Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы защиты банковской, коммерческой и служебной тайны.






 

Конституция РФ (ст.29) гарантирует каждому гражданину право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право на тайну.

В числе видов тайн, охраняемых законом, наибольшее значение имеют государственная и коммерческая тайна, и тайна частной жизни

1. Государственная тайна

Основывается на Конституции РФ, Законе «О безопасности». Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Закон определяет систему защиты государственной тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

К государственной тайне относятся:

1) сведения о содержании стратегических и оперативных планов;

2) сведения в области экономики, науки и техники, что касается оборонного значения;

3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, финансовой политике в отношении иностранных государств, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыской деятельности.

В Законе оговаривается, что не подлежит засекречиванию. Это сведения о чрезвычайных происшествиях и их последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, преступности, привилегиях и льготах, предоставляемым государством гражданам, должностным лицам, организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности.

Отнесение к государственной тайне информации, находящейся в собственности организаций, граждан, возможно только в том случае, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Перечень утверждается указом Президента РФ. В Перечень могут вноситься определенные изменения и дополнения. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия по защите государственной тайне, в которую входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ.


В зависимости от уровня секретности установлены три степени секретности (гриф секретности, проставляемые на самом носителе сведений отсюда и формы допуска для носителей): «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Степени секретности должны соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ, вследствие распространения сведений.

Рассекречивание сведений:

- взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями;

- изменение объективных обстоятельств, вследствие нецелесообразности.

Пересмотр не реже чем через 5 лет.

Закон определяет полномочия органов и должностных лиц в данной области. Например: палаты Федерального собрания осуществляют законодательное регулирование в области государственной тайны; Президент РФ, утверждает государственные программы в области защиты и структуру межведомственной комиссии, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Контроль за соблюдением требований по защите осуществляют Президент и Правительство РФ, межведомственный и ведомственный контроль, надзор органами прокуратуры.

Нарушение государственной тайны лицом, обладающим этой тайной, может повлечь за собой привлечение виновного к уголовной ответственности (ст. 283, 284 УК РФ).

2. Служебная и коммерческая тайна

Распространенным и значимым видом конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. Конфиденциальность – секретный, доверительный.

Под служебной тайной понимается информация, которой работник владеет в силу своих служебных обязанностей и которая в силу трудового договора или закона не подлежит разглашению (врачебная тайна, банковская тайна, тайна следствия и т. д.).

В соответствии со ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Служебная и коммерческая тайна имеют определенные различия. Считается, что состав и объем сведений, составляющих служебную тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления, а коммерческой тайны - предпринимателями.

В ведомственных нормативных актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носят обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. Отличие служебной от государственной тайны в том, что общественная опасность распространения сведений, составляющих служебную тайну, существенно ниже, чем государственной.

 

 

Законодательство о коммерческой тайне состоит из ГК РФ и Федерального закона «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Право на отнесение информации, к информации, составляющей коммерческую тайну и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Вместе с тем закон ограничивает полномочия и определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности:

- содержащихся в учредительных документах юридического лица подтверждающих факт внесения о юридическом лице в соответствующие государственные реестры;

- о составе имущества;

-о загрязнении окружающей среды;

- о численности, составе работников, системе оплаты труда и условиях труда;

- о задолжности и др.

Информация незаконна, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации мер по охране конфиденциальности этой информации, или лицо знало, что информация составляет коммерческую тайну и не имеет на передачу законного основания.

Меры по охране конфиденциальности включают:

- определение перечня информации, составляющих коммерческую тайну;

- ограничение доступа к информации;

- нанесение на материальном носителе или сопроводительном документе грифа «коммерческая тайна» с указанием обладателя;

- заключение с соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны.

Лицо, которому коммерческая тайна стала известна в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны, в случае ее разглашения несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность.

Все споры о нарушении прав на тайну рассматриваются судами.

 

Одним из самых распространенных и значимых видов конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную, коммерческую тайну.

Считается, что состав и объем сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления в отношении служебной, и предпринимателем – в отношении коммерческой тайны.

В ведомственных нормативных актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носит обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. Чаще всего к служебной тайне относят сведения, касающиеся: особенностей кадрового состава предприятия (организации); структуры организации управленческого и производственного процесса; финансовой деятельности; состояния материально-технической базы и т.п.

Коммерческая тайна является охраняемым законом правом на засекречивание производственных и иных операций для сокрытия их от конкурентов. Законодательством РФ предусмотрено, что право на коммерческую тайну не может быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц.

Современное российское законодательство под коммерческой тайной понимает информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности. Кроме того, подобные сведения должны быть задокументированы, то есть зафиксированы на материальном носителе с соответствующими реквизитами, которые позволяют идентифицировать эти сведения.

Собственник информации имеет право устанавливать режим коммерческой тайны в пределах полномочий, отведенных ему законодательством, то есть самостоятельно определять: критерии отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну; срок действия такого режима; порядок накопления, обработки, хранения, доступа и передачи информации третьим лицам; систему мер, обеспечивающих соблюдение режима коммерческой тайны, и систему средств и методов защиты информации.

Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение с соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны. Н-р, если руководитель предприятия не заключит с сотрудниками, допущенными к секретам производства, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, он не будет иметь никаких правовых рычагов воздействия на лицо, нарушившее режим коммерческой тайны.


Своеобразно решается вопрос об обязательствах работника в связи с коммерческой тайной после прекращения им трудовых отношений с работодателем. В этой ситуации обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника.

Специальной оговоркой в соглашении, возможно, увеличить или уменьшить этот срок. При увольнении работник обязан вернуть работодателю все имеющиеся у него носители коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, подлежит правовой защите, поскольку несанкционированный доступ к ней, ее разглашение и неправомерное использование могут нанести ущерб коммерческим интересам субъекта предпринимательской деятельности, а также дать незаконные преимущества перед ним третьим лицам, которые могут получить выгоду от подобных действий.

По своему содержанию меры и способы защиты информации могут носить различный характер (правовой, организационный, технический и др.). Их выбор осуществляется самим собственником с учетом возможностей и ценности информации. Но принимаемые меры должны находиться в рамках компетенции собственника и соответствовать законодательству РФ, то есть они не могут являться оперативно - розыскными или иными специальными мерами, которые относятся к компетенции отдельных государственных органов, либо быть по своей сути незаконными.

При всем многообразии форм и видов коммерческой тайны наибольшее практическое значение имеет правильное и полное решение вопросов, связанных с обеспечением банковской тайны. Обычно под этим понятием принято понимать обязанность банка обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся личности и деятельности клиентов, при условии, что эти сведения получены банком в процессе их банковского обслуживания.

Отношения между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией изначально, в силу специфики банковской деятельности, носят доверительный характер. Клиент не только доверяет кредитной организации свои денежные средства, но и потенциально допускает ее к информации о своем финансовом состоянии. Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет.

В законе «О банках и банковской деятельности» определены органы, имеющие право на получение сведений по юридическим лицам и составляющих банковскую тайну. Это: суды и арбитражные суды; Счетная палата РФ, органы Министерства по налогам и сборам; Таможенные органы; органы предварительного следствия.

 

 

По сведениям в отношении физических лиц могут получать справки только: сами клиенты, суды, органы предварительного следствия.

Опыт показывает, что успехи коммерческой деятельности предприятий и организаций, экономическое благополучие их сотрудников во многом связаны с надлежащим обеспечением тайны нотариальных действий.

Сохранение нотариальной тайны – одна из важнейших обязанностей нотариуса.

Нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Справки об этих действиях нотариусом выдаются лишь по требованию суда, прокуратуры, органы предварительного следствия, налоговых органов.

В ряде ситуаций, в основном связанных с проверкой деятельности нотариуса вышестоящими должностными лицами и организациями, нотариальная тайна может стать известной более широкому кругу лиц. Эти должностные лица, в частности должностные лица нотариальной палаты, обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны могут нести дисциплинарную или материальную ответственность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.