Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ состава профессионального образования приволжского федерального округа






После 2005 г. происходит резкое снижение количества работающих, обеспечивающих пенсию одного пенсионера, которое будет продолжать сокращаться и в будущем может составить пропорцию 1: 1 и меньше.

Таким образом, при наличии неблагоприятной демографической ситуации в регионе, в ближайшее десятилетие необходимо ориентироваться на сокращение количественных параметров трудовых ресурсов, старение рабочей силы. При составлении различных государственных программ, затрагивающих увеличение рабочих мест, как определено в стратегических планах развития Российской Федерации, следует учитывать динамику движения трудовых ресурсов и предусматривать меры для реализации намеченных планов имеющимся количеством трудовых ресурсов за счет повышения качества рабочей силы.

Демографическая волна, которая затронула пока только учебные заведения, в ближайшие года начет сказываться на количестве трудовых ресурсов, которые будут уменьшаться именно за счет уменьшения группы в возрасте 18-30 лет. (рис. 1)

Рис. 1 - выпуск обучающихся государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс. чел.

Это хорошо видно по количеству выпущенных специалистов начальным, средним и высшим образованием за последние годы (рис. 2, 3, 4).

Рис. 2 - выпуск квалифицированных рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием ПФО, тыс. человек

За 10 лет с 90-го года по 2000-й произошло снижение выпуска НПО почти в два раза и к 2011 году количество выпущенных специалистов составило менее половины от выпуска 1990 г.

Рис. 3 - выпуск специалистов со средним профессиональным образованием, тыс. человек)

Количество выпускников среднего профессионального образования, в отличие от начального, не только не снизилось, по сравнению с 1990-м годом не только не уменьшилось, но даже увеличилось в 2007 г. Это говорит о более адаптированной системе среднего профессионального образования к изменениям экономики, чем система НПО. Снижение количества выпускников после 2007 г. вероятнее всего говорит о волне демографического спада. Количество выпускников НПО и СПО в 2001 г. было практически одинаковым и говорит о высоком уровне потенциальной склонности населения к более высокому уровню образования, которое позволяет в дальнейшем получать более высокие доходы.

Рис. 4 – сравнение количества выпускников системами ВПО, СПО, НПО в ПФО по годам, тыс. человек

Данные наглядно показывают принципиальное изменение структуры выпуска по уровням образования. При этом структура экономики если и изменилась, то не так принципиально, как система подготовки специалистов. Сокращение промышленного производства, увеличение доли непроизводственного сектора происходит, но не такими стремительными темпами. В настоящее время имеются структурные несоответствия рынка образовательных услуг, рынка труда и потребностей населения в образовании и занятости. Потребности работодателей в рабочей силе формируются исходя из реальных возможностей экономики, и отражают текущую ситуацию народном хозяйстве, которая сложилась в результате рыночных преобразований последних двух десятилетий. Во многом структура экономики продолжает определяться наследием советского периода, но наблюдаются и существенные изменения, новые тенденции, которые необходимо учитывать. Существующие несоответствия между рынком образовательных услуг и рынком труда обусловлены стихийным развитием рыночных преобразований в сфере образования в переходный период девяностых годов. Отсутствие финансирования и государственного регулирования переориентировало систему образования на коммерческую направленность. Структура образования начала меняться в соответствии со спросом населения на образовательные услуги, а не для потребностей экономики. Потребности населения в высшем образовании диктуются требованиями времени, когда только достаточно высокий образовательный уровень может обеспечить нормальный и высокий уровень жизни. То есть, население более гибко и быстро отреагировало на вызовы времени, чем экономика, и, как следствие, большинство школьников ориентированы на получение именно высшего образования. Здесь сказывается, конечно, и низкий уровень подготовки в системах НПО и СПО, определивший отток абитуриентов в систему высшего образования. При всем желании многих руководителей изменить сложившуюся структуру за короткое время вряд ли удастся. Тем не менее потенциал у систем НПО и СПО имеется, потребности экономики в работниках низкой и средней квалификации будут сохраняться и дальше, следовательно реформирование систем НПО и СПО имеет обоснование.

Таблица 5 – Анализ структуры занятых по уровню образования

Уровень образования 2000 п.п. 2008п.п.   Тр в % Средний прирост в п.п. Средний темп роста
Среднее проф-е 29, 6 25, 9 -3, 7 87, 500 -0, 463 98, 345
Высшее проф-е 18, 6 23, 7 5, 1 127, 419 0, 638 103, 075
Начальное п-е 11, 8 21, 7 9, 9 183, 898 1, 238 107, 913
Среднее общее 25, 1 22, 6 -2, 5 90, 040 -0, 313 98, 697

По результатам вычислений можно сделать следующие выводы:

Наибольшее изменение претерпела группа занятых с начальным профессиональным образованием – увеличилась на 9.9 п.п. (в среднем в год росла на 1, 24 п.п.). Доля занятых с высшим профессиональным образованием увеличилась на 5.1 п.п. (в среднем в год – 0, 64 п.п.). Доля занятых с средним профессиональным образованием уменьшилась на 3.7 п.п. (в среднем в год уменьшалась на 0, 46 п.п.). Доля занятых со средним общим образованием уменьшилась на 2, 5 п.п. (в среднем снижалась на 0, 31 п.п.).

Наибольшей скоростью изменения обладала доля занятых с начальным профессиональным образованием. Она выросла на – 84%. Наименьшей степенью изменения характеризуется доля занятых, имеющих среднее общее образование. Доля снизилась на 9, 06%.

Среднее изменение удельного веса - 5, 3 (в процентных пунктах), которое имело место за рассматриваемый временной интервал в целом по всем структурным частям совокупности, что говорит о том, что структура занятых по уровню образования поменялась довольно значительно.

=5, 3/8=0, 663 п.п.

Таким образом в среднем в год структура в целом менялась на 0, 663 п.п.

В итоге к 2008 году:

Занятые со средним профессиональным образованием – 25, 9 п.п.

Занятые с высшим профессиональным образованием – 23, 7 п.п.

Занятые с начальным профессиональным образованием – 22.6 п.п.

Занятые с средним общим образованием – 21, 7 п. п

Следует также отметить, что если в 2000 году размах доль равнялся 17, 8 процентным пунктам (то есть численность групп имела больший разрыв), то в 2008 году размах существенно снизился и стал равен 4, 2 процентным пунктам.

Таким образом, к 2008 году структура занятости по уровню образования приобрела более сбалансированный характер, категории с разным уровнем образованием почти в равной степени представлены на рынке труда.

Сравнение состава занятого населения субъектов ПФО по уровню образования показывает различную ситуацию по регионам (рис. 5)

Рисунок 5 – Состав занятого населения по уровню образования.

Явными лидерами по количеству занятых с начальным профессиональным образованием Удмуртская республика, республика Башкортостан, Пермский край и Кировская область. Занятые с высшим образованием преобладают в Самарской области и республике Татарстан. Среднее профессиональное образование имеют занимает промежуточное положение по всем регионам ПФО. Максимальное значение по сочетанию специалистов с высшим и средним профессиональным образованием имеется в Самарской области.

Оценка динамики спроса и предложения по наиболее востребованным рабочим профессиям показывает наибольший уровень спроса и предложения по профессиям, требующим наименьшей квалификации (рис. 6). Очевидно, по этим профессиям имеется наибольший уровень текучести кадров.

Динамика данных по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования РФ с 2008 по 2012 гг. показывает увеличение значений и общую тенденцию к увеличению регистрации в службе занятости, что говорит о повышении потребности в содействии трудоустройству у выпускников образовательных учреждений, особенно в республике Башкортостан, где изменилась структура выпускников по уровню образования (рис. 7, 8)

Рисунок 7 – Численность выпускников профессиональных образовательных учреждений зарегистрированный в службе занятости в период 01.01.08 г. по 21.012.08 г.

Рисунок 8 - Численность выпускников профессиональных образовательных учреждений зарегистрированный в службе занятости в период 01.01.12 г. по 21.012.12 г.

 

 

Рисунок 9 – Сравнение спроса и предложения на рынке труда по профессиям, наиболее востребованным работодателями по данным на 07.02.13 г.

Чем выше требуется квалификация по профессии, тем больше предложений вакансий и меньше предложений соискателей. Кроме квалификации, на большой разрыв по спросу и предложению влияет сложные условия труда – каменщик, бетонщик, арматурщик.

Обратная ситуация по спросу и предложению по должностям служащих (рис 10). Только по медицинским сестрам, врачам и страховым агентам количество вакансий значительно превышает количество соискателей. По другим группам должностей предложение превышает спрос, а по бухгалтерам многократно превышает его. Экономические и управленческие специальности наиболее уязвимы при трудоустройстве, что говорит о перепроизводстве специалистов с невысоким уровнем квалификации, так как потребность в квалифицированных специалистах этой сферы постоянно повышается, что обусловлено усложнением производства и нестабильной экономической ситуацией.

Рисунок 10 – Сравнение спроса и предложения на рынке труда по профессиям, наиболее востребованным работодателями по данным на 07.02.13 г.

Высокий уровень квалификации может обеспечить в первую очередь качественное образование, которое можно получить в крупных профильных вузах. Сегодня, даже в условиях проводимых реформ в сфере образования, продолжается выпуск по экономическим и управленческим специальностям в непрофильных вузах, не обладающих необходимой научной и организационной базой для качественной подготовки специалистов, что негативно сказывается на рынке труда по эти специальностям.

 

Таблица 6 - О деятельности дошкольных образовательных учреждений






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.