 2006 года в Аруше (Танзания) < 432>. Как и Комиссия, он состоит из одиннадцати членов.

--------------------------------

< 431> Odinkalu/Christensen. The African Commission on Human and Peoples' Rights, HRQ 20 (1998) 235ff.

< 432> Magliveras/Naldi, The African Court of Justice, 66 (2006) 187ff; Viljoen, A Human Rights Court for Africa and Africans, Brooklyn JIL 30 (2004) 1ff; zur den Vorarbeiten Krisch. The Establishment of an African Court on Human and Peoples' Rights, 58 (1998) 713ff.

 

ж) Права человека в Лиге арабских государств

 

267. С 1994 года в рамках Лиги арабских государств действует Арабская хартия прав человека < 433>. Она была принята резолюцией Совета Лиги арабских государств.

--------------------------------

< 433> Публикацию перевода на английский см.: HRLJ 18 (1997) 151.

 

3. Нормы международного права о статусе иностранцев

 

а) Введение

 

Под нормами международного права об иностранцах подразумеваются правила, регламентирующие правовое положение иностранцев < 434>, то есть лиц, не обладающих гражданством страны пребывания. В принципе каждое государство свободно при создании национальной правовой базы. Однако оно должно соблюдать пределы, установленные межгосударственными договорами, например, договорами о дружбе, торговле или морских перевозках. Государства также должны руководствоваться международным обычным правом, в соответствии с которым иностранцам надлежит предоставлять минимальный стандарт прав (в доктрине и практике известно понятие " минимальный международный стандарт обращения с иностранцами". - Примеч. ред.).

--------------------------------

< 434> См.: (Fn 47) § 95ff.

 

269. Особые правила действуют на межгосударственном уровне для работников-мигрантов < 435>. Наряду с рекомендациями Комиссии международного права для подписания была представлена Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов от 18 декабря 1990 года < 436>, предусматривающая достойные человека условия труда и минимальный стандарт трудового права.

--------------------------------

< 435> Важнейшие документы см.: Plender. Basic Documents on International Migration, 1988. См. также: Sohn/Buergenthal. The Movement of Persons Across Borders, 1992; Tardu. Migrant Workers, EPIL III (1997) 363ff; Trebilcock. Migrant Workers: An Overview of International Standards, in: Frowein/Stein (Hrsg), Rechtsstellung von , Bd II, 1987, 1827ff.

< 436> VN 1991, 175; Hildner. Die Vereinten Nationen und die Rechte der , VN 1990, 47ff; ders, Sozialfragen und Menschenrechte, VN 1991, 173ff.

 

270. На европейском пространстве соблюдению подлежат Европейская конвенция о месте постоянного проживания 1955 года < 437>, Конвенция о защите прав человека и Европейская социальная хартия. Положения о дополнительной защите работников-мигрантов были выработаны в 1977 году и зафиксированы в Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов, вступившей в силу в 1983 году < 438>. Кроме того, правила о свободном передвижении и свободном выборе местожительства предусмотрены ст. 39 и след., ст. 43 и след. Договора о Европейском сообществе.

--------------------------------

< 437> BGBl 1959 II, 997.

< 438> ETS N 93.

 

271. Правовое положение лиц без гражданства является предметом Соглашения от 28 сентября 1954 года, которое Германия ратифицировала в 1976 году. Статья 7 Соглашения обязывает каждое государство-участника обеспечить лицам без гражданства равное обращение, которое оно в целом гарантирует иностранцам. Статья 31 ограничивает полномочия государства пребывания на высылку из страны.

 

б) Въезд иностранцев

 

272. Международное обычное право не предусматривает обязанности государства разрешать иностранцам въезд на его суверенную территорию. Это правило действует вне зависимости от того, идет ли речь о пребывании на государственной территории в течение ограниченного или неограниченного срока или лишь о транзитном проезде < 439>. До сих пор отсутствуют достаточные разъяснения по вопросу, в какой мере право страны пребывания на сокращение или прекращение пребывания иностранца после его въезда может быть ограничено международным правом < 440>. Полномочие на территориальное ограничение пребывания иностранца Суд ЕС признал в отношении граждан Союза по соображениям общественной безопасности и порядка, если в противном случае допускалась бы высылка с целью предотвращения опасности < 441>. Также признано, что пребывание иностранца может быть ограничено по основаниям общественного порядка, национальной безопасности, общественного здоровья и морали.

--------------------------------

< 439> См.: Kimminich. Aufenthalt, 35ff.

< 440> Об этом см.: Sutter. Mixed-Status Families and Broken Homes - The Clash between the US Hardship Standard in Cancellation of Removal Proceedings and International Law, TLCP 15 (2006) 783ff; Miluso. Family " De-Unification" in the United States, GWILR 36 (2004) 915ff; Trinh. The Impact of New Policies adopted after September 11 on Lawful Permanent Residents Facing Deportation under the AEDOA and IIRIRA, Georgia JICL 33 (2005) 543ff.

< 441> EuGH, Rs C-100/01, Slg 2002, I-10981 (Olazabal).

 

273. В международном праве обоснованным считается право гражданина на выезд из своей страны < 442>. Оно закреплено в ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в абз. 2 ст. 2 Дополнительного протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека, в п. 4 ст. 18 Европейской социальной хартии, в Страсбургской декларации о праве на свободный выезд и возврат в страну от 26 ноября 1986 года < 443>, а также в абз. 1 ст. 4 Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов. Пункт 9.5 Копенгагенского Заключительного документа очередной встречи ОБСЕ 29 июня 1990 года также определяет, что ограничения выезда из страны должны иметь характер редкого исключения и могут рассматриваться как необходимые только тогда, когда они служат общественным интересам и достижению легитимных или соразмерных целей.

--------------------------------

< 442> См.: Hofmann. Die Ausreisefreiheit nach und staatlichem Recht, 1980, 80.

< 443> EuGRZ 1987, 64ff.

 

274. Предусмотренная многочисленными договорами защита семьи не гарантирует супругам или другим членам семьи общего права на воссоединение. При переезде членов семьи Европейский суд по правам человека до сих пор исходил из того, что ст. 8 ЕКПЧ не закрепляет права на въезд супругов и малолетних детей, живущих за границей, если имеется возможность восстановления семьи в ином государстве < 444>. Тем не менее Суд подтвердил право на въезд малолетних детей при определенных условиях, если возвращение семьи представляется недопустимым, и въезд малолетнего ребенка, оставленного в стране гражданства, необходим для восстановления семьи < 445>.

--------------------------------

< 444> EGMR, ECHR 1996-I, 160 ( v. Switzerland); Hoppe. Verwurzelungen von ohne Aufenthaltstiteln - Wann kann Art. 8 EMRK zu einem Anspruch auf eine Aufenthaltserlaubnis nach § 25 V AufenthG verhelfen? ZAR 2006, 125ff.

< 445> EGMR, EHRR 36 (2003) 7 (Sen v. Netherland). Hailbronner. Die Richtlinie zur , FamRZ 2005, 1ff; Langenfeld/Mohsen. Die neue EG-Richtlinie zum Familiennachzug und ihre Einordnung in das , ZAR 2003, 398ff; Weichselbaum. Die Regelungen des Familiennachzuges in im Lichte der Vorgaben der EMRK, ZAR 2003, 359ff.

 

в) Правовой статус иностранцев

 

275. На иностранцев, находящихся на суверенной территории другого государства, в принципе распространяется действующее там право в полном объеме, если речь не идет о дипломатах, главах государств или военнослужащих иностранного государства (см. абз. 45 и след.).

276. Международное обычное право гарантирует иностранцам международный минимальный стандарт прав, если договором (например, ст. 12 Договора о Европейском сообществе) не предоставлен больший объем прав. Теория уравнивания положения иностранцев с положением граждан, развитая в странах Латинской Америки, с тем чтобы исключить привилегированное обращение с иностранными гражданами, не нашла применения в общем международном праве.

277. Международный минимальный стандарт прав включает в себя основные права, которые любое цивилизованное государство должно признавать за индивидом. К ним относятся правоспособность и правосубъектность, право на участие в экономической жизни, право на жизнь, право на физическую неприкосновенность и безопасность лица, на равенство перед законом и судом, а также право на надлежащее правосудие. Право на свободное передвижение после законного въезда на государственную территорию страны пребывания не является очевидным, даже если оно установлено некоторыми договорами, например, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах или ст. 2 Протокола N 4 к ЕКПЧ.

278. В целом иностранцы также обладают правом свободно выражать свое мнение, свободно участвовать в собраниях и свободно создавать объединения. Однако при осуществлении этих прав политическая деятельность иностранцев может быть ограничена (ст. 16 ЕКПЧ). Иностранцы не обладают правом на участие в формировании политической воли в той же мере, что и граждане страны, поскольку они не принадлежат к политическому государственному объединению. На практике, однако, установленные национальным законодательством специальные ограничения политической деятельности иностранцев в случае их участия в объединениях, собраниях и иных мероприятиях играют незначительную роль. Для граждан ЕС на основании их гражданства Союза, гарантированного правом ЕС, подобные ограничения отпадают в любой сфере, в которой формирование внутренней политической воли не закреплено лишь за гражданами государства < 446>.

--------------------------------

< 446> Об участии депутата Европейского парламента см.: EGMR, Ser A, 314, 24 (Piermont v. France).

 

г) Высылка иностранцев

 

279. Государство может потребовать от иностранца покинуть его территорию в рамках действующего законодательства. Требование о выезде из страны может быть связано с предупреждением о принудительной высылке в случае необходимости < 447>.

--------------------------------

< 447> См.: Palmer. AIDS, Expulsion and Article 3 of the European Convention on Human Rights, EHRLR 2005, 533ff; Czapla. Removal of Judicial Review under the Illegal Immigration Reform and Immigration Responsibility Act, Suff ULR 38 (2005) 603ff; Homicz. Private Enforcement of Immigration Law, Suff ULR 38 (2005) 621ff.

 

280. Ограничения высылки международным обычным правом не урегулированы, в частности, не существует запрещения высылки, если это не касается коллективной высылки (ст. 4 Дополнительного протокола N 4 к ЕКПЧ) < 448>. ЕСПЧ определяет коллективную высылку как меру органа власти, посредством которой иностранцев принуждают к групповому выезду из страны, за исключением последовательного применения такой меры на основании соответствующей и объективной проверки в каждом отдельном случае. При одновременной высылке бельгийским ведомством по делам иностранцев множества лиц, принадлежащих к этнической группе рома, ЕСПЧ признал, что, несмотря на принятие решения о высылке по каждому индивидуальному случаю, было допущено нарушение ст. 4 Дополнительного протокола N 4 и аргументировал это тем, что речь шла об аналогичных судебных процессах - по основаниям групповой принадлежности < 449>.

--------------------------------

< 448> См.: Geiger. Grundgesetz und , 3. Aufl 2002, 309ff.

< 449> EGMR, ECHR 2002-I (Conka gegen Belgien).

 

281. С формальной точки зрения Конвенция ООН о трудящихся-мигрантах 1990 года требует принимать решение о высылке в соответствии с правовым положением. Решение должно быть обоснованным, вынесенным на одном из языков, понятных для лица, интересы которого оно затрагивает, и по требованию - в письменной форме. Наконец, должна существовать возможность пересмотра решения, в то время как может быть подано ходатайство об отсрочке исполнения решения о высылке из страны.

282. В европейском пространстве ст. ст. 1 и 2 Европейского соглашения об отмене виз от 13 декабря 1957 года определяют, что граждане государства-участника могут въезжать в другое государство и оставаться там на срок до шести месяцев, не нуждаясь при этом в заграничном паспорте или визе. Данное положение применимо в соответствии с абз. 3 ст. 1 указанного Соглашения также в отношении лиц, желающих осуществлять трудовую деятельность не более чем в течение трех месяцев. Кроме того, в Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов предусмотрено, что разрешение на пребывание в стране должно быть продлено на срок действия разрешения на работу, в случае неограниченного разрешения на работу - минимум на один год. Ограничения вероятности высылки были развиты Европейским судом по правам человека на основании ст. ст. 3 и 8 ЕКПЧ. Суд постановил < 450>, что государство-участник договора не имело права на высылку молодого иностранца, проживающего в стране пребывания вместе со своей семьей и проведшего здесь большую часть своей юности, даже в случае совершения многочисленных уголовно наказуемых деяний.

--------------------------------

< 450> EGMR, EuGRZ 1991, 149 (Moustaquim v. Belgium).

 

283. В соответствии с практикой ЕСПЧ защита личной жизни и семьи, гарантированная ст. 8 ЕКПЧ, не обеспечивает абсолютного права на переселение членов семьи к гражданину, проживающему в иностранном государстве. Указанная ст. 8 не гарантирует права на выбор места, наиболее подходящего для организации семейной жизни; она также не обязывает государство-участника принимать во внимание сделанный супругом/супругой выбор общего места жительства и разрешать пребывание иностранной супружеской пары. Данное правило невозможно также толковать как всеобщее запрещение высылки иностранного гражданина, находящегося на суверенной территории государства-участника в течение продолжительного времени < 451>. Лишь в исключительных случаях допустимое в течение длительного времени пребывание без предоставления гарантированного права на пребывание может привести к тому, что отказ в предоставлении разрешения на пребывание нарушит ст. 8 < 452>. Однако ст. 8 Конвенции может быть нарушена применением мер, направленных на прекращение пребывания, которые разрушают семейные отношения (выдача, выдворение, высылка, непродление права на пребывание). В этом случае право государства на принятие решения о въезде и пребывании иностранцев ограничено положениями о защите семьи. Следовательно, меры, направленные на прекращение пребывания, должны основываться на справедливом балансе между общественными интересами, требующими прекращения пребывания (например, в целях предотвращения преступлений, защиты общественного порядка), и личными интересами, связанными с ведением семейной жизни. На практике ЕСПЧ исходит из того, что высылка, выдача или выдворение иностранцев, которые выросли или родились в стране пребывания и более не имеют связей со страной их происхождения, допустимы лишь при определенных условиях < 453>. Соответственно, ст. 8 ЕКПЧ может быть нарушена даже в случае высылки из страны по причине совершения многочисленных уголовно наказуемых деяний, если иностранец второго или третьего поколения не владеет языком страны происхождения и не имеет там родственников < 454>.

--------------------------------

< 451> EGMR, NVwZ 2005, 1043 (Dragan v. Germany).

< 452> EGMR, InfAuslR 2006, 29 (Aristimuno Mendizabal v. France).

< 453> См.: Frowein. Der Grundrechtsschutz und die deutsche Rechtsprechung, NVwZ 2002, 29ff.

< 454> EGMR, EuGRZ 1991, 149 (Moustaquim v. Belgium); InfAuslR 2005, 349 (Sisojeva v. Latvia).

 

4. Право убежища

 

284. Правовое положение индивида отражено также в праве убежища. Благодаря новым разработкам в этой сфере достигнуто расширение прав беженцев и дополнительное закрепление институциональной формы.

 

а) Понятие беженца

 

285. Понятие " беженцы" определено для целей применения Конвенций о беженцах < 455>. К важнейшим международным соглашениям по вопросам беженцев относятся Женевская конвенция о беженцах (ЖКБ) < 456>, Африканская конвенция о беженцах < 457>, Конвенции, принятые в рамках Организации американских государств о дипломатическом убежище < 458> и территориальном убежище < 459> (обе Конвенции от 23 марта 1954 года), Соглашение о моряках-беженцах < 460>. Эти Конвенции содержат широкие определения понятия беженцев и в деталях различаются между собой. В целом Женевская конвенция определяет беженца как любое лицо, которое " в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений..." (пп. 2 п. А ст. 1 ЖКБ). В сферу действия ЖКБ включены все политические беженцы, но не лица, ищущие убежища от опасностей гражданской войны, стихийных бедствий и экономических кризисов < 461>. Африканская конвенция о беженцах повторяет определение Женевской конвенции (п. 1 ст. 1), включая, однако, в понятие " беженцы" (п. 2 ст. 1) лиц, которые " вследствие внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, существенно нарушающих общественный порядок в какой-то части страны или во всей стране его происхождения или гражданской принадлежности, вынуждены покинуть место своего обычного проживания...". При таком расширении понятия основание преследования не выступает на первый план.

--------------------------------

< 455> Hathaway. The Law of Refugee Status, 1991, 19; Goodwin-Gill. Non-Refoulement and the New Asylum Seekers, VJIL 26 (1985/86) 897ff; о понятии беженца см.: Справочник ВКДБ ООН о процедурах и критериях для определения статуса беженцев в соответствии с Конвенцией 1951 г. и Протокола 1967 г., касающегося правового статуса беженцев, 1979; Hailbronner. Der der Genfer und die Rechtsstellung von , ZAR 1993, 3ff; . Refugees and Civil Wars: Only a Matter of Interpretation? IJRL 3 (1991) 445ff; Martin. Asylum Seekers in the Western Democracies: A Comparative Overview, in: (Hrsg), Droit des , 1991, 11 (13ff).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.