Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избирательное право Российской Федерации (общая характеристика)






Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) – конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) – совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Право избираться и быть избранным закреплено в конституции ст. 32

Избирательное право в узком смысле слова включает в себя: 1) пассивное избирательное право граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти); 2) активное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ: 1) признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными); 2) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением.

Выделим основные принципы:

1) всеобщность,

2) равность,

3) прямота,

4) тайность.

5) принцип гласности;

6) принцип проведения выборов избирательными комиссиями;

7) территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам);

8) принцип государственного финансирования выборов.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. В узком порядок определения результатов голосования.

Мажоритарная. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного(50% +1), относительного (больше всех) и квалифицированного большинства(2/3, 3/4).

Пропорциональная: количество депутатских мест распределяется между партиями пропорционально в зависимости от количество проголосовавших за них (в процентах)

Смешанная избирательная система: часть мандатов распределяется согласно мажоритарной системы, а часть пропорциональной.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) составление списков избирателей;

3) образование избирательных округов и избирательных участков;

4) создание избирательных комиссий;

5) выдвижение кандидатов и их регистрация;

6) предвыборная агитация;

7)голосование;

8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Назначение выборов – это деятельность уполномоченных органов по определению дня голосования.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Избирательный округ — территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо. Выделяют 1 и 2 мандатные избирательные округа в зависимости от численности избирателей для обеспечения равенства числа избирателей на 1 мандате.

Составление списков избирателей занимается орган регистрационного учета.

Выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов. Собрание необходимого количество подписей и предоставление в органы местного су. Регистрация кандидата проверка может ли он быть кандидатом. Проверка подлинности подписей.

Предвыборной агитацией признаются осуществляемая в период избирательной кампании деятельность, направленная на призыв голосовать за кандидата. Прекратить за сутки до выборов.

 

31. Российское конституционное право: понятие, предмет, метод и система

Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. Также в рамках конституционного права устанавливаются основные государственные конституционные характеристики, принципы организации государственной власти. Контроль выполнения норм принадлежит государству.

Предмет конституционного права составляют правоотношения, которые регулируются конституционными нормами. Такие отношения в обязательном порядке складываются в процессе взаимодействия общества и государства. Но не любое взаимодействие государства с обществом регулируется нормами конституционного права, а только в сфере государственного устройства, определения формы правления и основ конституционного строя. Такие отношения имеют самый важный для государства и общества, массовый характер. Они нацелены, главным образом, на защиту прав и свобод гражданина, на суверенитет всего народа.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА:

▪ Метод обязывания можно встретить довольно часто в Конституционном праве. Он отображается в нормах конституции, которые содержат положения обязывающего характера. Например, статья 58 обязывает граждан бережно относиться к природе и окружающей среде.

▪ Метод дозволения очень часто применяется для регулирования конституционных правоотношений. Свое применение он находит в нормах права, которые не обязывают и не управомачивают субъектов на совершение каких-либо действий, но разрешают действовать по своему усмотрению с соблюдением основных принципов и законов. Например, статья 12 Конституции предусматривает право принятия закона об автономной области, по представлению исполнительных и законодательных органов такой области.

▪ Метод запрета тоже присущ конституционному праву. Например, положение статьи 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность различных организаций, целью которых является подрыв государственной деятельности или нарушение свобод и прав граждан.

При помощи перечисленных методов конституционного права обеспечивается нормальное функционирование власти, защищается право и интерес субъекта конституционного права.

Система конституционного права — его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение. В науке нет единого взгляда на указанную систему.

 

32. Теория конституции

33. Конституция Российской Федерации 1993 года – общая характеристика

34. Административное право Российской Федерации: понятие, предмет, метод и система

35. Административное правоотношение

36. Административное правонарушение

37. Административное наказание

38. Финансовое право Российской Федерации: понятие, предмет, метод и система

39. Бюджетное право: понятие, предмет, метод и системаБюджетное право — основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ, Ст.71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст.101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, установлены в ст. 3 Бюджетного кодекса РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в соответствующих статьях кодекса.

Бюджетные правоотношения

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

Согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

▪ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

▪ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Бюджетное устройство РФ. Бюджетная система РФ, ее структура

Как правовая категория, бюджет — это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.

По всему материальному содержанию бюджет — это государственный централизованный фонд денежных средств.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия — федеральное государство, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ — часть финансовой системы России.

Структура бюджетной системы РФ

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

▪ федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

▪ бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

▪ местных бюджетов.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимые и крупные — такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Характеристика Пенсионного фонда РФ

Правовой режим Пенсионного фонда определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда — государственная собственность. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К источникам образования Пенсионного фонда относятся: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ; ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

▪ целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособия для детей, а также организация их финансирования;

▪ участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

▪ расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

Общая характеристика Фонда социального страхования РФ

Названный фонд создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками служат страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

Характеристика правового режима Фонда обязательного медицинского страхования

В соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие положения, утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами Федерации. Основные источники образования федерального и территориальных фондов — страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование; бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных, связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной думой.

40. Налоговое право: предмет, метод и система

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

Три подхода по поводу природы налогового права, его места в правовой системе:

Налоговое право – правовой институт финансового права который обособленно от него рассматриваться не должен.

Налоговое право – самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли.

Налоговое право – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Предмет налогового права – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.

Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.

Признаки метода налогового права:

1. Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель – в обеспечении государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.

2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.

3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.

4. Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон.

5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

 

41. Налоги и сборы: понятие и виды

Легальное определение содержится в ст.8 НК. Юридическое значение: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также иные взносы и платежи, которые обладают установленными НК признаками налогов и сборов, но не предусмотренные НК РФ.

Налоговые платежи и парафискальные (иные обязательные) публичные платежи.

Иные обязательные публичные платежи, как правило, носят принудительный и целевой характер. К таковым относятся, например, плата за загрязнение окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды» (1991 г.), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), обязательные социально-страховые взносы (ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в ПФ, ФСС и ФОМС») и др.

Налог – это установленный законодательством о налогах и сборах:

А) обязательный индивидуально-безвозмездный платеж;

Б) платеж в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих лицу на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления

В) платежи вносятся в бюджетную систему РФ

Сборы – также установленные законодательство о налогах и сборах обязательные платежи, но в отличие от налога характеризуются:

1.) специальной целью уплаты – в связи с совершением в отношении плательщика юридически значимых действий государственными и иными уполномоченными органами (например, госпошлина)

2.) специальный интерес – обязательность уплаты наступает в результате свободного волеизъявления налогоплательщика.

 

Классификация налогов и юридическое значение этой классификации:

А) правильно толковать и применять законодательство о налогах и сборах;

Б) исключить дублирующие платежи, двойное налогообложение

Критерии (основания классификации) раскрывают в совокупности содержание и сущность конкретного налога.

1. По органу, который вводит налоги: федеральные, региональные и местные

2. По порядку введения: общеобязательные и факультативные

3. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж: закрепленные и регулируемые

4. По субъекту: организаций, физических лиц, смешанные

5. По объекту: на доходы, на потребление, на имущество, на капиталы

6. По способу взимания: прямые (подоходно-имущественные) и косвенные. Прямые делятся на личные и реальные. Косвенные – на индивидуальные и универсальные.

7. По периодичности взимания: регулярные и разовые (ранее налог на наследование и дарение, неразумно отмененный)

8. По целевой направленности: абстрактные и целевые

9. По принципу налоговой юрисдикции государства: резидентские и территориальные.

42. Местное самоуправление в России: общая характеристика

43. Российское гражданское право: понятие, предмет, метод и система

44. Субъекты гражданского права. Правосубъектность физических и юридических лиц.

45. Юридические лица: понятие и виды

46. Право собственности: понятие и содержание

47. Основные способы защиты права собственности

48. Обязательственное право: понятие и содержание

49. Сделка: понятие и виды

50. Ответственность в гражданском праве

51. Российское авторское право: понятие, предмет, метод и система

В соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве (часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, Глава 70) Вы как автор имеете право на получение вознаграждения за любое использование Вашего произведения, в том числе за его репродуцирование, то есть копирование с помощью принтера, копировального аппарата, цифровое копирование с помощью компьютера и любые другие виды копирования в одном или нескольких экземплярах.

Это означает, что за то, что любое лицо копирует Ваши произведения на ксероксе, принтере, пересылает цифовые файлы или воспроизводит их любым подобным способом полностью или частично, Вы должны получать авторские отчисления.

 

Во всем мире сбор вознаграждения за репродуцирование осуществляют организации по коллективному управлению авторскими правами.

В России существует специализированная организауия - Российское авторское общество КОПИРУС, созданное для коллективного управления (обеспечения) авторских прав издателей, авторов и других правообладателей.

 

Основной задачей КОПИРУС является сбор, распределение и выплата вознаграждения авторам и издателям при вторичном копировании изданных произведений, а также защита авторских прав на коллективной основе.

 

Сбор вознаграждения осуществляется на основании Лицензионных соглашений, которые КОПИРУС заключает с пользователями, например библиотеками, образовательными учреждениями, копировальными центрами и пр. Также КОПИРУС получает вознаграждение для российских правообладателей от аналогичных зарубежных авторских обществ.

РАО КОПИРУС также осуществляется регистрация авторских прав на экземпляр произведения. Запись в официальном Реестре, который формируется на основании статьи 1243 Гражданского кодекса РФ, оформленное Свидетельство о регистрации прав и депонирование правильно оформленного экземпляра произведения подтверждают авторство на произведение с именем или псевдонимом автора.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве (часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, Глава 70) Вы как автор имеете право на получение вознаграждения за любое использование Вашего произведения, в том числе за его репродуцирование, то есть копирование с помощью принтера, копировального аппарата, цифровое копирование с помощью компьютера и любые другие виды копирования в одном или нескольких экземплярах.

Это означает, что за то, что любое лицо копирует Ваши произведения на ксероксе, принтере, пересылает цифовые файлы или воспроизводит их любым подобным способом полностью или частично, Вы должны получать авторские отчисления.

 

Во всем мире сбор вознаграждения за репродуцирование осуществляют организации по коллективному управлению авторскими правами.

В России существует специализированная организауия - Российское авторское общество КОПИРУС, созданное для коллективного управления (обеспечения) авторских прав издателей, авторов и других правообладателей.

 

Основной задачей КОПИРУС является сбор, распределение и выплата вознаграждения авторам и издателям при вторичном копировании изданных произведений, а также защита авторских прав на коллективной основе.

52. Наследственное право: понятие, предмет, метод и система

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО - институт гражданского права, представляющий совокупностьправовых норм, регулирующих порядок и формы перехода (наследования) имущественных прав иобязанностей (наследства) умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам). Н.п. - один издревнейших гражданско-правовых институтов. Основные категории Н.п. были разработаны юристамиДревнего Рима и впоследствии вошли в законодательство и теорию гражданского права европейских, а затеми других государств.

Н.п. обеспечивает универсальность правопреемства - к наследникам переходят все имущественные права иобязанности наследодателя, принадлежавшие ему при жизни, за исключением тесно связанных с еголичностью (например, право на возмещение вреда, причиненного увечьем, обязанность выплаты алиментовсвоим несовершеннолетним детям). Н.п.различает наследование по закону и наследование по завещанию.Римский юрист III в. н.э. Ульпиан определял завещание как правомерное выражение воли, сделанноеторжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти. Разумеется, в завещании должен бытьуказан наследник. Основные задачи Н.п. в отношении завещания, не изменившиеся со времен римскогоправа, состоят в обеспечении свободы завещания и одновременной охране интересов семьи. Свободазавещания тесно связана с принципиальной позицией обязательственного права - свободой договора\', и тои другое - выражение общего принципа гражданского права, состоящего в предоставлении участникамгражданского оборота возможности путем свободного волеизъявления распоряжаться своими правами.Вместе с тем, как не безгранична свобода договора, так же не может быть абсолютной свободы завещания.

53. Наследственная масса

Наследственная масса - Вся совокупность имущественных прав и обязанностей наследодателя, переходящих к наследникам в установленном законом порядке, представляет собой наследственную массу (наследство). Права составляют актив наследства, обязанности – его пассив.

Среди имущественных прав, переходящих по наследству, следует прежде всего назвать право собственности на предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом, а также вклады в кредитных организациях.

Особую часть наследства составляют предметы обычной домашней обстановки и обихода, которые переходят к наследникам по закону, проживавшим совместно с наследодателем до его смерти не менее одного года, независимо от их очереди и наследственной доли.

Переходят по наследству и имущественные права, вытекающие из различных договоров, например, право требования заработной платы, возврата данных взаймы денег, право требования возмещения вреда, причиненного имуществу наследодателя, и др.

Основные обязанности, переходящие по наследству, образуют денежные и иные долги. Но наследник, принявший наследство, несет ограниченную ответственность по долгам наследодателя – он отвечаетлишь в пределах действительной стоимости перешедшего к нему имущества наследодателя, но не своим личным имуществом.

54. Правовой статус наследодателя

 

В нормах ГК РФ не содержится дефиниции наследодателя, а также наследников. Только в юридической литературе теоретиками разработаны понятия «наследник»и«наследодатель». Многие указывают, что наследник и наследодатель являются субъектами наследственных правоотношений. Однако данное суждение неверно.

Наследодатель не является субъектом наследственных правоотношений просто потому, что его нет уже в живых на момент призвания наследников к наследованию. Несмотря на то что субъектом наследственных правоотношений наследодатель не является, он занимает не последнее место в наследственном праве.

Наследодателем признается лицо, чье имущество (материальные и нематериальные блага) переходят к другому лицу или лицам (наследникам) в порядке наследования как на основании завещания, так и на основании закона. Наследодателем может быть только физическое лицо, при этом не имеет значение его возраст, дееспособность и иные физические недостатки. Необходимо сразу отметить, что данное правило касается наследодателей по закону. Что же касается совершения завещания, то законом предусмотрено ограничение. Так как завещание является односторонней сделкой, к лицам, совершающим завещание, предъявляются требования: физическое лицо, достигшее возраста совершеннолетия (18 лет, за исключением эмансипации и вступления в брак), обладающее полной дееспособностью. Наследодатель должен обладать полной дееспособностью на момент совершения завещания, в противном случае оно будет признано недействительным и не будет иметь какой-либо юридической силы. Если наследодатель признан судом недееспособным в силу своей болезни, но на момент совершения завещания наблюдалось просветление болезни, то независимо от его состояния завещание будет признано недействительным. Завещание может быть составлено лицом, в последующем признанным недееспособным. Данное завещание будет иметь юридическую силу, если наследниками не будет доказано, что, совершая указанное завещание, наследодатель уже находился в помутненном состоянии.

Ограниченным в дееспособности наследодателям также не разрешается составление завещания. Совершение завещания опекуном ограниченного в дееспособности или полностью недееспособного наследодателя законом не допускается.

Если наследодатель признан недееспособным или ограниченным в дееспособности, то завещание не может быть составлено, а, следовательно, наследование может осуществляться только по закону.

Наследодателем может быть не только гражданин конкретной страны, например РФ, но лицо без гражданства (апатрид), лицо с двойным гражданством (би-патрид), иностранный гражданин, имеющий определенное место жительства, а также и не имеющий определенного места жительства. Местом жительства лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

 

55. Правовой статус наследника

 

Наследниками могут быть все субъекты гражданского права: физические и юридические лица, государство.

Государство может быть наследником в следующих случаях: 1) если имущество завещано ему наследодателем; 2) у наследодателя отсутствуют наследники; 3) все наследники лишены завещанием права наследования; 4) все наследники отказались от наследования. В тех случаях, когда физическое лицо ограничено либо полностью лишено дееспособности, в наследство вступают его представители: попечители и опекуны.

Необходимые наследники – за ними законом определена доля наследования независимо от содержания завещания (несовершеннолетние и нетрудоспособные дети и супруг, родители и иждивенцы наследодателя), им положено 1/2 той доли, которую они получили бы, если бы наследовали по закону.

Недостойные наследники – лица, отстраненные от наследования либо законом, либо завещателем: 1) родители, лишенные родительских прав, а также родители, злостно уклоняющиеся от содержания детей (не могут наследовать после своих детей по закону); 2) наследники, способствовавшие умышленными, противозаконными действиями к призванию их к наследству (действия должны быть направлены против наследодателя либо против других наследников). Такой факт должен быть установлен судом.

Наследники по праву представления – потомки наследников, умерших до открытия наследства.

Основанием возникновения наследственного правоотношения является открытие наследства. Юридическими фактами, порождающими открытие наследства, является смерть наследодателя либо решение суда о признании его умершим.

 

56. Виды наследования

 

Наследование – переход им-ва умершего лица к одному или неск другим лицам (наследникам). В рез-те наследования происходит универсальное (полное) правоприемство. Сингулярное правоприемтсво – предоставление наследнику не всех, а лишь отдельных прав наследователя. Открытие наследства – происходит с момента смерти наследователя. С этого момента у наследника возникает право на получение наследства. Вступление в наследство – выражение желания принять наследство и выполнить для этого фактический д-вия. Виды: - По закону. Таким законом были 12 таблиц, а затем уложения Юстиниана. Общим было родство наследователя с наследником, однако имел значение и вид родства. Первоначально преимущество при наследовании по з-ну имели агнаты. 3 группы очереди наследника: 1. " свои" наследники – дети, внуки умерших детей (необходимые наследники, т. к. получали насл-во независимо от своей воли); 2. агнаты (брат). 3. когнаты (все кровные родственники). Далее преторская система наследования. 4 очереди: 1. дети наследователя, тж эмансипированные, 2. все агнаты, 3. когнаты до 6-ой степени включительно, 4. супруг или супруга умершего. В эпоху принципата мать получила предпочительное п\д агнатами право насл-я после своих детей. Уложение Юстиниана: 5 очередей: - все нисходящие наследники умершего, усыновленные тж как и родные дети, - восходящие, а тж родные братья, сестры и их дети, - неполнородные братья и сестры, - все остальные боковые родственники, независ от степени родства, - супруг, супруга умершего. Если не было наследников или все отказались насл-во – выморочное. Сначала было бесхозным, а в период принципата – переходило гос-ву. Наследование по праву предоставления – право внуков получить ту долю наследства, кот бы досталась их родителям, если бы пережили наследодателя. Наследственная трансмиссия – ситуация, при кот наследник пережил наследодателя, т. е. наследство открылось, но не успевал его принять, т. к. умер сам. - Завещание по рим праву – не просто всякое распоряжение лица своим им-вом на случай смерти, а лишь такое, кот содержало назначение наследника. Имело опредующеее условие д-сти: 1. спец правоспособность (ею не обладали недеесп-е, осужденные за порочащие преступления, расточители), 2)спец провосбность должна была быть и у лиц назначаемых в кач-ве наследников (не имели провоспос-и дети гос преступников. рабы, перигрины), 3. Соблюдение формы завещания. В древнейшее время 2 формы: - объявлено п\д народным собранием и им утверждено; - объявлено воином п\д строем, в походе или п\д сражением. Затем обязательно письм форма с приложением печатей завещателя и присутствующих лиц (не менее 7ми, 5 свидетелей, доверенное лицо и завещатель). С 5-го века не печать, а подписи. Наследник мог быть назначен под отлагательным условием, открытие насл-ва не в момент смерти, а после наступления опр-го условия. Обязательная доля – часть насл-го им-ва, кот переходила к опр-ным нас-кам независ от воли наследодателя и сод-ния завещания. Затем эта доля = 1\ 2)

 

57. Понятие, предмет, метод и система трудового права Российской Федерации

 

 

Отрасль трудового права – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых обеспечивается особыми способами, которые входят в метод данной отрасли.

Определение отрасли трудового права должно указывать на особенности предмета и метода данной отрасли законодательства. Предметом любой отрасли права являются отношения, на регулирование которых направлены правовые нормы.

Отношения, для регулирования которых предназначены нормы трудового права, имеют свои особенности:

1) возникновени е этих отношений при выполнении человеком работы в интересах другого лица. В связи с чем одним из юридически значимых обстоятельств, позволяющих включить возникающие в процессе труда отношения в предмет трудового права, является участие в них двух или более субъектов;

2) возникновение данных отношений в процессе ивсвязи с трудовой деятельностью работников с определенными функциональными обязанностями;

3) отсутствие равноправия между участниками отношений, входящих в предмет трудового права.

Предмет отрасли трудового права представляет собой те отношения, которые регулируют нормы данной отрасли. В Трудовом кодексе зафиксированы следующие отношения:

1. Отношения по организации труда и управлению трудом.

2. Отношения по трудоустройству у данного работодателя.

3. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

4. Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

5. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

6. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

7. Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда.

8. Отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

9. Трудовые отношения в узком понимании.

В ст. 1 ТК РФ дан неисчерпывающий перечень отношений, составляющих предмет трудового права. В ней не указаны непосредственно трудовые отношения, о которых говорится во второй главе первого раздела Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Также нормы трудового права могут быть применены по аналогии и к другим отношениям.

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.

2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.

3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.

4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

а) трудоустройства;

б) трудового договора;

в) рабочего времени, времени отдыха;

г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;

д) дисциплины труда;

е) материальной ответственности сторон трудового договора;

ж) охраны труда

58. Правовой статус работника

59. Правовой статус работодателя

60. Трудовой договор: понятие и его виды

61. Право социального обеспечения Российской Федерации: понятие, предмет, метод и система

ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие отношения по матер.обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юр. фактов

Предмет ПСО – это совокупность общ отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права соц обеспечения входят следующие отношения:

 ​ Отношения по пенсионному обеспечению;

 ​ Отношения по социальному обслуживанию;

 ​ Отношения по выплате пособий;

 ​ Отношения по бесплатному мед обслуживанию и т.д.

 

 

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Доп социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений соц. обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие соц. обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль ПСО, образуют систему данной отрасли:

1) общая часть содержит нормы, кот выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;

2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

 

62. Виды социального обеспечения в Российской Федерации

Социальное обеспечение включает в себя следующие виды:

пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидом с детства и др.);

содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах, специализированных домах для одиноких пожилых людей и супружеских пар);

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;

протезно-ортопедическую помощь;

медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов;

льготы и преимущества пожилым людям и инвалидам, семьям с детьми.

63. Социальное страхование в Российской Федерации: понятие и виды

Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы

 

По российскому законодательству, существуют следующие виды обязательного государственного социального страхования граждан:

 

пенсии по инвалидности и по старости;

пенсия по случаю утраты кормильца;

пособие временно нетрудоспособному лицу;

пособия, связанные с профессиональным заболеванием или с увечием на рабочем месте;

пособие по беременности, родам и на материнство;

единовременное пособие на рождение детей;

пособие по уходу за детьми до полутора лет;

пособия на приобретение путевок на санитарно-курортное лечение и общее оздоровление;

погашение медицинской организации всех расходов, понесенных ей в связи с оказанием застрахованному лицу медицинской помощи;

пособие на смерть и погребение застрахованного лица.

64. Понятие, предмет, метод и система семейного права Российской Федерации

Предмет семейного права Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих на основе дозволительно-императивного метода личные неимущественные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью. Предмет семейного права - это общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью. Общественные отношения, регулируемые семейным правом, подразделяются по своей социальной сути на: ♦ личные неимущественные и ♦ имущественные. Вопрос о соотношении личных и имущественных отношений в семейном праве является дискуссионным. Большинство ученых (Е.М. Ворожейкин, И.М. Кузнецова, В.А. Рясенцев, Г.К. Матвеев) указывают на приоритет личных отношений. По мнению М.В. Антокольской, в семейном праве, так же как и в гражданском, на первом месте стоят имущественные отношения, поскольку большинство личных отношений в семье не подвластны правовому регулированию. Однако имущественные отношения в семейном праве обусловлены наличием родственных или иных юридически значимых связей личного характера между субъектами семейных правоотношений. Семейное право (ст. 2 СК РФ):» устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным;» регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а в случаях, предусмотренных семейным законодательством - между другими родственниками и иными лицами;» определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Метод семейно-правового регулирования Метод семейно-правового регулирования - совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования. Метод семейного права является по своей сути дозволительно-императивным. Это проявляется в том, что в большинстве случаев государство предоставляет возможность участникам семейных правоотношений самим выбирать модель своего поведения, оставляя за собой право определять в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения. Особенности метода семейно-правового регулирования К характерным особенностям метода семейно-правового регулирования относятся: - юридическое равенство участников семейных правоотношений, которое проявляется в отсутствии их властного подчинения друг другу; - автономия воли участников семейных правоотношений заключается в том, что воля одного из участников семейных правоотношений не зависит от воли другого. Государство также не навязывает им свою волю, а лишь охраняет и защищает их законные права и интересы; - индивидуальное ситуационное регулирование предоставляет возможность правоприменительным органам принимать решения с учетом конкретных жизненных обстоятельств; - усиление диспозитивного начала в семейно- правовом регулировании обусловлено социально-экономическими изменениями в российском обществе. Диспозитивность означает возможность выбора одного варианта поведения из нескольких возможных, предоставленных законом.

Функции семейного права Функции семейного права - это его роль, значение в жизни общества. Как самостоятельная правовая отрасль, семейное право выполняет следующие функции: ♦ регулятивную - регулирование семейных отношений в соответствии с действующим законодательством; ♦ охранительную - защита и охрана прав и законных интересов участников семейных отношений; ♦ воспитательную - в семейно-правовых нормах содержатся варианты поведения, одобряемые обществом и государством, а также предусмотрены неблагоприятные последствия совершения действий, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан.

Цели правового регулирования семейных отношений Цели правового регулирования семейных отношений определены в п. 1 ст. 1 СК РФ. К ним относятся: ≈ укрепление семьи; ≈ построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов; - недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; - обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав; - обеспечение возможности судебной защиты членами семьи своих прав.

Способы регулирования семейных отношений Они подразделяются на запреты, дозволения, правила-разъяснения и предписания к совершению определенных действий. Запреты четко выражены в правовых актах, обладают определенностью и применяются к конкретным действиям и поступкам. Запреты подразделяются на прямые и косвенные в зависимости от формы их выражения Прямые запреты - те, в которых воля законодателя выражена четко и открыто. Отступления от прямых запретов возможны в случаях, предусмотренных законом. Так, усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда это не противоречит интересам детей. Косвенные запреты - запреты, из содержания которых следует вывод о недопустимости каких-либо действий. Исключения из косвенных запретов предусмотрены законом. Например, заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления в загс, но при наличии уважительных причин возможно сокращение или увеличение этого срока. Дозволения - разрешения на совершение действий, закрепленных в нормах права. В отличие от запретов, дозволения, помимо участников семейных отношений, адресуются правоприменительным органам (суду, органам опеки и попечительства). Они менее определенны и тесно связаны с процессуальными нормами. Дозволения, как и запреты, бывают прямые и косвенные. Прямые дозволения - те, в которых разрешения на совершение действий выражены открыто. Например, закон предоставляет возможность заключить брачный договор как до регистрации брака, так и в период брака. Косвенные дозволения - предписания, содержание которых свидетельствует о возможности определенного поведения. Так, отец и мать, состоящие в браке, записываются родителями ребенка по заявлению любого из них. Предписания к совершению определенных действий — указания, обязывающие совершить конкретные действия, обращенные к юридическим лицам, должностным лицам организаций и гражданам. Так, суд обязан в течение 3-х дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения в загс по месту регистрации брака. Правила-разъяснения - содержащиеся в СК РФ толкования конкретных правовых понятий (кто входит в круг близких родственников, что означает фиктивность брака).

65. Брачный договор

Брачный контракт — это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае расторжения брака.

Согласно части 1 статьи 92 Семейного кодекса, брачный договор может заключаться между:

супругами;

лицами, которые подали заявление о регистрации брака (помолвленными).

Договор можно подписать не только после подачи заявления в ЗАГС, но и в любой момент супружеской жизни. Документ должен быть составлен в письменной форме и заверен у нотариуса — только тогда он имеет законную силу.

Договор, который был заключён до вступления в брак, начинает действовать в момент регистрации брака в ЗАГСе. Если же договор заключили уже после регистрации брака, то действует он с момента нотариального удостоверения. Заключение брачного контракта требует личного присутствия обеих сторон.

Брачным договором могут быть урегулированы только имущественные отношения между супругами, а также между супругами и детьми.

1. Брачный контракт позволяет изменить установленный законом режим совместной собственности. Согласно статье 34 Семейного кодекса, имущество, нажитое во время брака, признается совместной собственностью. Поэтому при разделе имущества доли супругов признаются равными. Однако семейная пара при разводе может избежать этого, составив брачный договор, который призван регулировать их права и обязанности.

Например, если в договоре сказано, что квартира принадлежит жене, то при разводе муж не сможет на неё претендовать.

Брачный контракт позволяет установить следующие режимы владения имуществом:

 

совместной собственности (собственность нескольких лиц на одно и то же имущество без определения долей);

долевой собственности (собственность, в которой для каждого участника (сособственника) определена конкретная доля в праве собственности на общее имущество);

раздельной собственности (собственность, в которой доходы каждого из супругов, прочее имущество, нажитое каждым из супругов в период брака, становится не их общей собственностью, а индивидуальной собственностью кого-то из супругов).

2. Брачный договор не может ставить одного из супругов в чрезвычайно невыгодное материальное положение. Например, если в случае развода мужу передаются дом, дача, автомобиль и гараж, а жене — однокомнатная квартира, то договор с такими условиями имеет все шансы быть признанным недействительным, так как он ставит жену в чрезвычайно невыгодное положение по отношению к мужу.

 

По брачному договору не может передаваться в собственность одному из супругов недвижимое и другое имущество, право на которое подлежит государственной регистрации. Если брачным договором предусмотрена передача жене квартиры, собственником которой является её супруг, то данный пункт договора будет недействительным, поскольку переход права собственности является сделкой, которая требует государственной регистрации. В этом случае необходимо заключать отдельный договор (договор дарения).

3. Брачный контракт распространяется только на сферу имущественных отношений супругов. Согласно статье 93 Семейного кодекса, личные отношения супругов, условия быта, а также отношения с детьми, условиями брачного контракта оговариваться не могут. При разводе суд не примет во внимание другие претензии, например отказ покупать продукты, делать уборку в доме, оплачивать ежегодные путёвки на курорты и т.д..

4. Брачный договор не может уменьшать прав ребёнка, установленных Семейным кодексом. Это касается вопросов содержания ребёнка, обеспечения получения им образования, прав ребёнка на недвижимость и так далее.

 

5. В брачный контракт можно включить пункт по оплате налога. По закону налог на собственность платит её формальный владелец. Если муж купил дачу за несколько сот тысяч долларов и записал её на жену, то налог ляжет на плечи супруги. Избежать этого можно, включив в брачный договор пункт о том, кто конкретно будет платить налог с недвижимости.

Изменить условия договора или разорвать его можно в любой момент, пока брак не расторгнут судом или в ЗАГСе. Действие договора прекращается с момента расторжения брака.

66. Алименты

Алименты (от лат. alimentum — питание) — средства (деньгами или натурой) для питания (содержания), которые закон обязывает выплачивать одного из супругов другому, родителя — несовершеннолетнему ребёнку, взрослого ребёнка — пожилому родителю, и т. д. Могут выплачиваться/перечисляться добровольно или принудительно, в судебном порядке.

Виды и формы алиментов установлены законодательством соответствующих стран.[1] В России их установление и порядок судебного взыскания предусмотрен в Семейном кодексе РФ. Иски о взыскании алиментов могут быть предъявлены истцом в суд по месту его жительства или по месту жительства ответчика.

 

Если в организацию пришёл судебный исполнительный лист на работника, имеющего задолженность по алиментам на содержание ребёнка, то бухгалтер обязан произвести удержания из заработной платы должника.

 

Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утверждён постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841.

 

Виды доходов, с которых алименты не удерживаются, перечислены в статье 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

67. Опека и попечительство

Понятие, принципы и задачи опеки и попечительства

«В настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный институт гражданского и семейного права, включающий нормы и публичных отраслей (административного права), обеспечивающий все виды охраны прав и законных интересов нуждающихся в этом граждан с целью защиты их личных и имущественных прав».

Граждане Российской Федерации вступают в различные правоотношения: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и т.д.

Право участия физических лиц в подобных правоотношениях обусловлено наличием у них гражданской правоспособности и дееспособности – правосубъектности.

Если правоспособность граждан - способность иметь и нести гражданские права и обязанности, возникает в момент рождения и прекращается его биологической смертью, признается в равной мере за всеми гражданами. (Ст. 17 ГК РФ)

То дееспособность граждан - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и исполнять их, принадлежит не всем гражданам и не является для всех одинаковой, возникает в полном объеме лишь по достижению лицом определенного возраста. (Ст. 21ГК РФ)

Существует 4 категории дееспособности граждан:

полная дееспособность (наступает с 18 дет, в исключительных случаях с 16 лет);

частичная дееспособность несовершеннолетних (14-18 лет);

частичная дееспособность малолетних детей (6-14 лет);

ограниченная дееспособность, в случае злоупотребления лицом спиртных напитков или наркотических средств, в результате чего лицо ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Также законодательством предусматриваются случаи лишения дееспособности, если вследствие психического расстройства лицо не может понимать значение своих действий или руководить ими. Такое лицо признается судом недееспособным.

Обладание лицом частичной, ограниченной дееспособности или отсутствие таковой предусматривает несостоятельность лица полностью самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В таких случаях государство, посредством органа опеки и попечительства, устанавливает опеку или попечительство с целью восполнить недостающую дееспособность таких лиц для обеспечения и защиты их интересов.

«Пол опекой и попечительством равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.

Разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт – совокупность норма, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах».

«Правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено установление опеки и попечительства и заканчивается её прекращением».

 

Порядок осуществления опеки регулируется ст. 32 ГК РФ, по которой опека устанавливается над двумя категориями гарждан:

над малолетними (несовершеннолетними до 14 лет);

гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

С помощью опеки, не обладающие дееспособностью лица выступают как полноценные субъекты различного рода правоотношений. Юридически значимые действия за них в их интересах осуществляет опекун, выполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного.

Порядок осуществления попечительства санкционируется ст. 33 ГК РФ, она осуществляется в отношении:

несовершеннолетних (14-18 лет);

граждан, ограниченных судом в недееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

дееспособных граждан, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (лица преклонного возраста, инвалиды).

В отличие от опеки попечительство оказывает лишь фактическое или правовое содействие не обладающим дееспособностью лицам, ограждает от злоупотребления третьих лиц.

Решение о назначении опеки и попечительства принимается органом опеки и попечительства, которые относятся к органам местного самоуправления, по инициативе главы местной администрации, которое является обязательным для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и общественными организациями.

«Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу»4, которая поступает от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, заявления соседей, родственников и.т.д. После проверки и подтверждения данной информации органы опеки и попечительства должны принятия необходимых мер защиты: устройство недееспособного, ограниченно дееспособного лица на опеку или попечительство.

В дальнейшем, после назначения опекуна или попечителя, органы опеки и попечительства играют немаловажную роль в отношениях граждан, ставших опекунами ил попечителями и находящихся под опекой и попечительством. Они осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Таким образом, сводится к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному и заставляет его более ответственно относится к принятым на себя обязательствам.

«Задачи рассматриваемого институту обусловлены назначением опеки (попечительства) как индивидуальной формы устройства граждан. К задачам института опеки и попечительства относятся следующие задачи»:

защита прав и интересов граждан – центральная и основная задача;

«обеспечение установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся лиц – организационный характер и ее выполнение состоит в выявлении нуждающихся в опеке и попечительстве лиц и поиске граждан желающих принять над ними опеку и попечительство»;

«обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой и попечительством, посредством мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица (жилье, пища, одежда) как основа его нормальной жизни»;

обеспечение государственной поддержкой граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;

о






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.