Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Формы познания и их взаимосвязь.




Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Объектом познания, то есть тем, на что направлено познание, выступает весь окружающий нас мир, сам человек, его жизнь, его внутренний мир.

Субъект познания – это познающий человек, в широком смысле – все человечество.Важным разделом философии является гносеология – теория познания, которая изучает такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, соотношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, критерии истинности знания, формы и уровни познания.Исходным понятием гносеологии является познание, сущность которого по-разному трактовалась на разных этапах развития философии. Для классической философии характерна трактовка процесса познания как созерцания. Важнейшим для гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Большинство философов положительно решают его, ссылаясь на то, что все неизвестное нам сейчас становится познанным в дальнейшем. Такая позиция, подтверждаемая опытом человеческого познания, получила название гносеологического оптимизма. Наряду с ним существуют также философский скептицизм и агностицизм. Для скептицизма, представителем которого был известный английский философ XVII в. Д.Юм, характерно сомнение в возможности познать причины и сущность вещей. Для агностицизма, которого придерживался, например, знаменитый немецкий философ XVIII в. И. Кант – утверждение невозможности постичь сущность вещей. Несмотря на то, что гносеологический оптимизм постоянно подтверждается нашей практической деятельностью, использованием полученных знаний, всегда есть такие явления, которые человек еще не познал, поэтому и агностицизм, с его критической оценкой возможностей человеческого познания, имеет положительный смысл, предостерегая человека от излишней самоуверенности.

Чувственное познание играет важнейшую роль в познании: оно непосредственно связывает человека с миром, раскрывает внешние стороны предметов и процессов. Благодаря работе органов чувств человек получает информацию о внешнем мире и о состоянии своего организма. Чувственное познание осуществляется в форме ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Основными ощущениями являются зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Благодаря согласованной работе органов чувств складывается восприятие – целостный чувственный образ предмета, воздействующего на органы чувств человека, включающий в себя всю совокупность его свойств, отражаемых в ощущениях. Впечатление от воспринимаемого предмета сохраняется в памяти, таким образом формируется представление – чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.



Понятие – форма мысли, в которой предметы или явления отражаются в их общих существенных признаках. Сопоставляя отдельные предметы, человек обнаруживает их сходство и различие и выделяет те свойства, которые позволяют объединить их в общий класс предметов, абстрагируясь от всех свойств, которые в данном случае являются второстепенными.Из одного или нескольких суждений по определенным логическим правилам можно вывести новое знание – умозаключение. Например: «Студенты, окончившие технический университет, могут работать инженерами. Смирнов окончил ВоГТУ. Следовательно, Смирнов может работать инженером

33.Проблема истины и её критериев в философии. Диалектика объективного и субъективного, абстрактного и конкретного, абсолютного и относитеьного в истинном знании.

Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны они должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том что такое истина есть вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. В структуре знания мы можем выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и соци-альной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, свое-образия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процес-сов, отражаемых познанием. Главным является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Этот вопрос является основным в проблеме истинности знания. Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. В средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Было ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал движение светил с единственного <наблюдательного пункта> Земли, приводило к ложному выводу о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Здесь видна зависимость наших знаний от субъекта познания, но было в данном утверждении и содержание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, а именно, знание о том, что светила Солнечной системы движутся. В этом заключалась крупица объективной истины. В учении Коперника утверждалось, что центром нашей планетарной системы является Солнце, а планеты и Земля вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь уже доля объективного содержания была гораздо выше, чем в прежних представлениях, но далеко не все полностью соответствовало объ-ективной реальности, так как для этого не хватало астрономических наблюдений. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую ее строгость и полноту, точность называют относительной истиной. Из дан-ных примеров явствует, что объективная истина исторически развивается. С каждым новым открытием ее полнота возрастает. Все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины , то есть полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее абсолютная истина существует; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание. Каж-дая относительная истина - это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных. <Истина> и <ложь> - это особые оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от несоответст-вующих ей. Но существуют и другие социально значимые оценки знания. Знания могут оцениваться как <полезные> и как <бесполез-ные>. Причем полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда. Бывают ситуации, когда знания намеренно или ненаме-ренно, бессознательно, искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности.



 

34.Понятие науки,её социальные функции.Специфика научного познания,его структура. Взаимосвязь научного и вненаучного знания.

Наука - сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Возникает в период отделения умственного труда от физическо-го. Наука включает в себя, как система, научную деятельность, социальные институты, результа-ты деятельности. Система науч-ного знания включает в себя 3 подсистемы, которые выделяют-ся в зависимости от объекта исследования : естественные, общественные, технические. Система научного знания делится по отношению к практике на 2 уровня : фундаментальный и прикладной. Социальные функ-ции науки исторически изменя-ются и развиваются, как и сама. Говоря о современной науке можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых.функ-ции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредст-венной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы. связанные с тем. что научные знания и мето-ды ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Про-цесс превращения науки в непо-средственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспекти-вой. Ориентация науки на изуче-ние объектов , которые могут быть включены в деятельность как подчиняющихся объектив-ным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей науч-ного познания. Эта особенность отличает ее от других форм познавательной деятельности человека. Научное познание отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Неразвитость научного знания в период древнегреческой культуры приводила одних философов к наивному материа-листическому пониманию позна-ния (для Демокрита знание представляет совокупность отражающихся от вещей обра-зов); другие сводили познание к состоянию души человека Платон утверждал, что существует мир идей и мир человеческого бытия; знания человека есть тени идей, воспоминания душой прежних впечатлений; приблизиться же к пониманию идей может лишь некий внутренний философский разум). В этот же период рожда-ется скептицизм, сомневающийся в возможности достоверного знания о мире (Диоген). Актив-ное самоопределение научного знания в период Возрождения и Нового времени стимулирует философский интерес к проблеме познаваемости мира. В этот период преимущественное поло-жение в науке занимают эмпири-ческое естествознание и матема-тика. Основные формы научного познания : проблем, гипотеза, теория , научная картина.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал