Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды эксперимента






Эксперимент ‑ это целенаправленное, четко выраженное активное изучение и фиксирование данных об объекте, находящемся в специально созданных и точно фиксированных и контролируемых исследователем условиях.

Понятие эксперимент происходит от латинского слова проба, опыт и является важнейшей составной частью научных исследований. В научных исследованиях термин эксперимент используется в понятии: целенаправленное наблюдение; воспроизведение объекта познания; организация особых условий его существования; проверка предсказания.
При проведении эксперимента исследователь прибегает к другим (более простым) методам эмпирического исследования:

  • наблюдению, основанному на целенаправленном восприятии явлений (причем исследователю на основе имеющихся у него знаний известно, что и как наблюдать);
  • описанию, основанному на фиксации сведений, полученных на основе наблюдения;
  • измерению, заключающемуся в сравнении объектов по каким-либо сходным свойствам, признакам с эталоном и установлении количественных характеристик.

Основной целью эксперимента является выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез, и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования. Постановка и организация эксперимента определяются его назначением.

Для организации экспериментальных явлений разрабатываются задачи, выбираются методика и программа эксперимента, которые определяют виды эксперимента. Например:

- по объекту (модель или натура);

- по способу формирования условий эксперимента: естественные и искусственные;

- по целям исследования эксперимента: преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие и др.;

- по организации проведения эксперимента: лабораторные, натурные, полевые, клинические, производственные;

- по структуре изучаемых объектов и явлений: простые и сложные эксперименты;

- по типу моделей исследуемых в эксперименте: материальный и мысленный эксперименты;

- по характеру изучаемых объектов и явлений: технологические, биологические, социальные эксперименты.

- по характеру воздействий на объект – вещественные, энергетические, информационные.

Лабораторный эксперимент (ЛЭ) – самый распространенный в научных исследованиях. Он проводится в лабораторных условиях с применением специальных моделирующих установок, стендов, оборудования и т.п. чаще всего в лабораторных исследованиях изучается не сам объект, а его образец. ЛЭ эксперимент позволяет доброкачественно, с требуемой повторностью изучить изменение одних характеристик при варьировании других (факторов), при этом получить хорошую информацию с минимальными затратами времени и ресурсов. Но ЛЭ эксперимент не всегда полностью моделирует реальный ход изучаемого процесса, поэтому возникает потребность в проведении «натурного» эксперимента, который проводится в естественных условиях и на реальном объекте, т.е. в производственных условиях преимущество производственного эксперимента в том, что он помогает изучить процесс, объект в реальных условиях с учетом воздействий случайных различных факторов производственной среды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.