Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие и модернизация образования в Ульяновской области на 2014-2018 годы.






Цель – обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики в Ульяновской области.

Задачи:

1. Создание в сфере общего образования и дополнительного образования детей равных возможностей для получения современного качественного образования и позитивной социализации детей;

2. Формирование системы образования и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения Ульяновской области к общему образованию и дополнительному образованию детей на территории Ульяновской области;

3. Модернизация содержания образования для обеспечения готовности обучающихся общеобразовательных организаций на уровне среднего общего образования к дальнейшему обучению на уровнях профессионального образования и деятельности в высокотехнологической экономике;

4. Обновление состава и компетенций педагогических работников, создание механизмов мотивации педагогических работников к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;

5.Создание современной структуры системы образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни.

Целевые индикаторы государственной программы:

1. Удельный вес численности детей в возрасте 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать дошкольное образование, в общей численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях;

2. Удельный вес численности детей 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать дошкольное образование, в общей численности детей в возрасте 5-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях;

3. Удельный вес численности детей в возрасте 5-18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет;

4. Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее–ОВЗ) и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовате-льных технологий), в общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение;

6. Удельный вес численности педагогических работников в возрасте до 30 лет в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей;

7. Удельный вес численности педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, получивших в течение последних трёх лет дополнительное профессиональное образование, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразо-вательных организаций и организаций дополнительного образования детей;

8. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования – к средней заработной плате педагогических работников общеобразовательных организаций Ульяновской области, педагогических работников общеобразовательных организаций – к средней заработной плате в Ульяновской области;

9. Удельный вес обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Расчёт социально-экономической эффективности государственной программы основан на анализе основных целевых индикаторов государственной программы. Для расчёта социально-экономической эффективности реализации государственной программы используются целевые индикаторы с указанием сроков и цифровых показателей.

При выполнении системы мероприятий государственной программы по этапам реализации ожидаются следующие результаты:

1) I этап – 2014-2016 годы.

В образовательных организациях будут созданы условия, обеспечивающие безопасность и комфорт детей, использование новых технологий обучения, а также современная прозрачная для потребителей информационная среда управления и оценки качества образования.

Будет введён ФГОС основного общего образования.

В дошкольном образовании получат развитие вариативные формы предоставления услуг, что в совокупности со строительством зданий дошкольных образовательных организаций обеспечит существенное сокращение дефицита мест. Всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность освоения образовательных программ дошкольного образования.

Будут формироваться инструменты поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ, детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, что позволит на следующем этапе сократить разрыв в качестве образования между обучающимися и общеобразовательными организациями, увеличив при этом численность обучающихся, демонстрирующих высокий уровень достижений.

Все дети с ОВЗ, не имеющие медицинских противопоказаний, смогут получать общее образование в форме дистанционных образовательных технологий или в форме инклюзивного образования и соответствующего психолого-медико-социального сопровождения.

Не менее 65 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования детей.

2) II этап – 2017-2018 годы.

По итогам второго этапа реализации государственной программы к 2018 году:

1. Всем обучающимся общеобразовательных организаций по 10 класс включительно будет предоставлена возможность обучаться в соответствии с ФГОС;

2. Будет обеспечено подключение 100 процентов общеобразовательных организаций по высокоскоростному доступу к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

все педагогические работники и руководители организаций общего образования и дополнительного образования детей получат дополнительное профессиональное образование по современным программам обучения;

3. В общеобразовательных организациях увеличится доля молодых педагогических работников;

4. Сократится разрыв результатов единого государственного экзамена между 10 процентами лучших общеобразовательных организаций и 10 процентами слабых общеобразовательных организаций за счёт улучшения обучения в слабых общеобразовательных организациях;

5. Не менее чем 71 процент детей в возрасте от 5 до 18 лет будет охвачен дополнительным образованием детей, не менее 8 процентов детей данного возраста будут привлекаться к участию в творческих мероприятиях;

6. Не менее 46 процентов обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы в ценах соответствующих лет за счёт средств областного бюджета Ульяновской области составит: всего – 5669323, 01 тыс. рублей.

I этап:

2014 год – 360000, 0 тыс. рублей;

2015 год – 1357689, 9 тыс. рублей;

2016 год – 1365039, 6 тыс. рублей;

II этап:

2017 год – 1302904, 17 тыс. рублей;

2018 год – 1283689, 34 тыс. рублей.

Ожидаемый эффект от реализации государственной программы:

1. Обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего образования;

2. Семьям, нуждающимся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут предоставлены консультационные услуги;

3. Будут ликвидированы очереди в дошкольные образовательные организации;

4. Всем детям-инвалидам будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования с применением дистанционных образовательных технологий,
а также получения инклюзивного образования;

5. Всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения;

6. На уровне среднего общего образования все обучающиеся получат возможность обучаться по профилю;

7. Увеличится охват детей программами дополнительного образования детей;

8. Будет сокращён разрыв в качестве образования между наиболее и наименее успешными общеобразовательными организациями;

9. Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций из всех источников составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона;

10. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций Ульяновской области;

11.Все педагогические работники будут обеспечены возможностью непрерывного профессионального развития;

12. В общеобразовательных организациях увеличится доля молодых педагогических работников.

 

Заключение.

В целях определения конкурентных позиций вузов ПФО проведен анализ сферы высшего профессионального образования ПФО и дана оценка факторам внешней среды, влияющим на конкурентоспособность ВУЗов. С точки зрения оценки конкурентных позиций важное значение имеет исследование внешней среды ВУЗов. Оценка влияния факторов глобального, общероссийского и регионального уровней на возможности развития ВУЗов, а также угрозы для вузов представлены в следующей таблице.

Среди факторов внешней среды, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на деятельность ВУЗов ПФО являются:

– сложная демографическая ситуация в стране, которая уже привела к резкому снижению количества выпускников школ;

– усиление конкуренции между высшими учебными заведениями за абитуриентов;

– изменение ситуации на рынке труда;

– высокая доля населения ПФО, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, что не позволяет данной категории населения оплачивать дорогостоящее образование;

– повышение требований со стороны хозяйствующих субъектов, органов государственной и муниципальной власти, работодателей к компетенциям выпускников университета.

После 2005 г. происходит резкое снижение количества работающих, обеспечивающих пенсию одного пенсионера, которое будет продолжать сокращаться и в будущем может составить пропорцию 1: 1 и меньше.

Таким образом, при наличии неблагоприятной демографической ситуации в регионе, в ближайшее десятилетие необходимо ориентироваться на сокращение количественных параметров трудовых ресурсов, старение рабочей силы. При составлении различных государственных программ, затрагивающих увеличение рабочих мест, как определено в стратегических планах развития Российской Федерации, следует учитывать динамику движения трудовых ресурсов и предусматривать меры для реализации намеченных планов имеющимся количеством трудовых ресурсов за счет повышения качества рабочей силы.

Демографическая волна, которая затронула пока только учебные заведения, в ближайшие года начет сказываться на количестве трудовых ресурсов, которые будут уменьшаться именно за счет уменьшения группы в возрасте 18-30 лет.

За 10 лет с 90-го года по 2000-й произошло снижение выпуска НПО почти в два раза и к 2011 году количество выпущенных специалистов составило менее половины от выпуска 1990 г.

Количество выпускников среднего профессионального образования, в отличие от начального, не только не снизилось, по сравнению с 1990-м годом не только не уменьшилось, но даже увеличилось в 2007 г. Это говорит о более адаптированной системе среднего профессионального образования к изменениям экономики, чем система НПО. Снижение количества выпускников после 2007 г. вероятнее всего говорит о волне демографического спада. Количество выпускников НПО и СПО в 2001 г. было практически одинаковым и говорит о высоком уровне потенциальной склонности населения к более высокому уровню образования, которое позволяет в дальнейшем получать более высокие доходы.

Наибольшее изменение претерпела группа занятых с начальным профессиональным образованием – увеличилась на 9.9 п.п. (в среднем в год росла на 1, 24 п.п.). Доля занятых с высшим профессиональным образованием увеличилась на 5.1 п.п. (в среднем в год – 0, 64 п.п.). Доля занятых с средним профессиональным образованием уменьшилась на 3.7 п.п. (в среднем в год уменьшалась на 0, 46 п.п.). Доля занятых со средним общим образованием уменьшилась на 2, 5 п.п. (в среднем снижалась на 0, 31 п.п.).

Наибольшей скоростью изменения обладала доля занятых с начальным профессиональным образованием. Она выросла на – 84%. Наименьшей степенью изменения характеризуется доля занятых, имеющих среднее общее образование. Доля снизилась на 9, 06%.

Среднее изменение удельного веса - 5, 3 (в процентных пунктах), которое имело место за рассматриваемый временной интервал в целом по всем структурным частям совокупности, что говорит о том, что структура занятых по уровню образования поменялась довольно значительно.

=5, 3/8=0, 663 п.п.

Таким образом в среднем в год структура в целом менялась на 0, 663 п.п.

В итоге к 2008 году:

Занятые со средним профессиональным образованием – 25, 9 п.п.

Занятые с высшим профессиональным образованием – 23, 7 п.п.

Занятые с начальным профессиональным образованием – 22.6 п.п.

Занятые с средним общим образованием – 21, 7 п. п

Следует также отметить, что если в 2000 году размах доль равнялся 17, 8 процентным пунктам (то есть численность групп имела больший разрыв), то в 2008 году размах существенно снизился и стал равен 4, 2 процентным пунктам.

Таким образом, к 2008 году структура занятости по уровню образования приобрела более сбалансированный характер, категории с разным уровнем образованием почти в равной степени представлены на рынке труда.

Сокращение промышленного производства, увеличение доли непроизводственного сектора происходит, но не такими стремительными темпами. В настоящее время имеются структурные несоответствия рынка образовательных услуг, рынка труда и потребностей населения в образовании и занятости. Потребности работодателей в рабочей силе формируются исходя из реальных возможностей экономики, и отражают текущую ситуацию народном хозяйстве, которая сложилась в результате рыночных преобразований последних двух десятилетий. Во многом структура экономики продолжает определяться наследием советского периода, но наблюдаются и существенные изменения, новые тенденции, которые необходимо учитывать. Существующие несоответствия между рынком образовательных услуг и рынком труда обусловлены стихийным развитием рыночных преобразований в сфере образования в переходный период девяностых годов. Отсутствие финансирования и государственного регулирования переориентировало систему образования на коммерческую направленность. Структура образования начала меняться в соответствии со спросом населения на образовательные услуги, а не для потребностей экономики. Потребности населения в высшем образовании диктуются требованиями времени, когда только достаточно высокий образовательный уровень может обеспечить нормальный и высокий уровень жизни. То есть, население более гибко и быстро отреагировало на вызовы времени, чем экономика, и, как следствие, большинство школьников ориентированы на получение именно высшего образования. Здесь сказывается, конечно, и низкий уровень подготовки в системах НПО и СПО, определивший отток абитуриентов в систему высшего образования. При всем желании многих руководителей изменить сложившуюся структуру за короткое время вряд ли удастся. Тем не менее потенциал у систем НПО и СПО имеется, потребности экономики в работниках низкой и средней квалификации будут сохраняться и дальше, следовательно реформирование систем НПО и СПО имеет обоснование.

Явными лидерами по количеству занятых с начальным профессиональным образованием Удмуртская республика, республика Башкортостан, Пермский край и Кировская область. Занятые с высшим образованием преобладают в Самарской области и республике Татарстан. Среднее профессиональное образование имеют занимает промежуточное положение по всем регионам ПФО. Максимальное значение по сочетанию специалистов с высшим и средним профессиональным образованием имеется в Самарской области.

Оценка динамики спроса и предложения по наиболее востребованным рабочим профессиям показывает наибольший уровень спроса и предложения по профессиям, требующим наименьшей квалификации (рис. 6). Очевидно, по этим профессиям имеется наибольший уровень текучести кадров.

Динамика данных по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования РФ с 2008 по 2012 гг. показывает увеличение значений и общую тенденцию к увеличению регистрации в службе занятости, что говорит о повышении потребности в содействии трудоустройству у выпускников образовательных учреждений, особенно в республике Башкортостан, где изменилась структура выпускников по уровню образования

Из 327 самостоятельных дошкольных учреждений, имеющихся в Ульяновской области на начало 2015 года, 7 находились на капитальном ремонте.

В прошлом году взяты на баланс после длительного перерыва в работе два муниципальных детских сада: по одному в Новомалыклинском и Цильнинском районах. Общее число школ, имеющих дошкольные подразделения (не являющиеся самостоятельными юридическими лицами), за год увеличилось со 137 до 171.

Численность детей, посещающих детские сады и дошкольные группы при общеобразовательных школах, возросла за 2014 год на 3, 3 тыс. человек (6, 7%). Численность детей, стоящих на учёте для определения в дошкольные учреждения, за год увеличилась на 192 и составила на 1 января 2015 года 26853 человека.

За прошедший год в городской местности 5, 7 тыс. детей воспользовались дополнительными платными услугами при посещении дошкольных учреждений (в 2013 году – 5, 2 тыс.), в сельской местности платные услуги не оказывались.

В дошкольных образовательных учреждениях работает 5, 3 тыс. педагогических работников (на 5, 6% больше 2013 года), из них 33, 4% имеют высшее, 59, 0% - среднее педагогическое образование. В сельской местности доля педагогов с высшим образованием составила 19, 7%, со средним педагогическим – 68, 6%.

Общее число общеобразовательных учреждений сокращается к 2015 г, по сравнению с 2014 г, на 51. При чем уменьшение произошло за счет государственных учреждений, в то время как негосударственные остались без изменений.

Тем не менее, численность обучающихся возросло на 307 человек и к 2015 году составляет 111454 человек.

Происходит сокращение количества дошкольных учреждений (на 47единиц или 12, 56 %), государственных дневных общеобразовательных школ (50 единиц или 10, 42%), вечерних общеобразовательных школ (на 1 единицу или 11, 11%), государственных средних специальных учреждений (на 7 единиц или 15, 91%). Исключение составляют самостоятельные государственные высшие учебные заведения, чье число увеличилось на единицу с 2012 на 2013 г.

 

 

Список используемой литературы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.