Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура познавательного процесса. Природа чувственного и рационального познания и их основные формы.






Структура познавательного процесса ‑ система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание характеризуется:

- непосредственным отражением (феномены);

- индивидуальной множественностью (разнообразностью) и конкретностью;

- внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа.

Его основные элементы:

- ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания;

- восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды;

- представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению.

Рациональное познание отличается:

- постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

- отражением универсально-всеобщего (общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей);

- опосредованностью языком и культурной традицией.

Его элементы:

- понятие – форма мышления, фиксирующая общие существенные свойства определенного класса (вида, подвида) явлений; языковой эквивалент понятия ‑ слово или словосочетание; понятие отражает сверхчувственное с помощью сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, определения;

- суждение ‑ форма мышления, нечто утверждающая или отрицающая о предмете (да или нет, истинно или ложно и другие аналогичные оценки). Суждение ‑ соединение двух или нескольких понятий для получения нового знания, в языке это предложение или высказывание, в философии суждения связывают с рассудком (судом над опытом);

- умозаключение ‑ форма мышления, связующая суждения в новый вывод, бывают индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения.

Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играет интуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм – всеобщность разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственный опыт, интуитивизм и мистицизм – интуицию. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за уместные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии и т.п.).

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 30 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Структура познавательного процесса, основные формы чувственного и рационального познания».

КОММЕНТАРИЙ: Не трудно заметить, что наши авторы – «жэнсчыны» (Алла Викторовна и Елена Викторовна), причем в анекдотическом смысле этого слова, ибо пропагандируют в качестве высшей формы познания именно такую интуицию, которая под именем женской логики осмеяна во всех анекдотах, а под именем «мнительности» стала источником наживы для всех экстрасенсов и колдунов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.