Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ формирования себестоимости продукции на предприятии






Сегодня ОАО " Кемеровохлеб" является основным поставщиком хлебобулочных и кондитерских изделий для жителей областного центра Кузбасса. Предприятие включает в себя четыре хлебозавода: №1, 2, 3, 4, рынок " Ирень" в п. Кедровка и полимерное производство " ДизайнПак".

Для всех коммерческих организаций основной целью деятельности является извлечение максимально возможной величины прибыли при существующих возможностях. Одним из направлений увеличения прибыли предприятия является минимизация издержек производства. Поэтому следует рассмотреть, каким образом в организации отражен учет затрат.

В ОАО «Кемеровохлеб» затраты учитываются при помощи управленческого учета.

В основе данного метода лежат технически обоснованные расчетные величины затрат материальных и денежных ресурсов на единицу работ, услуг, затрат рабочего времени. Нормы производственных затрат являются отражением технического и организационного уровня развития организации, влияют на ее экономику и на конечный результат деятельности.

Достоинство текущих нормативов очевидно. При сопоставлении фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами осуществляется анализ хозяйственной деятельности организации, выявляются внутрипроизводственные резервы, намечаются пути их использования, разрабатываются новые нормативы затрат на следующий отчетный период. В связи с этим в организации учитывают изменения текущих норм затрат на единицу продукции. Они могут изменяться при внедрении новой технологии, реализации рационализаторских предложений, организационно-технических мероприятий, а также при повышении производительности.

Управленческий учет является обеспечением оперативности и возможности предварительного контроля затрат, и, по существу, удовлетворяет все требования к выпуску продукции, что обуславливает назначение учетной информации и ее важность. Управленческий учет соответствует широко применяемой на Западе системе «стандарт-кост», которая состоит из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов и разработанных на их основе стандартных калькуляций. Сумма фактических затрат подразделяется на стандарты и отклонения от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления этим процессом. Эта информация носит внутренний характер и не подлежит публикации. Поэтому для анализа формирования себестоимости используются такие отчетные документы, как «Отчет о финансовых результатах» (форма №2), «Отчет о движении денежных средств» (форма 4), Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности и Годовой отчет за 2014г. ОАО «Кемеровохлеб».

Фактическая себестоимость готовой продукции рассчитывается только пo окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется в ОАО «Кемеровохлеб» по плановой (нормативной) производственной себестоимости.

В конце месяца плановая себестоимость доводится до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно - экономия или обычной записью - перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца. При организации бухгалтерского учета в данном случае используется дополнительный инструмент для аккумулирования оборотов по плановым величинам затрат (счет 40 «Выпуск продукции»), что закреплено в учетной политике предприятия.

Затраты на производство учитываются на счете 20 «Основное производство» с аналитическим учетом по, видам затрат на производство, подразделениям.

К прямым расходам, связанным с производством и реализацией товаров собственного производства, а также выполнением работ и оказанием услуг относятся: сырье, заработная плата рабочих основного производства, амортизация оборудования, задействованного непосредственно в процессе основного производства.

Общепроизводственные затраты учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и в конце месяца списываются на счет 20 «Основное производство» с распределением затрат по подразделениям.

К общепроизводственным расходам, связанным с производством и реализацией товаров собственного производства, а также выполнением работ и оказанием услуг относятся:

Распределение общепроизводственных расходов, учитываемых по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» осуществляется пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг).

Управленческие расходы, учитываемые по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода списываются в дебет счета 20 «Основное производство».

Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

Стоимость покупных товаров в бухгалтерском учете формируется исходя из расходов на их приобретение. Транспортные расходы по доставке товаров учитываются отдельно на счете 41 «Товары для перепродажи».

При исчислении полной себестоимости и составлении отчетных калькуляций расходы на продажу относятся на себестоимость отдельных видов продукции. При этом расходы на упаковку и транспортировку включаются в себестоимость прямым путем на основе первичных документов. При невозможности прямого отнесения они распределяются косвенным путем. В качестве базы распределения используется производственная себестоимость, что закреплено в учетной политике организации. Все остальные расходы на продажу распределяются между соответствующими видами продукции косвенным путем пропорционально той же базе, что и расходы на упаковку и транспортировку.

По учетной политике данной организации расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем. Все остальные коммерческие расходы (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

При составлении отчетных калькуляций определяется полная себестоимость выпущенной продукции, поэтому коммерческие расходы распределяются непосредственно по отдельным видам продукции путем прямого учета.

За отчетный год акционерным обществом выработано 17, 5 тыс. тонн продукции на сумму 45719 тыс. руб., что на 48% больше, чем в предыдущем - 30890 тыс. руб. Это является благоприятной тенденцией для эффективности деятельности предприятия. При этом необходимо учитывать, что в 2014г. произошло также снижение затрат на сырье, материалы, работы и услуги: значение данного показателя составило 22308 тыс. руб., по сравнению со значением той же статьи затрат в 2013г. – 31752 тыс. руб., что на 30% меньше суммы базисного периода.

Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности, и в отчете о прибылях и убытках не отражаются. При составлении отчетных калькуляций определяется полная себестоимость выпущенной продукции, поэтому коммерческие расходы распределяются непосредственно по отдельным видам продукции путем прямого учета.

Сумма расходов, связанных с реализацией, в 2014г. составила 39 832 тыс. руб. (без НДС), в 2013г. - 45 553 тыс. руб., следовательно, произошло снижение данной статьи расходов на 13%. Причинами этого являются рост объема товарооборота и доли мелкооптового оборота в его составе, увеличение в структуре товарооборота удельного веса менее издержкоемких товаров.

В связи с отсутствием информации о ценах и себестоимости отдельных видов продукции, но с использованием вышеприведенной информации можно рассчитать затраты на 1 руб. себестоимости продукции:

 

Таблица 8

 

Расчет себестоимости на 1. руб товарной продукции, в тыс. руб

 

Показатель     Изменение
Абсолют. Относит.
         
Себестоимость     -9167 78%
Расходы на реализацию 45 553 39 832 -5721 87%
Товарная продукция       148%
Затраты на 1руб тов. пр. (на весь состав) 1, 343347 0, 707124 -0, 63622 53%
Уровень расходов по общему уровню 1, 474684 0, 871235 -0, 60345 59%

 

Как видно из таблицы 8, уровень расходов на 1 руб. товарной продукции снизился в 2014 г. на 47%, из – за снижений себестоимости на 22% и повышения значения товарооборота на 48%, по сравнению с 2013г. Также на это могло повлиять снижение уровня цен на определенные виды продукции, или изменение себестоимости отдельных видов продукции.

Анализ затрат на рубль товарной продукции устанавливает прямую связь между себестоимостью и прибылью, так как разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Таким образом, можно выявить резерв роста повышения прибыли при уменьшении затрат на 1руб. товарной продукции на 0, 6 руб., используя следующую формулу:

, где

Р – резерв роста прибыли за счет себестоимости, тыс. руб.;

PV - увеличение объема реализованной продукции, тыс. руб.;

П - фактическая прибыль от реализации продукции, тыс. руб.;

V - фактический объем реализованной продукции, тыс. руб.;

З – снижение затрат на 1руб. продукции.

Предположим, что в следующем за отчетным году организация увеличит объем товарной продукции на 10%. Тогда при имеющемся снижении затрат на 1 руб. товарной продукции резерв роста прибыли будет составлять:

 

Таким образом, показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он является наиболее обобщенным показателем себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. С помощью анализа себестоимости можно выявить дальнейшие резервы роста важнейших показателей, к которым относится и прибыль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.