Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские взгляды Дж.Беркли






Джордж Беркли (1685-1753). Главное философское произведение Беркли – «Трактат о принципах человеческого знания». Философское учение Беркли проникнуто стремлением разрушить материализм и утвердить «имматериализм» (идеализм), обосновать религиозное вероучение. Материя или телесная субстанция, писал он, была во все времена близким другом атеистов.

Стремясь подавить материализм как почву атеизма, Беркли создал систему субъективного идеализма, прикрываемую ссылкой на данные органов чувств. Сторонники крайнего номинализма утверждают, что общие понятия (универсалии) не имеют никакого реального содержания; действительным содержанием обладают лишь конкретные, единичные вещи. Аналогично рассуждает и Беркли, абсолютизируя чувственно-наглядное. Что касается общего, то оно существует как обобщенный наглядный образ единичного. Абстрактные идеи, общие понятия – всего лишь заблуждения ума, происходящие из-за «злоупотребления словами». В целях эффективности познания надо добиться полного освобождения философии и науки от «обмана слов», «от тонкой и хитросплетенной сети абстрактных идей». Особенно большим нападкам подвергалось понятие материи или материальной (телесной) субстанции, как «наиболее абстрактной и непонятной из всех идей»

Исходный путь философии Беркли – чувственный опыт, трактуемый им как «совокупность ощущений». У Беркли ощущения – не отражение объективного мира, а сам этот мир. «На самом деле объект и ощущение, - пишет он, - одно и то же и поэтому не могут быть абстрагируемы одно от другого». Отсюда его известное положение: существовать – значит быть воспринимаемым. Без субъекта нет объекта.

Последовательное принятие отмеченного Беркли положения ведет к солипсизму (от лат. solus – один, единственный и ipse – сам), к признанию того, что в мире нет ничего, кроме моего «Я». Мир рождается и умирает вместе со мной. Солипсизм Беркли не только ликвидирует всякий смысл человеческой деятельности, но логически ведет к отрицанию Бога, т.к. отрицается объективное существование мира. Пытаясь отвергнуть настоящий вывод, Беркли отходит от исходного положения своей философии, изменяя собственной первоначальной идее, переходит на позиции объективного идеализма. Он заявляет, что причиной, вызывающей наши ощущения, является Бог, существующий независимо от ощущений.

В целом учение Беркли как философа отличается заметной непоследовательностью и противоречивостью. И потому не случайно, что оно стало предметом критики со стороны мыслителей, придерживающихся различных концепций.

21.Философия Д.Юма Дэвид Юм (1711-1776)

Концепция европейского скептицизма. Юм согласен с Локком, что все знания из чувств и с Беркли, что существовать – значит быть воспринимаемым. Но Юм полагает, что за ощущениями скрыта реальность, которую человек не в состоянии познать. «Трактат о человеческой природе». Интуиции нет. Есть только дедукция (переход от общего к частному). Материал для нее добывается чувственным опытом. Все знания из опыта (из чувственных переживаний). Эти знания из опыта (явления) есть единственная реальность. Эту чувственную реальность мы обобщаем и строим на основе нее суждения, а та реальность, которая скрыта за чувствами, нам просто не дана. Человек не только разумное, но и деятельное существо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.