Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постклассическая философия и основные исследовательские программы.






Постклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, она многожанрова. Единственное, что объединяет неклассические школы, – критика классики.

Особенности постклассики:

- в центре внимания человек (внутренний мир, общественные контакты, культура, наука и т.п.);

- признание уникальности (ни на что непохожести) социальной реальности;

- разум привносится в абсурдный мир самим человеком;

- критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека;

- все вероятностно (всюду случайности);

- познание – во многом результат свободного творчества познающего;

- релятивизм (истина всегда относительна);

- ориентация на практический результат;

- критика прогресса;

- у каждого общества специфическое развитие.

Основные исследовательские программы:

Иррационализм: Его родоначальник – Кьеркегор, согласно учению которого у каждого своя сущность (внутренняя экзистенция), ее необходимо выявлять и проявлять.

Шопенгауэр: мир – единство воли и представления, надо стремиться к состоянию, где все различия угасают.

Ницше: за торжество творческой воли к власти и господство сверхлюдей.

Позитивизм: Классический (вторая половина XIX в. ‑ Конт, Милль, Спенсер): подлинное знание лишь в естествознании, а философия должна помогать систематизации этих знаний. Эмпириокритицизм (начало XX в. ‑ Авенариус, Мах): знание синтез психических феноменов (физиологического опыта), синтезируя ‑ следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных прообразов и просто излишних. Неопозитивизм (Карнап, Витгенштейн): изучение формально логической и лингвистической структуры науки, верификация (только проверяемое уместно в науке) и конвенционализм (все доктрины – результат соглашений научных мэтров). Постпозитивизм (вторая половина XX в. Поппер, Рассел, Кун и др.): изучение динамики научного знания и влияния на него всех факторов, принцип фальсификации Поппера (правдоподобно то, что проверяемо, но не опровергнуто) и «парадигма» Куна (она - идея или небольшой комплекс идей, определяющих правдоподобность всех истин данной эпохи).

Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику изменения мира, эталон – классическое естествознание. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории (бытие определяет сознание, а в социальном бытии первичен материальный базис: производительные силы и производственные отношения). Человек, по сути, ‑ совокупность общественных отношений.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ: книгу «Триада (размышления о марксизме)».

Психологизм (экзистенциализм, феноменализм, персонализм, герменевтика и философская антропология, а именно: Гуссерль, Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю и т.п.): акцентирование индивидуального своеобразия каждого человека и проповедь свободы самореализации внутреннего мира (свободы выбора). Рассмотрение «пограничных ситуаций» - наивысшего душевного напряжения (в том числе под угрозой), проявляющего самые глубинные потребности данной индивидуальности.

Структурализм и постструктурализм (Соссюр, Леви-Стросс, Фуко): выявление типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании. Всё большей частью сводится к языковым структурам. По мере развития этого учения его внимание чаще переключается с языка на другие контексты.

Постмодернизм – всесторонняя критика современности и самокритика, ирония в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии. Проповедь неповторимости всего и вся.

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ содержит ответы на вопросы № 11-13 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «11. Марксизм и его место в философской традиции», «12. Позитивистская традиция в западной философии XX века», «13. Проблема человека в философии экзистенциализма».

КОММЕНТАРИЙ: Важно знать, но особо не выпячивать, тот факт, что подавляющее большинство так называемых «неклассических (постклассических) философов», всячески отмежевывалось от «философии», как от чего-то нелепого и давно устаревшего. Да и доктрины указанных лиц авторы описали такими малоподходящими ярлыками, что лучше на время экзамена забыть прочитанные произведения «не- и пост-классиков», а вызубрить джентльменский набор ярлычков, близких душе экзаменаторов.

А после экзамена можно посмеяться над тем, что, объявив единственной общей чертой постклассики – критическое отношение к классике, авторы тут же составили длинный перечень общих черт.

ДОПОЛНЕНИЕ: Кроме того, прилагаем следующие материалы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.