Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






SWOT-анализ системы высшего образования приволжского федерального округа.






Сфера высшего профессионального образования ПФО представлена 102 вузами. В лучшую сотню российских Вузов входят 19 университетов Приволжского федерального округа. По уровню образования Приволжский ФО занимает 4-е место среди всех федеральных округов.

Таблица 1 – Рейтинг вузов ПФО

МЕСТО В ТОП-100 ВУЗЫ ГОРОД
  Казанский технический университет им. А. Н. Туполева Казань
  Казанский технологический университет Казань
  Самарский государственный университет Самара
  Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Нижний Новгород
  Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева Самара
  Уфимский государственный нефтяной технический университет Уфа
  Пермский политехнический университет Пермь
  Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова Ижевск
  Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского Саратов
  Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Саратов
  Пермский государственный университет Пермь
  Самарский государственный медицинский университет Самара
  Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
  Башкирский государственный университет Уфа
  Самарский государственный технический университет Самара
  Уфимский государственный авиационный технический университет Уфа
  Ульяновский государственный университет Ульяновск
  Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина Саратов
  Тольяттинский государственный университет Тольятти

целях определения конкурентных позиций вузов ПФО проведен анализ сферы высшего профессионального образования ПФО и дана оценка факторам внешней среды, влияющим на конкурентоспособность ВУЗов. С точки зрения оценки конкурентных позиций важное значение имеет исследование внешней среды ВУЗов. Оценка влияния факторов глобального, общероссийского и регионального уровней на возможности развития ВУЗов, а также угрозы для вузов представлены в следующей таблице.

 

Таблица 2 – Анализ факторов внешней среды

ГРУППА ФАКТОРОВ ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
1. Общемировые 1.1. Глобализация образования. Формирование единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса 1. Расширение международного рынка образовательных и инновационных услуг. 2. Рост востребованности новых направлений подготовки кадров. 3. Доступность глобальных информационных и образовательных ресурсов. 4. Рост мобильности высококвалифицированных кадров в зарубежные вузы. 5. Позиционирование центра финно-угроведения в качестве мирового исследовательского института. 1. Повышение конкуренции на международном рынке образовательных услуг. 2. Отток высококвалифицированных кадров в зарубежные вузы. 3. Активизация деятельности зарубежных вузов на российском и региональных рынках.
1.2. Изменение философии научно-инновационной деятельности 1. Превращение науки в объект рыночной экономики: рост инновационной составляющей в научно-образовательной деятельности и коммерциализация ее результатов. 2. Активизация международного научного сотрудничества. 3. Расширение международного рынка инновационных услуг. 4. Формирование глобальных направлений развития науки и техники, повышение качества исследований. 5. Рост мобильности высококвалифицированных кадров. 1. Повышение конкуренции на глобальном рынке инновационных услуг и выход зарубежных исследовательских центров на российский и региональные рынки. 2. Существующий разрыв в уровне и качестве мировых и российских образовательных и инновационных технологий.
2. Российские 2.1. Спрос на образовательные услуги 1. Формирование новых направлений подготовки кадров. 2. Диверсификация спроса на образовательные услуги (повышение квалификации, MBA, DBA, профессиональная переподготовка, магистратура, семинары, тренинги, мастер-классы и пр.). 1. Сокращение объема рынка образовательных услуг вследствие ухудшения демографической ситуации. 2. Снижение спроса в связи с ростом цен на образовательные услуги. 3. Снижение спроса на рынке образовательных услуг в связи с ростом конкуренции.
2.2. Федеральные приоритеты по модернизации экономики 1. Государственная политика модернизации и формирование экономики знаний. 2. Финансовая и организационная поддержка со стороны государства инновационной деятельности вузов. 3. Ориентация ВУЗов на программы федерального уровня. 4. Изменение продуктового портфеля вузов за счет увеличения доли инновационных услуг. 1. Недостаточная инфраструктурная обеспеченность инновационной деятельности. 2. Неразработанность механизмов венчурного развития. 3. Сравнительно низкий уровень использования инноваций в экономике. 4. Отсутствие эффективных механизмов привлечения высококвалифицированных кадров в инновационный сектор экономики.  
2.3. Модернизация российской образовательной системы 1. Государственное финансирование крупных инновационно-образовательных проектов. 2. Внедрение принципов стратегического управления в систему управления вузов. 3. Переход на многоуровневую систему подготовки кадров и ориентация на компетентностный подход к обучению. 4. Привлечение работодателей к формированию компетенций и оценке качества образовательных программ. 1. Сокращение государственного финансирования образовательных учреждений. 2. Риски перевода вузов в категорию автономные учреждения. 3. Эффективность механизмов взаимодействия вузов и работодателей. 4. Отсутствие нормативно-правовой базы регулирования отношений вузов с работодателями при переходе на двухуровневую систему подготовки.
3. Региональные 3.1. Реализация крупных инвестиционных проектов в ведущих отраслях промышленности Рост потребности в новых направлениях подготовки кадров. 1. Увеличение рынка научно-технических разработок, консалтинговых и информационных услуг. 2. Рост потребности в управленческих кадрах. 3. Рост спроса на выпускников инженерных направлений подготовки. 4. Реализация механизма государственно-частного партнерства. 1. Недостаточное развитие механизмов взаимодействия реального сектора экономики и вузов по образовательным и инновационным направлениям. 2. Ориентация предприятий на руководителей и специалистов из других регионов.
  3.2. Дисбаланс на рынке труда 1. Изменение структуры потребности в подготовке кадров. 2. Рост спроса на высококвалифицированные кадры. 1. Сокращение потребности в подготовке кадров по традиционным образовательным программам и направлениям. 2. Отток кадров в крупные города и другие регионы России.

 

Среди факторов внешней среды, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на деятельность ВУЗов ПФО являются:

– сложная демографическая ситуация в стране, которая уже привела к резкому снижению количества выпускников школ;

– усиление конкуренции между высшими учебными заведениями за абитуриентов;

– изменение ситуации на рынке труда;

– высокая доля населения ПФО, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, что не позволяет данной категории населения оплачивать дорогостоящее образование;

– повышение требований со стороны хозяйствующих субъектов, органов государственной и муниципальной власти, работодателей к компетенциям выпускников университета.

Исследование факторов внутренней среды ВУЗов проводилось по следующим направлениям: образовательная деятельность; научная деятельность; инновационная деятельность; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально-техническое обеспечение; социальная сфера; система управления; финансы. Результаты анализ факторов внутренней среды представлены в следующей таблице.
Таблица 3 – Анализ факторов внутренней среды ВУЗов ПФО

  СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Образовательная деятельность – широкий спектр направлений подготовки кадров; – многоуровневая реализация образовательных программ (СПО, ВПО, послевузовское образование); – наличие программ дополнительного образования, в т.ч. программ бизнес-образования; –современные разработки в области методики обучения (активные и интерактивные методы обучения); – достаточно высокий уровень подготовки выпускников. – разрыв между потребностями рынка труда региона и структурой подготовки кадров; – сравнительно небольшое число реализуемых магистерских программ; – недостаточное использование современных систем организации учебного процесса и оценки знаний студентов (модульно-рейтинговая система, кредитная система); – отсутствие совместных с зарубежными вузами программ обучения (программы двойного диплома).
Научная деятельность – широкий спектр направлений научных исследований; – наличие научных школ по ряду научных направлений; – рост объемов НИР; – сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными вузами и научными центрами. – недостаточное внедрение результатов научных исследований в реальный сектор экономики; – сравнительно низкое число цитирований публикаций ряда университетов (индекс Хирша); – устаревшая лабораторно-техническая база по ряду научных направлений; – сравнительно низкий уровень коммерциализации разработок ученых университетов.
Инновационная деятельность – наличие перспективных разработок и «заделов» в сфере организации трансфера технологий – слабая связь с потребителями инновационных услуг; – недостаточное использование механизмов коммерциализации результатов инновационной деятельности.
Кадровое обеспечение – наличие высококачественного ППС; – относительно молодой ППС. – доминирующее вовлечение ППС в образовательный процесс по сравнению с научной и инновационной деятельностью; – слабая мотивированность сотрудников в результатах своего труда.
Информационное обеспечение – обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса; – широкий доступ к информационно-библиотечным ресурсам. – относительно низкий уровень программного обеспечения потребностей образовательного процесса; – несоответствие информационных ресурсов и технологий потребностям реализации новых форм организации образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение – обеспеченность учебно-лабораторной базой; – рост инвестиций в строительство новых учебных корпусов и объектов инфраструктуры. – физический и моральный износ материально-технической базы по ряду структурных подразделений.
Социальная сфера – стабильный коллектив Вузов; – предоставление достаточно широкого спектра социальных услуг преподавателям и сотрудникам. – сравнительно низкий уровень заработной платы ППС; – уравнительная система оплаты труда многих категорий работников; – нераспространенность программ обеспечения жильем сотрудников университетов.
Система управления – сертифицированная по МС ИСО 9001: 2008 система менеджмента качества университетов; – стратегическое планирование развития университетов (использование целевых программ).   – сложность и непрозрачность структуры управления; – избыточность административно-управленческого аппарата; – дублирование ряда управленческих функций, недостаточная эффективность работы ряда подразделений.
Финансы – стабильная государственная финансовая поддержка ряда вузов; – рост поступлений от внебюджетной образовательной и научной деятельности. – недиверсифицированный портфель финансовых ресурсов; – незначительная доля в структуре доходов поступлений от инновационной деятельности; – отсутствие долгосрочного финансового планирования.

Основные усилия руководства и коллективов ВУЗов ПФО необходимо сосредоточить на развитии сильных и устранении слабых сторон вузов. Перспективные направления развития ВУЗов ПФО представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Перспективы развития ВУЗов ПФО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЬНЫХ СТОРОН МИНИМИЗАЦИЯ СЛАБЫХ СТОРОН
 осуществление подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики;  участие в комплексных целевых программах непрерывного образования;  согласованность научно-практических проектов с региональными программами субъектов РФ;  использование информационных каналов для информирования местной, региональной и федеральной общественности о достижениях и планах ВУЗов в образовательной, культурной, социальной и инновационной деятельности;  увеличение количества объектов интеллектуальной собственности.  развитие социальных контактов с заинтересованными сторонами и стратегическими партнерами;  разработка образовательных программ, сертифицированных на международном уровне;  повышение межкультурной компетентности сотрудников ВУЗов;  повышение активности в продвижении инновационных, консультационных и образовательных услуг на российский и международный рынок.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗ
 диверсификация основных образовательных и дополнительных программ (расширение сети представительств, дистанционное обучение);  поддержка администрацией городов и субъектов РФ специальностей и университетов в целом, необходимых для развития регионов;  стратегическое партнерство с стейкхолдерами;  международная сертификация образовательных программ, приложения европейского образца к дипломам;  интернационализация образования и активизация международной деятельности вузов;  расширение межвузовских связей: реализация совместных проектов, использование возможностей научной кооперации.  расширение спектра образовательных услуг в целях повышения на них платежеспособного спроса, за счет повышения уровня коммерциализации научных разработок;  повышение внебюджетного финансирования за счет привлечения финансовых средств из разных источников;  использование преимуществ нового законодательства в системе высшего образования;  повышения уровня устойчивости развития промышленных предприятий регионов.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.