Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система правового регулирования страховой деятельности в России




Страхование, особенно в социальной сфере, затрагивает практически все население страны. В страховых компаниях и внебюджетных страховых фондах концентрируются огромные средства, предназначенные для выплат страхователям. От соблюдения финансовых обязательств, принятых страховщиками, зависит финансовое благополучие миллионов людей. Сохранность страховых фондов и их целевое использование, соблюдение взаимных обязательств страховщиков и страхователей требуют жесткого и постоянного контроля и регулирования, которые, в свою очередь, должны опираться на законы и иные нормативные документы.

Для эффективного развития любой отрасли рыночного хозяйства, в том числе и страховой, необходима соответствующая ему гражданско-правовая основа, взаимоувязанная по содержанию, принципам и форме на всех уровнях рыночного хозяйства: от государственного уровня до уровней производителя и потребителя.

В России, как и в некоторых европейских странах (например, в Германии), формируется трехступенчатая система регулирования страхового рынка:

Гражданский и Налоговый кодексы;

специальные законы о страховой деятельности;

• нормативные акты правительства и министерств в области страхования.

Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности всех участников страховой деятельности и формы их взаимоотношений.

Правовые отношения, регулирующие процесс страхования, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают имущественные интересы, связанные с сохранением имущества и финансового положения, а также нематериальных личных благ человека: его жизни, здоровья, трудоспособности. Личные блага человека не имеют цены, но их утрата приводит либо к непредвиденным расходам (например, на лечение), либо к резкому ухудшению качества собственной жизни и жизни близких, при утрате трудоспособности и в случае смерти кормильца. Восстановление прежнего качества жизни может быть оценено в деньгах. Эта сумма и является основой для расчета страховой суммы при страховании жизни и в личном страховании.

Нормативная база по страхованию, определяющая его виды и регулирующая финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний и их отношения со страхователями и другими участниками страхового дела, включает несколько кодексов (гражданский, таможенный, торгового мореплавания, воздушный, налоговый, трудовой и др.) и более 50 федеральных законов. Эта база часто изменяется в связи с быстро меняющейся экономической ситуацией в России.

Основные законодательные акты в страховании: гл. 48 "Страхование" части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и уже известный нам Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".



Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" дает основные определения участников страхового дела и устанавливает требования к ним, а также к государственному надзору за страховым делом.

Виды обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в ред. от 11.07.2011 № 200-ФЗ) и своими собственными законами, которые будут рассмотрены ниже.

Отношения в страховом деле регулируются также другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства финансов РФ и другими нормативными актами, принятыми в соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Страховая деятельность практически во всех странах находится под надзором государства. Это определяется двумя важными обстоятельствами. Во-первых, государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, не будучи, зачастую, в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений.

Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России Указом Президента РФ в феврале 1992 г. была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью – Росстрахнадзор. На него были возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации страховых брокеров. В 1996 г. функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ. В 2004 г. страховому надзору был возвращен статус Федеральной службы, однако нормотворческие функции в сфере страхования остались у Минфина России. В 2011 г. Федеральная служба по надзору вошла в состав Федеральной службы по финансовым рынкам (далее по тексту – ФСФР, страховой надзор). С сентября 2013 г. функции страхового надзора переданы Центральному банку РФ согласно Федеральному закону от 23.07.2013 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков".



Система государственного страхового надзора в современной России опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых страховым законодательством, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Согласно ст. 31 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. В настоящее время эти функции обеспечиваются Федеральной антимонопольной службой в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, а также Федеральным законом от 27.06.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции" (в ред. от 30.12.2012 № 318-Φ3).

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела, согласно ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

В России налогообложение страховщиков, как и других хозяйствующих субъектов, регулируется частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ, в ред. от 07.05.2013 № 94-ФЗ). Статья 149 части 2 НК РФ устанавливает, что оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами не облагается налогом на добавленную стоимость (НДС). Однако имеется важное исключение: в подп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ указано, что страховое возмещение по договорам страхования на случай неплатежа за поставленную продукцию следует включать в оборот, облагаемый НДС, если реализация такой продукции облагается данным налогом.

Согласно ст. 284 НК РФ налоговая ставка на прибыль страховщиков устанавливается в размере 24%.

Налогообложение страхователей также регулируется частью 2 НК РФ и различно для граждан и юридических лиц.

Согласно п. 2 ст. 208 НК РФ страховые выплаты физическим лицам при наступлении страхового случая относятся к их доходам и должны облагаться налогом на доходы физических лиц. При определении налоговой базы для налогообложения страховых выплат действуют ограничения, предусмотренные ст. 213 гл. 23 НК РФ.

1. Не облагаются налогом страховые выплаты по обязательным видам страхования.

2. Не облагаются налогом страховые выплаты по долгосрочным (не менее 5 лет) договорам страхования жизни и по договорам пенсионного страхования, если эти договоры не предусматривают выплат в течение 5 лет, кроме смерти застрахованного и наступления пенсионного возраста.

3. Не облагаются налогом страховые выплаты по договорам страхования жизни на срок менее 5 лет, если суммы страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка России на дату заключения указанных договоров.

4. Не облагаются налогом страховые выплаты по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок).

5. Не облагаются налогом страховые выплаты по договорам имущественного страхования, если страховые выплаты не превышают рыночной стоимости утраченного имущества или его ремонта (восстановления).

При определении базы для исчисления страховых взносов, согласно п. 5 части 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в ред. от 07.06.2013 № 108-ФЗ), не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы страховых платежей (взносов):

1) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством РФ;

2) суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

3) суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством РФ;

4) суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

5) суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Налогообложение страхователей – юридических лиц производится иначе: через включение в их расходы затрат на страхование, согласно закрытому перечню таких затрат, приведенному в НК РФ, и соответствующему уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль. Не все затраты на страхование можно относить к расходам.

Согласно ст. 255 и 263 НК РФ расходы страхователя на личное страхование, включая пенсионное и медицинское, относятся к расходам на оплату труда, а расходы на обязательное и добровольное страхование имущества и ответственности – к прочим расходам. Расходы, в целях налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал