Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия нового времени Ф.Бекон и Р.Декарт как основоположники новоевропейской философии.






Происходившие коренные перемены в общественной жизни, в развитии науки способствовали изменению сознания людей, их мышления, вызвали к жизни новую ориентацию в философии. Начался новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В отличие от Средневековой философии, которая была связана с Богословием, эта философия опирается прежде всего на науку. Наука же в свою очередь обусловила необходимость развития теории познания (гносеологии). Особенности развития естественных наук определили в значительной мере и формирование метода познания философии Нового времени. Основные усилия мыслителей были направлены на собирание, раздельное описание и классификацию предметов и явлений окружающего мира. Подобный подход привел в итоге к созданию теории познания, где господствовали метафизические приемы исследования.

Родоначальником философии Нового времени является английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его главные работы «Новый органон», утопическая повесть «Новая Атлантида». Проблема познания. Он был первым философом, поставившим своей целью создать научный метод, опирающийся на опытное знание. Он-представитель эмпириков (эмпирио-опыт=> всё познание основано на опыте, на данных органов чувств). С точки зрения эмпириков есть постулат: нет ничего в разуме, чего бы не было сначала в чувствах. Разум может анализировать только то, что дают ему чувства (сенсуализм). Наши идеи могут быть простыми и сложными (простые-связаны непосредственно с данными органов чувств, сложные-возник. на основе простой и в рез-те дальнейшего размышления).

Проблема метода познания (метод-совок-ть приемов исследований). представитель Индуктив. метода-путь исследования от единичного к общему. Индукция не всегда дает всеобщие знания! Ф. Бекон, говоря о методах познания, выделил 3 типа ученых (философов). Он говорит: философ не должен уподобляться муравью, собирающему веточки и листочки и стаскивающим их в кучу. Он не должен быть подобен и пауку, из собственной нити ткущему хитрую паутину. Новым орудием новой науки и философии Бэкон считал индукцию, опирающуюся на чувственный опыт.

Индук. метод дополн-ся анализом. «В нашем разуме могут содержаться заблуждения(идолы), они могут привести к неправильным выводам. 4 вида идолов: 1. идолы рода- они присущи человеческому роду, являются результатом ограниченности человеческих чувств и ума. 2. идолы пещеры- каждый человек воспринимает мир сквозь призму себя, своего понимания 3. идолы рынка- заблуждения, порожденные неправильным употреблением слов. 4. идолы театра- утверждают веру в авторитеты.

Другим основоположником философии Нового времени был Рене Декарт(1596-1650)- французский философ, математик, физиолог, психолог. Важнейшие философские произведения- «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Страсти души», «Метафизические размышления». Проблема познания. Представитель рационализма –важнейшая роль не органы чувств, а разум. Декарт: «Нет ничего в разуме, чего не было бы сначала в чувствах, кроме самого разума».

В отличие от Бэкона, Декарт предлагал в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию(от лат. Deductio- выведение). Необходимо подвергать сомнению все, что принято на веру и что вообще принимается за истину. Сомнение Декарта- не самоцель, оно имеет целью расчистить почву от заблуждений и обеспечить прочную основу познания. В основу научного мышления Декарт стремился положить математически точное и ясное достоверное знание, исходящее из самого разума человека. Сомневаясь во всем, человек не должен сомневаться в одном- в том, что он сомневается, т.е. мыслит. Отсюда известный принцип:» Я мыслю, следовательно я существую»(Декарт). Декарт явно завышал роль разума, прошел мимо того очевидного факта, что в основе познания лежит жизнь, практика, а вовсе не мышление. Сильна у него и теологическая традиция. Смутные идеи- результат человеческой субъективности, им доверять нельзя; напротив, все ясные идеи порождены Богом и идут от него, а потому они объективны. Декарт – рационалист. Он недооценивал чувственные знания, сводил чувственность к второстепенному приему исследования и как великий рационалист был убежден в безошибочности познавательной силы ума. Субстанция по Декарту определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относятся Бог и сотворенный мир. В свою очередь, сотворенный мир делится Декартом на материальную(телесную) и духовную субстанции. Атрибутом материальной субстанции является протяженность, духовной- мышление. Познавательная деятельность человека, полагал Декарт, слагается из трех неодинаковых по своей роли классов идей. Среди них- 1. идеи, получаемые людьми извне в результате постоянных контактов с предметами и явлениями; 2. идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. Эти вторые идеи могут быть или фантастичными или реалистичными. 3. врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, идеи, не связанные ни с каким опытом. Их отличает простота и отчетливость, полная независимость от внешних предметов. Врожденные идеи- это идеи, как существование, единство, длительность. Вообще врожденных идей у человека великое множество. Врожденность идей не означает, что они всегда готовые имеются у нас в уме, а означает предрасположенность к ним, способность человеческого ума к их проявлению в определенных ситуациях. В своем философском творчестве Декарт широко использовал данные математики, механики, других естественных наук. В физике роль Бога сводится лишь к созданию материи и сообщению ей хаотичного движения. По учению Декарта, мировая материя была однородна и находилась в состоянии вихреобразного движения. 18.Философия Гоббса. Концепция знания и языка. Учение о государстве.

Эмпирическая философия (эмпирио-опыт, все познание основано на опыте. на данных органов чувств) Бэкона получила свое дальнейшее развитие в сочинениях другого английского мыслителя XVIIв. – Томаса Гоббса(1588-1679). Основным трудом Гоббса является работа «Левиафан». Систематизируя учение Бэкона он выступил против «двойственности истины»(научной и религиозной), придал материализму механический характер. Материальные тела, по его мнению, характеризуются лишь такими свойствами, как протяженность, форма, объем и другими количественными величинами. Не составляет исключения человек. люди должны быть изучаемы как любое физическое явление с помощью геометрии и механики на основе движений. Источником первоначального движения является Бог. Последующие движения тел и связанные с ними явления происходят независимо от Бога.

В области теории познания Гоббс давал эмпирическое истолкование знания. Он придавал большое значение роли языка в гносеологии. Гоббс говорил, что истины знания достигаются не непосредственным чувственным познанием, а с помощью слов человеческого языка. Человеческое мышление отождествляется с языком. По мнению Гоббса, язык представляет собой разновидность опыта, источником которого служит сам человеческий ум. Мысли, появляющиеся в нашем уме о воспринимаемом, очень скоро терялись и исчезали, если бы они закреплялись в определенных словах. Слова по отношению к вещам носят условный характер. Слова или имена, как их называл Гоббс, переводят и передают внутреннюю речь во внешнюю, обеспечивая возможность общения людей, понимания их друг друга. В труде «Левиафан» он пишет. Что познавая мир, человек оперирует словами(именами), которые он дает вещам и явлениям. Имена(слова) выступают в двух знамениях- в качестве и знаков. Имена конкретного человека- это слова-метки, они индивидуальны и субъективны. Имена-знаки – это слова, с помощью которых осуществляется обмен мыслями. Имена-знаки – следствие соглашения большой группы людей. Общение становится возможным, когда имена-метки становятся именами-знаками. Соединение имен называется речью.

В современной концепции языка как знаковой системе различают языки естественные и искусственные. Для Гоббса же практически любой язык является искусственным, выступает как результат человеческого согласия. Ошибочность взглядов Гоббса заключалась в том, что он не сумел увидеть того, что наше слово-понятие выражает объективные, реальные отношения и свойства вещей и не носит характера условного знака. У Гоббса содержится глубокая догадка относительно роли языка в познании мира, о связи языка с теоретическим мышлением. Рассматривал общество как гигантский механизм. Элементарной частицей настоящего механизма является человек, который по природе своей жаден, подвержен страху, гневу и другим животным страстям, живет чувством самосохранения, не заботясь о других. Эгоизм человека мешает согласию людей, препятствует, по словам Гоббса, созданию науки о праве как общественной справедливости.

Большое влияние на развитие общественной мысли оказало учение Гоббса о государстве, где философ сделал попытку показать государство не как продукт божественного творения, а как продукт сознания людей. Первоначально, пишет Гоббс, люди жили в догосударственном состоянии, будучи равными в отношении умственных и физических способностей. Они обладали и равными естественными правами, и в силу этого между ними существовала вражда, война всех против всех. Чтобы избежать этой опасности, люди под угрозой взаимоистребления пришли к осознанию необходимости достичь мира путем ограничения естественных прав всех и каждого. Они заключили между собой договор об этом ограничении и перенесении своих прав в целях взаимной защиты на одно лицо – государство. Любое нарушение законов ведет к возврату к естественному состоянию, где «человек человеку волк», как говорил Гоббс. Эта концепция Гоббса звала к владычеству разума и культуре общественных отношений.

19.Философия Дж.Локка: социально-политические идеи, учение о языке и познании.

Философское учение Локка воплотило в себе основные черты философии Нового времени: противостояние схоластике, ориентированность знания на связь с практикой. Целью его философии является человек и его практическая жизнь, что нашло своё выражение в локковских концепциях воспитания и социального устройства общества. Назначение философии он видел в выработке средств для достижения человеком счастья. Локк разработал основанный на чувственных восприятиях метод познания и систематизировал эмпиризм Нового времени.< /p>

Главным орудием познания Локк считает разум, который «ставит человека выше остальных чувствующих существ». Предмет философии английский мыслитель видит прежде всего в исследовании закономерностей человеческого разумения. Определить возможности человеческого разума, и, соответственно, определить те области, которые выступают в качестве естественных пределов человеческого познания в силу самой его структуры, значит направить усилия человека на решение реальных проблем, связанных с практикой.

Локк считает общее знание не первичным, а, напротив, производным, логически выводимым из частных утверждений путём размышления. Фундаментальная для всей эмпирической философии мысль о том, что опыт суть неотделимый предел всякого возможного познания, закрепляется Давая ответ на вопрос о том, почему в уме человека нет врождённых идей, Локк критикует концепцию «всеобщего согласия», служившею отправной точкой для сторонников мнения о «присутствии в разуме предшествующего [опыту] знания от момента его существования». Основные аргументы, выдвигаемые Локком, здесь такие: 1) в действительности мнимого «всеобщего согласия» не существует (это видно на примере маленьких детей, умственно отсталых взрослых людей и культурно отсталых народов); 2) «всеобщее согласие» людей по определённым идеям и принципам (если его всё же допустить) не обязательно проистекает из фактора «врождённости», его можно объяснить, показав, что существует другой, практический способ добиться этого.

Как уже было сказано, Локк не отождествляет опыт целиком с чувственным восприятием, но трактует данное понятие гораздо шире. В соответствии с его концепцией, к опыту относится всё то, из чего человеческий разум, изначально подобный «неисписанному листу бумаги», черпает всё своё содержание. Опыт состоит из внешнего и внутреннего: 1) мы чувствуем материальные объекты или же 2) воспринимаем деятельность нашего ума, движение наших мыслей.

От способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств происходят ощущения – первый источник большинства наших идей (протяжённости, плотности, движения, цвета, вкуса, звука и пр.). Восприятие деятельности нашего разума порождает второй источник наших идей – внутренне чувство, или рефлексию. Рефлексией Локк называет то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Внутренний опыт разума над самим собой возможен лишь в том случае, если разум извне побуждается к ряду действий, которые сами собой образуют первое содержание его знания. Признавая факт разнородности физического и психического опыта, Локк утверждает первичность функции способности ощущений, дающей толчок ко всякой разумной деятельности. Таким образом, все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Внешние вещи доставляют уму идеи чувственных качеств, которые все суть вызываемые в нас вещами различные восприятия, а ум снабжает нас идеями своей собственной деятельности, связанной с мышлением, рассуждениями, желаниями и т.п.

Локк обращает внимание на то, что в языке, по причине особой его сущности, лежит не только источник понятий и представлений, но и источник наших заблуждений. Поэтому Локк считает главной задачей философской науки о языке отделение логического элемента языка, речи от психологического и исторического. Он рекомендует прежде всего освободить содержание каждого понятия от побочных мыслей, прикрепившихся к нему в силу общих и личных обстоятельств. Это по его мысли должно в конечном итоге привести к созданию нового философского языка.

Локк выделяет различные виды познания – интуитивное, демонстративное и чувственное (сенситивное).

Локк говорит о двух последовательно переживаемых обществами состояниях – естественном и политическом, или, как он его ещё называет, гражданском. «Естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

В гражданском обществе, в которое люди объединяются на основе соглашения создать «одно политическое тело», на смену естественной свободе, когда человек не починён ни какой стоящей выше его власти, но руководствуется только законом природы, приходит «свобода людей в условиях существования системы правления». В государстве Локк выделяет три основные ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.