Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рубахи народного костюма юга России.






Необыкновенные природные условия Рязанской губернии - обособленность, местами непролазность лесистого Мещерского края - дали возможность сложиться совсем особенному народному костюму, резко отличающемуся от костюмов остальных регионов. Неисчерпаемо разнообразие рязанских костюмов. Изумительно и то, что по сих пор есть места на Рязанщине (к примеру, деревня Секирино, Скопинский район), где хранят и в особо торжественных случаях надевают народные костюмы. Для нас драгоценно то обстоятельство, что обилие рязанского народного костюма сохранилось по наших дней, и мы можем учить рязанский костюм по тем подлинникам, которые имеются в музейных коллекциях. Огромные богатства хранит Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (РИАМЗ).
Костюм русского населения, имевший место в различных уездах, селах Рязанской губернии обладал ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись и в стилю ношения одежды, и в покрое, и в количестве частей костюма, и в цветовой политре, и в характере украшений. Для Рязанской губернии типично бытование 3-х главных комплексов женской одежды: с поневой, сарафаном и юбкой-андараком.
Элементами женского костюма считаются в главном рубаха, понева, передник, навершник, шушпан, пониток, свита, шуба, головной убор, обувь, навесные украшения.
Традиционный костюм, в рязанском регионе владеет собственные уникальные черты. Отличительной особенностью женского костюма стало обширное распространение наряду с более знаменитым «сарафанным» так называемого «понёвного» ансамбля. Его основой работала рубашка, сверху которой надевалось подобие современной юбки — понёва, состоявшая из сшитых совместно 3-х либо 4 полотнищ, подобранных на поясе. На территории современной Рязанской области существовало огромное разнообразие тканых понёв, отличавшихся собственным узором и расцветкой: «ромбы», «репьи», «понёвы-рядушки» и т.д. Привлекают интерес «свастические» куршанские понёвы, украшенные солярным знаком в виде креста с загнутыми лучами. Присутствовали бессчетные варианты верхней одежды, носившейся поверх рубашки с понёвой: навершники, юпы, шушпаны и т.д. Такая многослойность понёвного ансамбля акцентировала внимание стройность дамы, ее дородность и начинать, что, непременно, соединено с древним культом матери-земли или богини плодородия. Завершал образ сложный, состоящий из нескольких деталей дамский головной убор — кика или кичка. Особенно интересны рогатые кички, чье обширное распределение в рязанском ареале еще связанно с культом плодородия.
Более важные места одежды (ворот, рукава, грудь и т.д.) украшались вышивкой. Реже использовалось «закладное» двустороннее ткачество. Орнаментальные геометрические мотивы служили прежде всего декоративным составляющей костюма, хотя издавна не менее важна была и функция узора как идола от злых сил.

Рязанский костюм был, наверное, наиболее ярким в южных губерний. Различается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в совершенную гармонию с природой, творя торжественно-радостный эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы этнических фольклорных праздников. Характерной чертой рязанского костюма считается особый вид верхней одежды, кой одевают сверху рубашки, — «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» — тип данной одежды. Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, просторный. Так, ширина насова 160, а вышина всего 102 см. Все костюмы хоть какого региона России просто нереально обрисовать, так как женский наряд — это объект народного творчества, имеющий только некие подобные черты. Основа праздничного женского костюма – красная сатиновая рубашка с подставой из посконного холста с красным браным подольником. Ворот рубашки подобран на стойку, украшен цветными строчками, лентами, край разреза – цветными лентами и кружевом, кумачом. Рукава собраны наманжеты, выложенные лентами. На полики нашиты овальные поперечные детали из обтянутого кумачом картона с аппликацией из лент, тесьмы, плетешков, блёсток и пуговиц – «полеты».
Понёва – глухая, с прошвой из домотканной тёмно-синей клетчатой шерсти, на гашнике, с подольником, увенчанным разноцветными лентами и жёлтым мутовизом.
Передник из прямоугольного куска кумача, подобранного в маленькие складочки по верхнему краю и выложенного разноцветными покупными лентами, тесьмой, кружевом – по нижнему.
Головной убор – покупной червонный платок, обвязанный на затылке концами обратно.
Неотъемлемой частью костюма считались украшения. Поясное – припояски; шейное и нагрудное – ожерелок, размётки.
На ногах – темные кожаные башмаки.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а еще из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых. Последние получили обширное распространение в народном обиходу с конца XIX века. В некоторых местностях, в особенности в мещерских селах, патриархальное хозяйство преобладало даже в XIX веке. Здесь всю одежду, не считая верхней, женщина изготавливала для всех членов семьи сама: выращивала лен, коноплю, обрабатывала их, чтобы приготовить нити, ткала, шила. Готовая одежда декорировалась ткаными и вышитыми узорами, выкладками (аппликацией).
Костюм района Мещеры (северо-запад Рязанской области) различается тяжелыми двойными браными поневами темно-синего либо темно-красного расцветки со трудным узором, состоящим из ромбов, гребенок, меандров, солярных символов. Такой метод тканья, рисунки и расцветки сохранились от старых угро-финских племен, находившихся на территории среднего Поочья по славянской колонизации. В состав костюма с. Ветчаны Касимовского уезда не считая темно-красной поневы входит рубашка с небольшими украшениями на оплечьях и запястьях рукавов и необычайно живописный «навершник» из затканного красными полосками холста и яркого кумача, вышитый и облегченный яркими шелковыми лентами. Таковым же ярким был и передник-«запон».
Красочен и прекрасен костюм из района Богословщины Михайловского уезда, сохранивший множество архаичных составных частей. В костюме с. Плахино обращают на себя внимание сложный составной головной убор в облике рогатой кички с бисерными заушниками и позатыльником, с крылышками, спускающимися на спину; распашной навершник «юпочка», расшитые рукава рубашки и облегченный лентами низ темно-синей клетчатой поневы.
Истинней «симфонией красного цвета» можно именовать женский костюм из с. Секирино Скопинского уезда. Красная рубаха с «палетами», красный передник-«занавеска», яркие ленты, выложенные по низу праздничной поневы дополнены бисерными ожерелками, бусами.
Совершенно иное цветовое заключение и ритм у костюма из с. Пригородная Слобода «Сапожковского городища». Костюм состоит из традиционной синей клетчатой поневы, рубашки и передника из белого холста. Рукава рубахи и нижняя часть передника выполнены в технике знаменитого закладного сапожковского ткачества. Костюм дополнен шитыми золотом ожерелком и головным убором «сорокой».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.