Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена открытия- стоимость ценной бумаги на момент откры­тия биржи, т.е. на начало биржевой сессии. Стоимость ценной бума­ги на момент закрытия биржи называется ценой закрытия.






СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

 

А

Аванс - денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих пла­тежей.

Авуары - средства банка в национальной валюте, ценных бу­магах и золоте, хранящиеся в зарубежных банках.

Акцептант - лицо, подписывающее вексель и берущее этим на себя обязательство уплатить по нему при наступлении срока пла­тежа.

Акциз - вид косвенного налога на товары массового потреб­ления, который включается в цену соответствующего товара или плату за услуги.

Аналог - товар, сопоставимый по своим потребительским свойствам со сравниваемым изделием, на которое устанавливается цена.

Аренда - основанное на договоре взаимное возмездное вла­дение каким-либо имуществом.

Арендная плата - сумма, выплачиваемая арендатором за пользование арендуемым имуществом. Уровень ставок арендной платы зависит от многих причин, в том числе от срока аренды, условий платежа, кредитоспособности клиента, условий эксплуатации и т.п.

Аукцион - продажа с публичного торга. Способ продажи то­варов на основе конкурса покупателей, при котором товар предвари­тельно выставляется для осмотра.

Аукцион международный - продажа с публичного междуна­родного торга. Основными предметами торга являются: пушно-меховые товары, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба и др. Для аук­ционного товара сложились свои центры аукционной торговли.

 

Б

Базис - разница между ценой товара, проданного с условием поставки в определенные сроки, и ценой этого же товара, проданно­го за наличные с условием незамедлительной поставки.

Бартерная сделка (бартер) - торговая операция по обмену оп­ределенного количества одного или нескольких товаров в обмен на эквивалентное по цене количество другого товара или товаров. Бар­терные сделки используются как во внешней, так и во внутренней торговле.

Банкнота (банковский билет) - разновидность бумажных де­нег, выпускаемых банками, имеющими разрешение государства на денежную эмиссию. Банкноты используются наравне с казначей­скими билетами в качестве средства обращения и платежа. Банкно­та по сути вексель банка, который обычно обеспечивается золотым запасом или иными активами банка (ценными бумагами, казначейс­кими билетами и т.д.).

Безработица - превышение объема предложения над объемом спроса на рынке труда.

Бизнес - дело, занятие, предпринимательство, направленное на получение прибыли.

Биржа валютная - особый вид рынка, на котором товаром выступают валюты стран, участвующих в торгах. Способствует сво­бодному перемещению валют, установлению их рыночного (бирже­вого) курса.

Биржа фондовая - рынок, на котором происходит торговля цен­ными бумагами.

Биржевой курс - стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже.

Брутто - масса товара с упаковкой.

 

В

Валюта - 1) денежная единица данной страны; 2) денежные знаки иностранных государств; 3) международные счетные едини­цы и платежные средства (евро и др.). Роль всеобщего эквивалента выполняет золото.

Валютный курс - цена денежной единицы одной страны, вы­раженная в денежной единице другой страны. Определяется их по­купательной способностью и рядом других факторов (состоянием платежного баланса, уровнем инфляции и пр.).

Варрант - свидетельство, выдаваемое товарным складом о при­еме товара на хранение. Дает его владельцу право получить заем под залог указанного в варранте товара.

Взвинчивание цен - несоразмерное поднятие, увеличение цен.

Виза - 1) подпись должностного лица на каком-либо документе, означающая согласие этого лица с содержанием документа; 2) разре­шение на въезд данного лица на территорию другого государства.

Внешний долг (государственный) - общая сумма задолжен­ности государства по непогашенным внешним займам и невыпла­ченным по ним процентам.

Вторичные ресурсы - отходы производства, которые могут быть повторно использованы.

Выручка - сумма денег, полученная от продажи товара.

 

Г

Гарантирование цен - установление государственными орга­нами единой гарантированной для всех производителей цены, по которой закупается данный вид товара.

География цен - дифференциация цен и тарифов на базе ре­гиональных различий.

Гибкость цены - величина, обратная эластичности.

Государственное регулирование - форма целенаправленного воздействия государства на экономику с целью обеспечения или под­держания ее функционирования в заданном режиме.

Государственный бюджет - ежегодная смета доходов и расходов государства; инструмент перераспределения национального дохода.

 

Д

Девальвация рубля - официальное снижение курса рубля по отношению к иностранным валютам.

Декларирование цен - один из методов государственного ре­гулирования цен; осуществляется путем сообщения в органы цено­образования о повышении цен с соответствующей мотивацией и каль­куляцией.

Демпинг - экспорт товаров по ценам, значительно более низ­ким, чем они установлены внутри страны или на мировом рынке.

Денежные знаки - виды денег, участвующих в обращении. Но­миналы денежных знаков устанавливаются с учетом рационального обеспечения наличных расчетов, платежей.

Денежное обращение - движение денег в наличной и безна­личной формах, обслуживающее оборот товаров, а также нетовар­ные платежи и расчеты.

Депозит - денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения (банки).

Депонировать - отдавать на хранение, делать взнос, вклад (де­позит).

Дизайн - комплексная деятельность, интегрирующая в себе эле­менты конструирования и художественного замысла.

Динамика цен - изменение уровней и соотношений цен (тари­фов) товаров и услуг во времени.

Диспач - вознаграждение (премия), выплачиваемая судовладель­цем грузовладельцу (фрахтователю) за досрочное окончание послед­ним погрузки и выгрузки судна.

Диспаша - расчет убытков по общей аварии и распределение их между сторонами, участвующими в организации рейса (фрахто­вателем, судовладельцем, фрахтовщиком).

Диспонент - уполномоченный по делам фирмы, распорядитель, управляющий.

Дистрибьютор - фирма-импортер (или иная посредническая фирма), организующая сбытовую деятельность в стране (регионе).

Дисциплина цен - соблюдение требований нормативных доку­ментов, регламентирующих порядок и правила ценообразования.

Дотация - отрицательный налог; государственное пособие (доп­лата), выдаваемое в безвозвратном порядке для компенсации превы­шения расходов над доходами предприятий и организаций.

Доход - сумма денег, полученная за определенный период вре­мени.

 

Ж

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - период времени от разра­ботки до снятия товара с производства.

 

Заменяемые (взаимозаменяемые) продукты - товары, удовлет­воряющие одну потребность и способные заменить при этом друг друга.

Заработная плата - денежное вознаграждение за труд.

Зачет - уменьшение цен за участие в осуществлении какой-либо программы.

Золотое обеспечение - запас золота в центральном банке стра­ны для покрытия банкнотной эмиссии.

Золотой запас - резервный фонд золота в слитках и монетах, принадлежащий центральному банку.

Зонтик цен - поддержание цен на определенном уровне, уста­новленном фирмой-лидером в данной отрасли производства или тор­говли; «зонтик цен» обычно поддерживается большинством пред­приятий данной отрасли. Методы такой поддержки различны, наи­более распространенным из них является регулирование основны­ми производителями отрасли своих объемов предложения таким образом, чтобы обеспечить устойчивость цены лидера.

 

И

Имидж - представление покупателей о престиже фирмы, каче­стве изготовленных ею товаров и оказываемых услуг, репутации ру­ководителей.

Импорт - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внут­реннем рынке ввозящей страны.

Инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей (денежные средства, целевые банковские кредиты, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество и др.), вкладываемых в объекты различных отраслей экономики в целях по­лучения прибыли.

Инвестор - юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных, заемных или иных привлеченных имущественных и интеллектуальных ценнос­тей в инвестиционный проект.

Индекс - относительный показатель, используемый для изме­рения динамики экономических явлений и процессов.

Индекс Доу-Джонса - средний показатель изменения курсов акций группы крупнейших компаний США.

Индекс потребительских цен (индекс стоимости жизни) - показатель изменения стоимости потребительской корзины.

Инжиниринг - одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное назначение которой со­стоит в предоставлении услуг по доведению научно-исследователь­ских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства.

Инкассация - процесс сбора наличных денег в кассах предпри­ятий и доставка их в кассы банков или предприятий связи.

Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленные повышением их качества. Инфляция связана прежде всего с переполнением каналов денежно­го обращения, избыточной денежной массой при отсутствии адек­ватного увеличения товарного предложения.

Инфраструктура рыночная - комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению товаров от производителей к потребителям (транспорт, снабжение, сбыт, торговля и т.д.). Развитая рыночная инфраструктура создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.

Ипотечный кредит - кредит, предоставляемый под залог недвижимости.

 

К

Качество продукции - совокупность свойств товара, обуслав­ливающих его пригодность для удовлетворения определенных по­требностей.

Клиринг - система безналичных расчетов за товары и услуги, базирующаяся на зачете взаимных требований и обязательств.

Конкуренция - соперничество, состязательность между това­ропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные усло­вия производства и сбыта товаров, экономическое соревнование меж­ду фирмами.

Конкурентоспособность - сравнительная характеристика по­требительских и стоимостных параметров данного товара по отно­шению к товару-конкуренту, способность выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными товарами и услугами других произво­дителей. Уровень конкурентоспособности определяется ценой и по­требительскими свойствами товара.

Коносамент - расписка, выдаваемая судовладельцем (капита­ном судна или агентом морского транспортного предприятия) грузо­отправителю и удостоверяющая принятие груза к перевозке.

Контрабанда - перемещение через государственную границу ценностей и иных предметов, ввоз которых на территорию государ­ства или вывоз которых за его пределы воспрещен.

Контрольный пакет акций - доля акций, необходимая для ус­тановления полного контроля над деятельностью акционерного об­щества. Теоретически контрольный пакет акций должен составлять более 50 % акционерного капитала. Однако вследствие того, что мелкие держатели акций участия в управлении акционерным обще­ством не принимают, для практического контроля над деятельнос­тью акционерной компании достаточно 20-30 %, а в отдельных слу­чаях 5-6 % акционерного капитала.

Конъюнктура - сложившаяся на рынке экономическая ситуа­ция; она характеризуется непостоянством, изменчивостью, частыми колебаниями, противоречивостью. Изучение конъюнктуры осуще­ствляется с помощью показателей, характеризующих данные о про­мышленном производстве, динамике капиталовложений, изменении спроса и потребления, международной торговле, ценах. Изучение конъ­юнктуры производится с целью ее прогнозирования (на 1-1, 5 года).

Котирование цен - публичное предложение цен покупателем и продавцом на бирже с их последующей регистрацией; необходимо для проведения расчетов по сделкам; обеспечивает открытость и поддержание конкурентных условий торговли.

Кредит - экономические отношения, обусловленные формиро­ванием и использованием временно свободных денежных средств. Временная передача другому лицу денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности в виде процента за пользова­ние кредитом. В хозяйственной практике используются две основ­ные формы кредита: банковский и коммерческий.

Курс ценных бумаг - цена, по которой продаются и покупают­ся ценные бумаги, она зависит от соотношения спроса и предложе­ния; различного рода экономические, политические, психологичес­кие и другие факторы могут вносить элементы непредсказуемости в развитие конъюнктуры на рынке ценных бумаг.

 

Л

Лесные подати (таксы) - плата, взимаемая за древесину на кор­ню, недревесные ресурсы леса и другие виды пользования лесом (охотоводство, туризм и пр.).

Лизинг - сдача в аренду различных видов технических средств. Осуществляется в рамках трехсторонней сделки: лизинговая фирма (арендодатель) приобретает у изготовителя (владельца) имущество по выбору клиента (арендатора), которое и передается в распоряже­ние (аренду) последнему.

Ликвидность - мобильность активов предприятий, предостав­ляющая им возможность беспрепятственного осуществления плате­жей по кредитам и иным финансовым средствам.

Лицензионная торговля - экспортно-импортные операции с ли­цензиями на изобретения, патентами, ноу-хау, товарными знаками и т.д.

Локо - условие сделки, означающее, что цена, назначаемая про­давцом за товар, не включает начислений, связанных с дальнейшей транспортировкой товара.

 

М

Масштаб цен - весовое количество металла (золота), принятое в стране в качестве денежной единицы. Денежной единицей России является рубль. Официальное соотношение между рублем и золо­том не устанавливается.

Менеджмент производственный - управление производством в целях повышения его эффективности и роста прибыли.

Местные налоги - налоги, установленные местными органами власти и поступающие в местный бюджет.

Модель ценообразования - модель, отражающая механизм фор­мирования цен.

Мониторинг - комплекс наблюдений и исследований, опреде­ляющих изменения в окружающей среде, вызываемое деятельнос­тью человека.

Монополия (моно + полия) - один продавец.

Монопсония (моно + псония) - один покупатель.

 

Н

Надбавка к цене - надбавка, устанавливаемая в зависимости от особых требований покупателя, в частности при выполнении спе­циального, индивидуального заказа, за повышенное качество това­ра, предоставление дополнительных сервисных услуг, рассрочку пла­тежа и т.д.

Налоги - форма платежа, взимаемого с дохода или имущества юридических и физических лиц, характеризующаяся обязательнос­тью, регламентацией размеров и сроков внесения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Косвен­ные налоги - это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф.

Налоговая ставка - величина налога, уплачиваемая с единицы объекта налогообложения.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством.

Налоговые санкции - воздействие налоговых органов на плателыциков налогов, не соблюдающих действующего законодатель­ства о налогообложении.

Наценка торговая - наценка к цене товара при его реализации, необходимая для покрытия затрат и получения прибыли.

Нетто – масса товара без упаковки.

Неустойка - сумма, которую должник обязан уплатить креди­тору в случае неисполнения или некачественного исполнения обяза­тельства.

Неценовая конкуренция - соперничество вне маневрирования ценами (повышение качества продукции, овладение передовой тех­нологией и т.п.).

Новация (обновление) - соглашение сторон о замене одного заключенного ими соглашения другим, т.е. новым обязательством.

Номинал - нарицательная стоимость; цена товара, указанная в прейскуранте, ценнике или на самом товаре.

Нормативно-параметрический метод ценообразования - ме­тод построения цен на продукцию, образующую параметрический ряд в основе которого лежат математические зависимости между ценами и параметрами продукции.

 

О

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение вла­дельцем денежных средств и подтверждающая обязательство воз­местить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в пре­дусмотренный в ней срок и других предусмотренных обязательств (процентный доход, погашение займов, приобретение товаров и др.). Отличается от акции также тем, что размер дохода меняется в зави­симости от доходности предприятия.

Олигополия (олнго + полия) - несколько продавцов.

Оптовая торговля - закупка и продажа товаров крупными партиями.

Опцион - вид сделки, заключаемой между двумя участниками рынка ценных бумаг.

Ошибки в ценообразовании - огрехи в процессе формирова­ния цен (отсутствие гибкости цен, недооценка рыночных условий, ориентация на учет затрат и др.).

 

П

Пеня - вид неустойки, представляющий собой санкцию за несвое­временное выполнение обязательств (платежей). Исчисляется за каж­дый день просрочки в процентах к подлежащей к оплате сумме.

Покупательная способность денег - способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и ус­луг; выражает наполненность денежной единицы в обороте массой товаров и услуг при данном уровне цен и тарифов. Исчисляется в виде индекса, обратного индексу цен. Зависит в основном от сто­имости и цен, обслуживаемой ею товарной массы и структуры това­рооборота.

Полезность - удовлетворение, получаемое от потребления бла­га; предельная полезность - увеличение общей полезности, вызван­ное потреблением дополнительной единицы продукта.

Потребительская корзина - набор товаров, соответствующий некоторому стандартному уровню потребления и используемый при расчете индекса стоимости жизни.

Потребительские свойства товара - совокупность свойств то­вара (технических, эргономических, эстетических, экологических и др.), которые обеспечивают покупателю удовлетворение его потреб­ностей.

Пошлины таможенные -денежный сбор, взимаемый таможен­ными органами с товаров при пересечении ими границы страны.

Предельные цены - высшая (или низшая) шкала договорной цены.

Предприятие - самостоятельная хозяйственная единица, создан­ная для производства продукции, выполнения работ и оказания ус­луг в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.

Преференции - предпочтительные, особо льготные таможен­ные пошлины, устанавливаемые государством в отношении части или всех ввозимых в страну товаров отдельных стран или групп стран.

Прибыль - превышение доходов над расходами; разность между выручкой и затратами; экономические отношения, связанные с форми­рованием средств, направляемых на расширение воспроизводства.

Простые проценты - форма образования дохода на процент, при которой доход за равные последовательные промежутки време­ни начисляется в размере определенной доли от начальной суммы вклада.

Процент (ссудный) - плата, получаемая кредитором от заем­щика за пользование отданными в ссуду деньгами.

 

Р

Рабат - скидка с цены товара, предоставляемая при закупке то­вара крупными партиями.

Разнобой цен - необоснованные различия в ценах на одни и те же услуги и товары.

Ревальвация - официальное повышение золотого содержания национальной валюты или повышение ее валютного курса.

Рекламация - заявление (жалоба) по поводу ненадлежащего ка­чества или сортности поставляемой продукции или выполненных работ, содержащее требование об устранении обнаруженных дефек­тов, снижении цены или возмещении убытков.

Риск в предпринимательстве - вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления наме­чавшегося события.

Рынок - сфера товарного обмена. Различают рынок товаров, услуг, капитала (инвестиций), рабочей силы, ценных бумаг и др.

Рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействия трех основных элементов: предложения, спроса и цены.

 

С

Себестоимость - экономические отношения по поводу форми­рования средств, используемых на простое воспроизводство. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выражен­ные в денежной форме.

Сегментация рынка - дифференцированный подход к иссле­дованию или различного рода воздействиям (включая рекламное) на покупателя в зависимости от его социальных, возрастных, обра­зовательных и других особенностей.

Сегмент рынка - совокупность покупателей, предъявляющих одинаковые требования к потребительским свойствам и цене товара.

Сертификат - удостоверение, свидетельство.

Скидки дилерские - скидки, предоставляемые производителя­ми своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов и некоторых видов стандартного оборудования. Составляют в среднем 15-20 % розничной цены.

Скидки за объем покупаемого товара - соразмерное умень­шение цены для покупателей, закупающих большое количество ана­логичного товара. Обычно скидка предоставляется в процентах к об­щей стоимости или цене установленного объема поставки, напри­мер, 10 % скидки при закупке свыше 1000 шт.

Скидки за оборот, бонусная скидка - скидка, предоставляе­мая постоянным покупателям на основании специальной доверен­ности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного сро­ка (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-30 % оборота, а по сырьевым и сельскохозяйственным товарам они обычно исчисляются несколькими процентами.

Скидки за платеж наличными - уменьшение цены для поку­пателей, которые оперативно оплачивают счета наличными средства­ми. Покупатель, расплачивающийся в течение 10 дней, получает, например, 2-3 %-ое снижение от суммы платежа.

Скидки-зачеты - различные виды скидок с цены. Например, товарный зачет - уменьшение цены нового товара при условии сда­чи старого. Товарообменный зачет наиболее часто применяется при продаже автомобилей и некоторых товаров длительного пользования.

Скидки при продаже оборудования, бывшего в употребле­нии - скидки на подержанное оборудование, составляющие порой 50 % и более от первоначальной цены товара.

Скидки прогрессивные - скидки за качество или серийность предоставляются покупателю при условии покупки им заранее оп­ределенного и увеличивающегося в количестве товара.

Скидки сезонные - скидки, предоставляемые покупателям за покупку товара или услуги вне периода активного сезона. Напри­мер, скидки розничным торговцам лыж весной и летом; скидки пас­сажирам на авиационные билеты в период, спада перевозок и др.

Скидки скрытые - скидки, предоставляемые покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, пу­тем оказания бесплатных услуг и т.д.

Скидки специальные - скидки, предоставляемые специальным покупателям, в заказах которых особенно заинтересованы продавцы (пробные партии заказов, регулярность и устойчивость заказов и т.п.).

Скидки экспортные - скидки, предоставляемые продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Их цель - повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

 

Т

Таксация - оценка леса.

Таможенная политика - целенаправленная деятельность госу­дарства, устанавливающая определенный режим таможенного на­логообложения на импортируемые товары.

Тариф - разновидность цены, плата за различные услуги произ­водственного и непроизводственного характера.

Тариф автомобильный - тариф на оплату перевозок автотран­спортом.

Тариф автономный -таможенный тариф, вводимый в действие государством односторонне (без какой-либо договоренности с дру­гими государствами).

Тариф двухставочный - тариф за доступ к услуге (в виде фик­сированной суммы) и тариф за каждую потребляемую услугу.

Тариф железнодорожный - тариф на оплату перевозок желез­нодорожным транспортом.

Тариф одноставочный - тариф с одинаковой ставкой за потреб­ляемую услугу.

Тариф связи - цена на услуги предприятий связи.

Тариф страховой - ставка платежей по страхованию.

Тариф таможенный - свод ставок таможенных пошлин, систе­матизированный по группам товаров.

Тариф тарный - ставка платы, применяемая при перевозке по­рожней тары.

Тариф транспортный - цена на перевозки грузов и людей, а также погрузо-разгрузочные работы (формируется по виду транс­порта).

Тарификация - установление тарифа на выполнение услуг.

Товар - продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена.

Товарный знак - допускаемые законом изображения или сим­волы, которые помещаются на товар (или упаковке) для их индиви­дуализации у потребителя.

Товары дополняемые - товары, которые совместно удовлетво­ряют одну потребность. См. Заменяемые (взаимозаменяемые) про­дукты.

 

У

Убыток - превышение расходов над доходами. Потери пред­приятия, организации, выражаемые в денежной форме.

Уровень жизни - совокупность условий жизни, труда и быта людей, достигнутая в данном обществе при удовлетворении разнооб­разных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных).

 

Ф

ФАК - условие, предполагающее обязанность продавца нести все издержки по доставке товара к борту судна.

Фиксация цен - сохранение цен на товары, услуги, ценные бу­маги на определенном стабильном уровне.

Финансы - экономические отношения, связанные с формиро­ванием фондов денежных средств и их движением.

ФОР - условие отгрузки товаров, согласно которому в стоимость товара включаются расходы по его доставке до железнодорожной станции.

Франко-вагон - условие, по которому продавец обязан арендо­вать вагон и погрузить в него проданный товар.

Фрахт - установленная плата, которую фрахтователь (отправи­тель) обязан уплатить судовладельцу за перевозку груза.

Функция цены балансирующая - установление рыночного рав­новесия между спросом и предложением посредством цен.

Функция цены измерительная - учет в цене затрат на произ­водство и реализацию товара.

Функция цены информационная - представление информа­ции об уровне цен для принятия хозяйственных решений.

Функция цены распределительная - распределение доходов посредством цен.

Функция цены стимулирующая - ориентация предприятий на применение наиболее экономичных методов производства и рацио­нальное использование ресурсов.

 

X

Холдинг - вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля над их деятельностью и получения до­ходов в виде дивидендов.

Ц

Цена аукционная - цена, формирующаяся при продаже товара на аукционе; максимальная цена, предложенная за данный товар на аукционе.

Цена базисная - 1) цена товара стандартного качества, на осно­ве которой определяется цена товара более высокого или более низ­кого качества; 2) база, точка отсчета при определении индекса цен в международной торговле, в том числе и по отдельным группам това- ров. Базисные цены публикуются в международной и национальной внешнеторговой статистике, периодических изданиях ООН.

Цена безубыточности - цена товара, при которой производи­тель может покрывать свои издержки; цена, равная издержкам про­изводства.

Цена биржевая - цена, устанавливающаяся в результате бир­жевых торгов.

Цена брутто - цена, определяемая с учетом условий купли -продажи.

Цена валовая - цена, включающая стоимость перевозки, стра­хования и другие расходы.

Цена влекущая - пониженная цена на недорогие товары, име­ющая целью привлечь покупателя в магазин, где он может приобре­сти покупки других товаров по более высокой цене.

Цена гибкая - цена, быстро реагирующая на изменение соот­ношения спроса и предложения на рынке.

Цена государственная - цена, устанавливаемая государствен­ными органами.

Цена демпинговая - экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке (на 20 % и более) или ниже мировой цены (на 8 % и более).

Цена дискриминационная - разные цены на одинаковый то­вар, устанавливаемые одним продавцом.

Цена договорная - цена по договоренности сторон (произво­дителя и заказчика продукции) в контракте; цена, удовлетворяющая продавца и покупателя.

Цена долговременная - цена, устанавливаемая на товары мас­сового спроса. Эта цена не подвержена изменениям на протяжении длительного времени, однако в зависимости от рыночной конъюн­ктуры могут вноситься изменения в изделия (уменьшается их раз­мер (вес), незначительно ухудшается качество) при сохранении цены.

Цена закупочная - цена, по которой государство осуществляет приобретение сельскохозяйственных продуктов, других видов това­ров у производителей для государственных нужд, в целях поддержа­ния сельскохозяйственного производства.

Цена земли - капитализированная земельная рента, с учетом спроса и предложения.

Цена иска - денежное выражение имущественных требований, заявленных истцом в суде или арбитражном суде.

Цена КАФ - цена франко по договоренности с покупателем, не включающая расходы на страхование груза.

Цена капитала - смысл термина состоит в том, что обслужива­ние того или иного источника обходится предприятию не одинако­во. Каждый источник финансирования имеет свою цену. Цена капи­тала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяю­щего не оказаться в убытке.

Цена консалтинговых услуг - величина оплаты за консульта­ционные услуги.

Цена контрагентная - цена, фиксируемая в контракте.

Цена лимитная - верхний предел цены на данный вид продук­ции; обычно устанавливается до и (или) в процессе разработки про­дукции.

Цена льготная - цена, устанавливаемая на пониженном уровне в целях стимулирования сбыта определенных видов продукции на отдельных товарных рынках или рыночных сегментах (для отдель­ных групп покупателей).

Цена мировая - денежное выражение стоимости и потребитель­ной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.

Цена монопольная - цена, устанавливаемая на рынке монопо­листами в целях извлечения сверхприбыли.

Цена на изделия, снятые с производства - цена, ориентиро­ванная на ограниченный круг потребителей. В данном случае цена обычно выше, чем на обычные товары.

Цена назначенная - цена, формируемая не на рынке, а назна­ченная предпринимателями (например, контролируемая картелем) или государством.

Цена начальная - минимальная (иногда максимальная) цена партии товара, предлагаемого к продаже на аукционе; устанавлива­ется владельцем товара.

Цена нетто - цена на месте купли - продажи.

Цена ноу-хау - показатель, аналогичный по своей природе и формам оплаты цене лицензии.

Цена облагаемая - цена, по которой товар облагается пошлиной.

Цена образования - цена потребительской услуги; рассчиты­вается на основе себестоимости с добавлением прибыли.

Цена оптовая - цена товара, продаваемого крупными партия­ми. Обычно оптовые цены ниже рыночных благодаря экономии на торговых издержках.

Цена открытия- стоимость ценной бумаги на момент откры­тия биржи, т.е. на начало биржевой сессии. Стоимость ценной бума­ги на момент закрытия биржи называется ценой закрытия.

Цена относительная - цена товара или услуги, определяемая в виде отношения к цене другого, базисного товара (услуги).

Цена паушальная - цена всего количества товара вне зависи­мости от сорта, качества.

Цена подвижная - цена, зафиксированная при заключении кон­тракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если ры­ночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в контракт вносятся соответствую­щие ценовые оговорки.

Цена предложения - цена, которая указывается в оферте (офи­циальном предложении продавца (без скидок)).

Цена предельная - цена, выше которой предприятие не может установить цену своей продукции или услуг.

Цена поясная - цена, дифференцированная с учетом географи­ческого положения места сделки; цена одного и того же товара, ха­рактерная для ряда регионов.

Цена прейскурантная - цена на продукцию, товары, услуги, зафиксированная в прейскуранте.

Цена престижная - цена, устанавливаемая на изделия очень высо­кого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами. Цена производства - часть цены товара, обусловленная издер­жками производства, равная сумме издержек производства и прибы­ли производителя (без включения издержек обращения).

Цена равновесная - цена, при которой объем спроса совпадает с объемом предложения.

Цена разовая - цена на продукцию производственно-техничес­кого назначения, изготавливаемую по разовому заказу.

Цена расчетная - цена, применяемая в контрактах на нестан­дартное оборудование, производимое, как правило, по индивидуаль­ным заказам.

Цена розничная - цена на товар, продаваемый в личное потребле­ние в малых, единичных количествах; цена товара в розничной торговле.

Цена рыночная - цена, по которой товар распределяется на рынке.

Цена сдаточная - цена на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую государству госсельхозпредприятиями.

Цена сезонная - цена, меняющаяся в зависимости от времени года (сезонные колебания цен).

Цена сегмента рынка - цена, устанавливаемая примерно на одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различным соци­альным группам населения с неодинаковым уровнем доходов по раз­личным ценам.

Цена СИФ - цена, в которую включены расходы продавца вплоть до доставки товара покупателю.

Цена скользящая - цена, устанавливаемая в зависимости от спроса и предложения и постепенно снижающаяся по мере насыще­ния рынка (особенно оптовая цена, розничная же цена может быть относительно стабильной).

Цена спроса - цена, которая складывается на рынке покупателя.

Цена справочная - цена, публикуемая в различных печатных изданиях (газеты, журналы, бюллетени, каталоги, прейскуранты).

Цена «СПОТ» - цена, по которой товар продается с немедлен­ной оплатой.

Цена ступенчатая - цена на товар серийного выпуска, после­довательно снижающаяся по мере роста производства, снижения се­бестоимости и морального старения.

Цена твердая - цена, устанавливаемая в момент подписания контракта; не подлежит изменению в течение всего срока его дей­ствия и не зависит от сроков и порядка поставки товарной партии.

Цена трансфертная - внутрифирменная цена, применяемая в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций; как правило, конфиденциальна.

Цена уторговывания - цена, возникающая в результате пере­говоров, в ходе которых покупатель стремится снизить первоначально назначенную продавцом цену, используя тактические и психологи­ческие приемы, чем добивается снижения цены.

Цена фактурная - цена, указываемая в счете (фактуре) на по­ставленный товар.

Цена ФАС - (франко-вдоль борта судна) - цена товара, исчис­ляемая с учетом транспортных расходов отправителя, доставляющего товар до пункта погрузки на транспортное судно.

Цена фиксированная - цена, которая не подлежит изменению; устанавливается, как правило, государством.

Цена ФОБ (франко-борт) - цена товара, исчисляемая с учетом транспортных расходов отправителя по доставке товара на транс­портное средство.

Цена франко - цена товара, определяемая с учетом возмеще­ния транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанно­го после слова «франко» (например, цена франко-вагон, цена франко-склад получателя и т.д.).

Ценовая война - конкуренция между двумя или более фирма­ми одной отрасли, стремящимися повысить свою рыночную долю путем снижения цен на продукцию.

Ценовая поддержка - минимальная цена, гарантируемая госу­дарственными органами производителям (чаще фермерам). Если цена на рынке падает ниже этого уровня, правительство компенсирует разницу.

Цена эластичная - цена, быстро реагирующая на изменение соотношение спроса и предложения товаров.

Ценовая эластичность - эластичность спроса или предложе­ния по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложе­ния) на изменение цены. Отличают эластичность дуговую, измеряе­мую как среднюю на дуге кривой спроса и предложения, и точеч­ную, измеряемую в точке кривой.

Ценовой сквиз - картельное снижение цены до минимума, ве­дущее к устранению конкурентов, но сохраняющее прибыльность операций для участников картеля.

Ценовое соглашение - контракт (договор), имеющий юриди­ческую силу, в котором фиксируется цена на товар.

Ценовой потолок - законодательно установленный максималь­ный уровень цен на товары и услуги.

Ценообразование - процесс формирования цен, их уровней, структуры и динамики.

Ценообразование географическое - ценообразование на това­ры и услуги, основанное на различном месторасположении произ­водителей и потребителей продукции.

Ценообразование грабительское - незаконная деятельность продавцов, продающих.

Ценообразование государственное - установление цен госу­дарственными органами.

Ценообразование затратное - ценообразование, в основе кото­рого лежат затраты предприятия на производство и реализацию товара.

Ценообразование мошенническое - провозглашение, что то­вар продается по ценам более низким, чем на самом деле.

Ценообразование на основе конкуренции - метод ценообра­зования, определяющий цену товара исходя из цен, устанавливае­мых конкурентами.

Ценообразование на основе полных затрат - метод ценообра­зования на товары с учетом полных затрат на их производство (по­стоянных и переменных издержек).

Ценообразование рыночное - ценообразование, базирующее­ся на взаимодействии спроса и предложения.

Ценообразование ценностное - ценообразование, в основе ко­торого лежит ценность товара, за которую покупатель готов платить.

 

Ч

Чек - 1) специальный документ, содержащий письменное рас­поряжение банку выдать (перечислить) указанную в нем сумму де­нег с текущего счета лица, подписавшего чек; 2) талон из кассы с обозначением суммы, которую необходимо оплатить.

Черный рынок - совокупность отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, складывающихся в нарушение дей­ствующего законодательства.

 

Ш

Штраф - взыскание в денежной форме, накладываемое на юри­дическое лицо за нарушение им договорных обязательств и законо­дательства. Различают экономический и административный штра­фы.

 

Э

Экспорт - вывоз товара, капитала и услуг за границу для их реализации на внешних рынках в целях получения иностранной ва­люты.

Эмблема - часть товарной марки, которую легко визуально опо­знать (символ, изображение, рисунок, специальное шрифтовое офор­мление).

Эмиссия денег - выпуск в обращение денежных знаков во всех формах; ведет к увеличению денежной массы в обороте.

Эргономика - научная дисциплина, изучающая трудовые про­цессы в целях создания человеку оптимальных условий труда.

 

Я

Ярмарка - выставка образцов товаров, действующая в течение определенного периода времени в одном и том же месте. Во время ее проведения заключаются торговые сделки и проводится распро­дажа товаров.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.