Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 35. Государственный и общественный контроль над соблюдением трудового законодательства.






Охрана труда рабочих и служащих предполагает функционирование системы органов по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В настоящее время в систему входят: 1) специальные государственные органы, не зависящие от администрации организаций и их вышестоящих органов; 2) профессиональные союзы. Помимо этого внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в подчиненных организациях (предприятиях) осуществляют федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, службы и агентства).

Таким образом, различают, во-первых, государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда, во-вторых, общественный контроль и, в-третьих, внутриведомственный контроль за соблюдением этого законодательства. Отличие государственного надзора и контроля от общественного контроля в рассматриваемой области заключается в том, что органы государственного надзора вправе налагать административные штрафы и давать обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны труда в то время, как органы общественного контроля таких полномочий не имеют и могут лишь осуществлять выдачу обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Государственный надзор. Высший государственный надзор за соблюдением закона (в том числе законов о труде и охране труда) возложен на Генерального прокурора РФ. Не подменяя никакие органы, прокуратура следит за точным исполнением законодательства всеми министерствами, организациями, в том числе и теми, которые осуществляют надзор за исполнением этого законодательства.

Надзор прокуратуры за соблюдением законодательства о труде и охране труда носит многоаспектный характер. Прокуратура надзирает за точным соответствием принимаемых в локальном порядке актов в организациях (правил внутреннего распорядка, инструкций по охране труда и пр.), осуществляет надзор за законностью принимаемых министерствами (службами, агентствами) актов в области трудовых отношений и наконец обеспечивает надзор за соответствием действий должностных лиц всех звеньев управления требованиям трудового законодательства. Существуют разные формы реагирования прокуратуры на выявленные нарушения законодательства о труде: это - протесты, представления, постановления о возбуждении преследования против нарушителя, исковые заявления.

Функции государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за установленным порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. Эта же служба анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике. (Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324.) В настоящее время в состав Федеральной службы по труду и занятости входят федеральная инспекция труда и государственная экспертиза условий труда в Российской Федерации.

Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории (субъекту Российской Федерации), а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).

Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории;

2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;

8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.

Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

Государственные инспекторы по охране труда, помимо вышеперечисленного, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений. Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд. Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке (Статья 25 Федерального закона " Об основах охраны труда в Российской Федерации").

Статьей 26 Федерального закона " Об основах охраны труда в Российской Федерации" № 181-ФЗ предусмотрена ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда.

Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

Согласно статье 363 Трудового кодекса РФ, лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Государственная экспертиза условий труда в Российской Федерации контролирует условия труда, качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильность предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда, осуществляет государственную экспертизу условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов. Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Минздравсоцразвития России, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, - в органы исполнительной ачасти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда (" Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации", утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. № 244; " Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации", утверждены постановлением Минтруда России от 30.11.2000 г. № 86).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322) эта Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, эта служба является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

органом государственного горного надзора; специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

органом государственного энергетического надзора; специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Кроме того, Ростехнадзору передаются полномочия по осуществлению надзора за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность в области обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений.

Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Среди многочисленных полномочий выделим лишь некоторые. Так, Ростехнадзор самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в части промышленной безопасности: требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра;

порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений;

порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы. Ростехнадзор осуществляет также контроль и надзор: за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);

за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях.

Ростехнадзор проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

Ростехнадзор имеет право проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности.

Ростехнадзор имеет право применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Указом Президента Российской Федерации 11 июля 2004 г. № 868 " Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В рамках действующего Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС России, органами государственного надзора, органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также федеральными органами исполнительной власти, создающими указанные службы и формирования.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На основании приказа МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372 " Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации осуществляет в установленном порядке надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

Пожарный надзор осуществляют специальные органы в системе МЧС России: федеральным органом надзора является Государственная противопожарная служба МЧС России; на местах соответствующие службы - Управления государственной противопожарной службы. В числе основных задач надзора - осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

Органы пожарного надзора имеют право в любое время проверять в организациях выполнение правил пожарной безопасности, давать обязательные для исполнения предписания обнаруженных нарушений, привлекать виновных лиц к ответственности.

Общественный контроль за охраной труда. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

- предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;

- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

- осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными (доверенными) лицами поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе " Об основах охраны труда в Российской Федерации" и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В процессе своей деятельности уполномоченные решают следующие основные задачи:

- содействие созданию в организации (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

- осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения возложенных на уполномоченных задач им должны быть предоставлены следующие функции:

- контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда;

- участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

- участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

 

Вопрос 36. Дисциплинарная и материальная ответственность работников.

Дисциплинарная ответственность работника. Трудовая дисциплина является необходимым условием всякой трудовой деятельности независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодателя. Трудовой кодекс РФ трактует понятие дисциплины труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации. Но требовать от работника выполнения обязательных правил без создания необходимых условий организации труда и бытовых нужд работников со стороны работодателя, что является его обязанностью, есть не что иное, как нарушение требований ТК РФ. Таким образом, дисциплина труда – это не только обязанность работников подчиняться правилам поведения, соблюдать внутренний трудовой распорядок, по и обязанность работодателя создать работнику условия труда, необходимые ему для наиболее эффективного осуществления трудовой функции, а также условия для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые разрабатываются самой организацией на основе трудового законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные стороны трудовой деятельности. Закрепляется трудовой распорядок организации путем издания внутреннего локального нормативного акта организации, куда включаются такие разделы, как: порядок приема и увольнения работников; права и обязанности работников и работодателей; режим работы и отдыха; применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также другие вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

В некоторых отраслях хозяйственной деятельности (железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт, связь, полиция, таможенная служба и пр.) для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, которые утверждаются Правительством РФ.

Случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения работником возложенных на него трудовых обязанностей могут квалифицироваться как дисциплинарный проступок, в результате которого возможно наступление дисциплинарной ответственности – одного из видов юридической ответственности. Дисциплинарная ответственность есть не что иное, как осуждение недостойного поведения работника путем объявления ему властью администрации, т.е. работодателем или его представителем, дисциплинарного взыскания. Как видим, основанием наложения на работника дисциплинарной ответственности является его виновное противоправное поведение (опоздание, прогул, появление в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического опьянения и др.).

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (или бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

Различают два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников независимо от должности, а специальная – на определенные категории

работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

За совершение работником дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание. Согласно ст. 192 ТК РФ к работнику, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

– замечание;

– выговор;

– увольнение по соответствующим основаниям.

Данный перечень дисциплинарных взысканий является

исчерпывающим, и применение любого другого взыскания будет незаконно.

Для отдельных категорий работников уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие виды дисциплинарных взысканий (такие как: строгий выговор, неполное служебное положение, отстранение от работы, понижение в должности на определенный срок и др.).

Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентирован ст. 193 ТК РФ. До наложения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение и провести служебное расследование. В случае отказа работника дать объяснение в письменной форме составляется соответствующий акт. Отказ работника дать письменное объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работника.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание налагается с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств его совершения, предшествующего поведения работника.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Приказ (распоряжение) о наложении взыскания доводится до сведения всех работников данной организации.

Работник вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание в органы государственной инспекции труда или органы по индивидуальным трудовым спорам (гл. 60 ТК РФ).

Наложенное дисциплинарное взыскание имеет юридическую силу в течение одного года со дня его применения. По истечении этого срока оно снимается автоматически, но это правило действует только, если работник за текущий год не будет подвергнут новому взысканию. В этом случае первоначальное сохраняет силу и учитывается наравне с последним.

Работодатель имеет право по собственной инициативе, по обращению работника или представительного органа работников снять взыскание до истечения года со дня его применения.

О досрочном снятии дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) того должностного лица, который это взыскание наложил.

Работник, с которого досрочно снято дисциплинарное взыскание, считается не подвергавшимся взысканию.

Материальная ответственность сторон трудового договора. Материальная ответственность является одним из видов юридической ответственности и представляет собой самостоятельный институт трудового права, поэтому возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб. Материальная ответственность работодателя или работника наступает за ущерб, причиненный той или иной стороной трудового договора другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного действия или бездействия. Трудовой кодекс РФ предусматривает два вида материальной ответственности: работника перед работодателем и работодателя перед работником. Материальный ущерб, причиненный одной стороне, должен быть возмещен ей виновной стороной. Материальная ответственность работника перед работодателем не может быть выше, а ответственность работодателя перед работником – ниже, чем это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора должна доказать размер причиненного ей ущерба.

Материальная ответственность сторон трудового договора может быть предусмотрена не только законом, но и трудовым договором или прилагаемым к нему соглашением.

Общие положения о материальной ответственности работника перед работодателем содержатся в ст. 238 ТК РФ. Кроме того, правовой основой материальной ответственности работников является ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, устанавливающая защиту всех форм собственности, и ст. 21 ТК РФ, обязывающая работника бережно относиться к имуществу работодателя.

Материальная ответственность работника заключается в том, что он обязан возместить работодателю тот прямой действительный имущественный ущерб, который он причинил.

Трудовым законодательством предусматриваются две формы материальной ответственности работников: индивидуальная и коллективная (бригадная).

Индивидуальная материальная ответственность может применяться к любому работнику. Коллективная (бригадная) материальная ответственность может применяться к группе работников, совместно выполняющих отдельные виды работ, связанные с обращением материальных ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба.

Индивидуальная материальная ответственность, в свою очередь, бывает двух видов: ограниченная и полная.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность, как правило, бывает полной.

Ограниченная материальная ответственность – ответственность в размере причиненного ущерба, но не превышающего среднего заработка работника.

Полная материальная ответственность – ответственность в размере причиненного ущерба без всяких ограничений.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю при исполнении трудовых обязанностей, несет индивидуальную ограниченную материальную ответственность, т.е. в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Нормы трудового права, способствуя обеспечению сохранности имущества работодателя путем возмещения материального ущерба, наряду с ограниченной материальной ответственностью предусматривают ряд исключительных случаев, когда работник, виновный в причинении ущерба, обязан возместить сто в полном размере без каких-либо ограничений, г.е. несет полную материальную ответственность.

Полная материальная ответственность работников наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 242 ТК РФ). Случаи полной материальной ответственности не могут устанавливаться иными нормативными правовыми актами. В то же время ТК РФ (ст. 243, 244, 245) предусмотрено, что полная материальная ответственность может устанавливаться на основании договора.

Следовательно, полная материальная ответственность работника устанавливается:

а) ТК РФ и иными федеральными законами;

б) письменными договорами о полной материальной ответственности работника.

Основной перечень случаев возмещения причиненного ущерба в полном размере установлен ст. 243 ТК РФ.

Согласно этой статье материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Порядок взыскания ущерба определен ст. 248 ТК РФ:

– взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба;

– если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом;

– работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке;

– с согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Если работник был направлен и прошел обучение за счет средств работодателя, то в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем.

Согласно ст. 250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника. Однако это не допускается, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

В ряде случаев при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой товаров, применением или иным использованием переданных им ценностей, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. Это обусловлено тем, что невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба. Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причиненный ущерб заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады). При взыскании ущерба в судебном порядке степень вины каждого члена коллектива (бригады) определяется судом.

Трудовое законодательство предусматривает материальную ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника. Согласно ст. 235 ТК РФ работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба.

При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре.

Заявление работника о возмещении ущерба направляется им работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в 10-дневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.

Статья 236 ТК РФ предусматривает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Так, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Кроме того, трудовое законодательство предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику. Статья 237 ТК РФ гласит, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.