Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Развитие русскоязычной психологии






1. Развитие психологии в России в дооктябрьский период. Естественнонаучная и идеалистическая традиция (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, П.П. Блонский, В.Д. Корнилов, М.Я. Басов и др.).

2. Научное творчество Л.С. Выготского.

3. Оформление психологии как науки о порождении и функционировании психического отражения в деятельности человека (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

4. Проблемы в трудах советских психологов сознания и личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев и др.); психологии развития и педагогической психологии (Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др.).

5. Предпосылки в России гуманистических идей: Л.Н. Толстой, К.Д. Кавелин, П.Ф. Каптерев, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, Г.И. Челпанов, Г.Г. Шпет; экзистенциальных идей: Ф.М. Достоевский; психологические теории Т.А. Флоренской, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка.

6. Исследования мотивации и воли в парадигме смысловой регуляции деятельности (А.Р. Лурия, Д.А. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, В.В. Столин, Д.А. Леонтьев).

7. Разработка категорий «мотив», «психика», «личность» в психологии.

Письменные задания, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ НА СЕССИИ:

1. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ:

1. Запишите значение категории «деятельность» на ваш взгляд. Отметьте, чем деятельность отличается от поведения.

1) Опросите двух человек разного возраста с целью выявления их представлений о том, что такое деятельность, чем она отличается от поведения и запишите после вашего мнения.

2) Сравните в письменной форме их представления с вашими ответами (отметьте сходства, различия; гипотезы, почему представления похожи; у кого и почему они различаются; сделайте вывод).

2. Запишите значение категории «развитие человека» на ваш взгляд.

1) Опросите двух человек разного возраста с целью выявления их представлений о том, что такое развитие человека и запишите после вашего мнения.

2) Сравните в письменной форме их представления с вашими ответами (отметьте сходства, различия; гипотезы, почему представления похожи; у кого и почему они различаются; сделайте вывод).

2. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения рекомендованной литературы 1) ВЫПИШИТЕ имена психологов, внесших заметный вклад в развитие психологических знаний в советский период (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Т.А. Флоренская, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк и др.). Добавьте каждому имени определенные понятия и идеи, характеризующие точку зрения того или иного ученого. Сопоставьте мнения разных ученых. Уметь раскрыть содержание выделенных понятий.

 

Ученые Представления ученых
           
             
             

3. ПОДГОТОВЬТЕСЬ К «ЗАЩИТЕ» одного из шести пунктов концепции Л.С. Выготского (его представленность в любой форме – слайды, рисунок, таблица, схема, загадка и т.д. и т.п., аргументы «за» и «против»). ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «… в концепции Л.С. Выготского»).

4. ВЫБЕРЕТЕ ту из русскоязычных концепций, которая вам понравилась больше всего (кажется наиболее правдоподобной, интересной и т.п.); запишите основания собственного выбора; отметьте положительные черты и недостатки соответствующей теории; подготовьтесь к «защите» выбранной концепции (ее представленность в любой форме – слайды, рисунок, таблица, схема, загадка и т.д. и т.п., аргументы «за» и «против»). ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Развитие психологических знаний в рамках русскоязычной психологии»).

5. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания «Анализ морального выбора личности и пример волевой регуляции героя из художественного произведения Ф.М. Достоевского»), анализ эмоционально-волевых процессов, обеспечивающих данное поведение. Выделить динамику смыслов, сопровождающих указанные процессы. Обоснуйте свою позицию.

6. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения материала лекций, а также рекомендованной литературы (см. электронные носители) составьте сравнительную таблицу «Теории личности». Добавьте взгляды С.Л. Франка, В. Франкла, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Т.А. Флоренской, Б.С. Братуся.

 

Название теории и автор Авторское определение личности Структура личности Этапы и детерминация развития Феномены и закономерности личностной динамики Функции личности
В. Штерн          
           

 

7. Подготовьтесь к «докладу сравнения положений о личности двух каких-либо психологов» (представленность в любой форме – слайды, рисунок, таблица, схема, загадка и т.д. и т.п., аргументы «за» и «против»). ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Категория личности в истории психологии»).

8. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания «Мой друг как личность»). Опишите своего друга, раскрыв все признаки личности.

 

Обязательные источники (ТЕЗИСНЫЕ КОНСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ НА СЕССИИ)

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – из кн. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М. МГУ, 1981. – с. 153–174.

2. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» // Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – с. 242–252.

3. Выготский, Л.С. Реальные формы социального поведения. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л. В. Куликов; под общ. ред. В. Усманова. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.

4. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия // сост. Л.В. Куликов; под общ. ред. В. Усманова. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.

5. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с. Часть Третья. МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ. 1. КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ. Параграф: Л.С. Выготский о личности.

6. Рубинштейн, С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. – С. 74–77.

7. Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. – с.16–20.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов; под общ. Ред. В. Усманова. – спб.: Питер, 2000. – 480 с. – С.11–16.

9. Леонтьев, А.Н. Мотивы, эмоции и личность. В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. – С. 41–46.

10. Ананьев, Б.Г. Структура личности. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов; под общ. Ред. В. Усманова. – спб.: Питер, 2000. – 480 с. Или Ананьев, Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности. В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. – С.22–26.

11. Мясищев, В.Н. Личность и отношения человека. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов; под общ. ред. В. Усманова. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 12. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития. В кн.: Хрестоматия по возрастной психологии. – Воронеж, 19998. – С.201–208.

13. Божович, Л.И. Этапы развития личности / Проблемы формирования личности. Избранные психологич. труды. М – Воронеж, 1997 – с. 193–244.

14. Леонтьев А.Н. Формирование личности. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов; под общ. ред. В. Усманова. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.

15. Ананьев, Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л. В. Куликов; под общ. ред. В. Усманова. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.

16. Братусь, Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. В кн.: Психология личности: хрестоматия для студентов всех форм обучения по специальности 020400 «Психология» / Сост. А.П. Васюшина, СИБУП. – Красноярск, 2003. – с. 67.

17. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности / В кн. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб, Изд-во «Питер», 2000. – с. 130–139 [или Братусь Б.С. Аномалии личности. – М. Мысль, 1988. – с. 58–59, 84–109 или Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.] Братусь, Б.С. Смысловая сфера личности. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов; под общ. ред. В. Усманова. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.

18. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора. В кн.: Психология личности: хрестоматия для студентов всех форм обучения по специальности 020400 «Психология» / Сост. А.П. Васюшина, СИБУП. – Красноярск, 2003. – с. 93.

19. Василюк, Ф.В. Психология переживания / Ф. В. Василюк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 17–47.

20. Флоренская, Т.А. Я против «Я» / Т.А. Флоренская. – М.: Знание, 1985. – 80 с.

21. Божович, Л.И. Развитие воли в онтогенезе. – Проблемы формирования личности. – М.–Воронеж, 1995. – С. 302–332.

22. Карцева, Т.Б. Личностные изменения в ситуациях значимых жизненных перемен / Т.Б. Карцева // Психологический журнал. – 1988. – Т. 9, № 5. – С. 120–128.

23. Столин, В.В. Конфликтный личностный смысл. В кн.: Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.– с. 65–76.

24. Штерн, В. Персоналистическая психология. В кн.: История зарубежной психологии (30–60 годы ХХ века): тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1986. – C. 186–198.

25. Джемс, У.. Личность. В кн.: Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 15–38 или в кн.: Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. – гл. 12.

26. Дильтей, В. Описательная психология. В кн.: История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – C. 318–346.

27. Шпрангер, Э. Два вида психологии. В кн.: История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – C. 347–361.

28. Франк, С.Л. О понятиях и задачах философской психологии / С.Л. Франк // Предмет знания. Душа человека. – Мн.: Харвест – М.: АСТ, 2000. – С. 6–31.

Обязательные учебные пособия:

1. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию» / Е.Е. Соколова. – 4-е перераб. изд. – М: Смысл, 2003. – 687 с. – Диалог 9. Диалог 10. Диалог 11.

2. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 544 с. (соответствующие разделы).

3. Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1996. – 416 с. (соответствующие разделы).

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. – т.2 – с. 149–154, 164–166, 178–181, 182–189.

4. Рубинштейн С.Л. Человек как субъект жизни. – В кн. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973. – С.351–366.

5. Реан, А.А. Самоактуализация и самотрансценденция личности. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л. В. Куликов; под общ. ред. В. Усманова. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.

6. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

7. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т.А. Флоренская. – М.: Гуманитарное изд-во Центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.

8. Бирюкевич, Е.А. Теории личности: Пособие для студ. высших учеб. заведений / Е.А. Бирюкевич. – Брест: БрГУ им. А. С. Пушкина, 2001. – C. 76–84.

9. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с. Часть Вторая. Базисные категории психологии. 6. Категория мотива.

10. Учебные пособия по психологии развития и возрастной психологии (В.С. Мухина, Г. Крайг, Е.Е. Сапогова и др.).

11. Степанов, С.С.Психология в лицах / С.С. Степанов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 384 с. (см. указатель имен).

12. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди; пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 539 с.

13. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фрейдимен. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗПАК, 2001. – 864 с.

14. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с

15. Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с.

16. Ярошевский, М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки / М.Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 1971.

Дополнительная литература (см. электронные носители) :

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т. I. – 488 с. И Т. II. – 328 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание и личность / А.Н. Леонтьев // Избранные психол. труды: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. – 320 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

4. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Москва– Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. – 356 с.

5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. [издание др. лет]. – 320 с. – Лекция 16. Личность и ее формирование.

6. Белановская, О.В. Психология личности: учеб. пособие / О.В. Белановская. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с. https://personpsy2005.narod.ru/literature/bel1.htm

7. Психология личности: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: ЭксмоПаука-Пресс, 2008. – 653 с.

8. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.