Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская правовая система в контексте мировых семей права






К какой правовой семье принадлежит российское право? На этот счет существуют две точки зрения.

Большинство ученых придерживается точки зрения, согласно которой российское право вышло из лона романо-германской правовой ссмьи (имеется в виду дореволюционный период развития российской национальной семьи), и после метаморфоз, произошедших с ним в советский период, продолжавшийся несколько десятилетий, оно постепенно возвращается в эту семью права.

Вторую точку зрения отстаивает В. Н. Синюков. Суть его позиции заключается в следующем: российская правовая семья есть центр славянской правовой семьи, которая может считаться самостоятельной и своеобразной.

Самобытность русской государственности состоит в традиционном вмешательстве государства во все сферы общественной жизни (право в России в основном формируется государством, по крайней мере связь права с государством всегда была тесной).

У славянской группы стран прослеживаются общие условия экономического развития (большое место занимают коллективные формы хозяйствования).

Отмечается и особый тип социального статуса личности (отсутствует четкая линия между интересами личности и государства). Славянские страны имеют культурно-историческую общность. Им присущи и морально-психологическая общность (доброта, жалость, коллективистское сознание и др.), и религиозно-этическая общность (в этих странах доминирует православная ветвь христианства).

Однако, думается, это относится к характеристике сознания людей вообще и правосознания в частности. Все вышеперечисленное к праву как системе обязательных норм, а тем более к юридической технике, имеет косвенное отношение.

Представляется, что Россия все же вливается в континентальную семью права, пусть медленно и допуская при этом отступления и ошибки. Россия должна будет решить еще много задач, чтобы стать частью континентальной семьи права. Первоочередными из них являются две:

▪ расширить использование прецедента;

▪ убрать идеологические остатки в нормативных актах (как в преамбулах, так и в содержании нормативных актов).

16. Правовая норма: понятие, структура

Вопрос 16

Но́ рма пра́ ва — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы гражданина и выступающее регулятором общественных отношений.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются поинститутам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц.Формальная определенность подразумевает закрепление нормы в официальном документе.

 

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если(гипотеза), то(диспозиция), иначе(санкция)»). Применимость норм права достигается при условии наличия взаимосвязи: норм, фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права, фиксирующих процессы использования и исполнения наказания.

Гипотеза — это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права. Гипотеза не только содержит желаемое государством правило поведения субъектов права, но и описывает эти обстоятельства, придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

• Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

• Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические

• Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.

• Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

• Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

• Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.

• Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.

• Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные дляправонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на:

• абсолютно определённые — категорическое значение санкции;

• относительно определённые — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы);

• альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы)(неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

 

17. Правовая норма: виды

ВОПРОС 17

Виды правовых норм

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

 

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3.3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.)

 

18. Отрасль, подотрасль, институт права

Вопрос 18

Отрасль права - это система правовых норм, объединенных на основании общего предмета и методов правового регулирования, регулирующего определенную сферу общественных отношений

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, регламентируемые нормами отрасли Многообразие общественных отношений определяет многие предметы регулирования Так, предметом регулирования нормами си имейного права являются семейные отношения, трудового права - трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, уголовного права - отношения, связанные с преступлением и наказанием за его совершениеня.

 

Следует подчеркнуть, что предмет правового регулирования только вместе с соответствующими методами являются основанием для разграничения правовых норм на различные отрасли права

Подотрасль права - это совокупность правовых норм, является составной частью отрасли права, которая регулирует определенный вид общественных отношений, характерных для данной отрасли права Не все отрасли права имеют в ск примере подотрасли права.

Институт права - это группа правовых норм, является составной частью отрасли или подотрасли права, регулирующих однородные общественные отношения, которые тесно связаны между собой

Различают:

а) отраслевые институты права, состоящие из норм одной отрасли, их легко определить по названию главы кодекса Так, институтами трудового права:

- коллективный договор;

- трудовой договор;

- рабочее время;

- время отдыха;

- нормирование труда;

- оплата труда и другие

б) межотраслевые институты права, состоящие из норм различных отраслей права, и которые можно определить только по содержанию правовых норм

 

19. Система отраслей российского права

Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При этом отрасли включают в себя институты, а институты состоят из самых мелких «кирпичиков» права — норм.

 

Отрасли права регулируют относительно однородный участок близких по своему характеру общественных отношений.

Система отраслей российского права - это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо большую сферу сходных общественных отношений. В числе основных компонентов отраслей системы права называют конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право, природоохранительное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное право.

Система права —это все действующие в государстве нормы права, объединенные по отраслям права.

Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Эта отрасль права объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики РФ, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство нашей страны, избирательную систему, порядок образования и компетенцию федеральных органов государственной власти. Закрепленные Конституцией РФ принципы выступают ведущим правовым началом остальных отраслей права.

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления: Правительства РФ, федеральных министерств и других органов, устанавливает порядок прохождения государственной службы, а также систему административных проступков и порядок применения административных санкций к виновным лицам.

Финансовое право является совокупностью норм, регулирующих отношения, связанные с накоплением и распределением государственных финансов. Составная часть этой отрасли — нормы, предусматривающие порядок составления и исполнения государственного бюджета.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или частном владении, в связи с их использованием и охраной.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Трудовое право — это совокупность норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих (работников) с хозяйственными организациями, предприятиями.

Природоохранительное право — это отрасль, регулирующая общественные отношения в сфере освоения и использования обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей природной среды. Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.

Уголовное право — это совокупность норм, которые устанавливают основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируют понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяют круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок производства уголовных дел. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел.

Нормы гражданского процессуального права определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников процесса, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, регламентируют ход судебного разбирательства общими и арбитражными судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также исполнения вступивших в законную силу решений.

 

20. Правоотношение: понятие, состав, виды

Общественные отношения - связи между людьми, организациями, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности.

Правоотношения - правовые связи, возникающие на основе норм права, их участники имеют взаимные субъективные права и юридические обязанности. Иначе правоотношения можно представить как общественные отношения, регулируемые нормами права. В правоотношениях реализуются нормы права.

Структура правоотношения.

Структуру правоотношения составляют субъекты правоотношения (управомоченные и обязанные лица), содержание правоотношения (субъективное право и субъективная юридическая обязанность), объект правоотношения. Субъективным правам одного субъекта правоотношения по поводу объекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта (однако в уголовном правоотношении обязанности лица, совершившего преступление, понести уголовную ответственность, соответствует право и обязанность государства привлечь его к уголовной ответственности, а в некоторых источниках выделяются ещё и правоотношения общего характера). Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).

Субъекты правоотношения.

Субъектами правоотношений являются участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Основные субъекты правоотношений - люди (физические лица - граждане, иностранные граждане, лица без гражданства), организации (среди них особо выделяют юридические лица - субъекты гражданского права), государство (а также его органы и должностные лица), муниципальные образования. Точнее, для каждого вида правоотношений существует свой субъектный состав (например, субъектами конституционно-правовых отношений являются также социальные общности, такие, как народ страны, население территории).

Субъекты правоотношений обладают такими юридическими свойствами, как правоспособность (способность иметь права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности), в понятие дееспособности входит и деликтоспособность (способность лица нести юридическую ответственность). Правоспособность и дееспособность физических лиц зависят от наличия гражданства (конституционная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства меньше, чем у граждан данного государства), дееспособность - от возраста. Согласно статье 60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет, согласно статье 21 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) полная гражданская дееспособность наступает с 18 лет.

Содержание правоотношения.

Содержание правоотношения устанавливается нормами права и юридическими фактами. Юридическое содержание правоотношения составляют субъективное право и юридическая обязанность субъектов, фактическое содержание правоотношения составляют сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Субъективное право - мера возможного поведения субъекта правоотношения (лица), предусмотренная правом (и обеспечиваемая юридическими обязанностями других субъектов), она может включать право на фактические действия, право на юридические действия, право требования и притязания и т.п.

Субъективная юридическая обязанность - мера должного поведения субъекта правоотношения, предусмотренная правом (и обеспеченная возможностью государственного принуждения), она может выражаться в необходимости совершения конкретных действий, запрете совершать определённые действия, ограничении в правах. Субъективное право управомоченного субъекта и соответствующая ему юридическая обязанность обязанного субъекта образуют юридическую связь субъектов правоотношения. Структура правоотношения, состоящего из одной юридической связи, считается простой, а состоящего из нескольких юридических связей - сложной. По составу обязанных субъектов отношения подразделяются на абсолютные, в которых субъективному праву лица соответствует юридическая обязанность неопределённого круга лиц не нарушать это субъективное право (например, право на жизнь, право собственности) и относительные, в которых субъективному праву определённого управомоченного субъекта (субъектов) соответствует юридическая обязанность определённого обязанного субъекта (субъектов), например, трудовые отношения.

Объект правоотношения.

Объект правоотношения - материальные и нематериальные блага, а также действия субъектов и их результаты, по поводу которых возникают правоотношения, устанавливаются субъективные права и обязанности субъектов правоотношений (есть и другая точка зрения, согласно которой объектом правоотношений могут быть только действия субъектов правоотношений). К материальным благам принято относить вещи (движимые и недвижимые), а также результаты работ или услуг, имеющих материальную форму (например, результаты ремонта материального объекта, перевозки пассажира, багажа). К нематериальным благам, в частности, относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свобода передвижения и т.п. Одно и то же благо может быть предметам самых различных отношений.

 

21. Юридические факты: понятие и виды

Юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают наступление юридических последствий. Юридические факты и фактические составы (определённые совокупности юридических фактов) указываются в гипотезах правовых норм как основания наступления юридических последствий.

По характеру вызываемых юридических последствий юридические факты подразделяются на правообразующие (вызывающие возникновение правоотношения), правоизменяющие (изменяющие правоотношения) и правопрекращающие (обусловливающие прекращение правоотношения), причём один и тот же юридический факт может вызывать различные правовые последствия в различных правоотношениях и юридических связях.

Юридические факты подразделяются также по волевому критерию на события (происходящие независимо от воли людей) и действия (зависящие от воли людей, совершаемые по их воле). Действия могут быть направлены на возникновение правовых последствий (индивидуальные юридические акты) или не направлены на возникновение правовых последствий, но вызывающие правовые последствия (юридические поступки). По критерию правомерности действия подразделяют на правомерные и неправомерные (противоправные).

22. Правомерное поведение

Правомерное поведение – это такое поведение, которое соответствует норме права и не нарушает ее.

Правомерное поведение является одной из разновидностей юридически значимого поведения. Юридически значимое поведение – такое поведение, которое урегулировано правовыми нормами, является типичным и социально значимым, сознательным, влекущим юридические последствия поведения субъектов.

Юридически значимое поведение имеет следующие признаки:

✓ его содержание складывается прежде всего из поступков, выраженных внешне в форме реальных физических телодвижений, словосочетаний или иного комплекса действий, которые переходят в целенаправленную деятельность лица;

✓ наличие поведения, которому свойствен социально значимый, типичный, сознательно-волевой характер;

✓ внутренний (проявляющийся со стороны субъекта) и внешний (действующий со стороны государства) контроль;

✓ оценка государством и официальное документальное фиксирование в нормативных правовых документах;

✓ детальное и довольно четкое определение запретов и дозволений;

✓ наличие юридически значимых последствий.

Признаки правомерного поведения: ​

1. имеет огромное социальное значение, т.е. поведение людей с точки зрения интересов окружающей среды, оценивается как социально полезное или социально вредное;

2. соответствует требованиям норм права;

3. имеет сознательно-волевой характер, т.е. предполагает осознание человеком своих действий и последствий, которые они порождают;

4. имеет правовую регламентацию, т.е. с помощью правовых норм внедряется в жизнь полезное поведение, а нежелательное, вредное поведение вытесняется;

5. обладает способностью порождать юридические последствия, то есть любое правомерное поведение, исполняя роль юридического факта в механизме правового регулирования, влияет на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, в которых осуществляются субъективные права и юридические обязанности, реализуются мероприятия ответственности.

6. данное поведение имеет обеспечение и поддержку со стороны государства;

7. правомерное поведение проявляется и в положительных действиях, и в положительном бездействии;

8. контролируется как со стороны лица, так и со стороны государства;

Виды правомерного поведения

1) по уровню его социальной значимости:

✓ необходимое поведение, затрагивающее все основы жизнеспособности общества;

✓ желательное поведение, отвечающее частным интересам всего общества, а также удовлетворяющее потребности отдельных ее субъектов;

✓ допустимое поведение, имеющее довольно сомнительную личную или общественную пользу, но все-таки разрешенное государством, учитывая его высокую социальную значимость;

2) по личной мотивации, которые проявляются в форме:

✓ восприятия норм права как направлений для поведения, ориентиров, которые наиболее целесообразны и отвечают интересам всего общества;

✓ повиновения правовым предписаниям, требованиям, но без какого-то внутреннего согласия или присутствия сомнений в правомерности данных требований, так называемое конформистское поведение;

✓ страха субъекта перед наказанием за иные варианты поведения;

3) по уровню социальной активности субъекта:

✓ обыденное, которое выражено в ежедневном правомерном поведении субъекта;

✓ активное, такое поведение, которое реализуется в осуществлении положительных поступков, но при этом связано и с дополнительными затратами времени, материальных средств, сил и др.;

✓ пассивное, которое выражается, как правило, в положительном бездействии, которое связано с добровольным отказом от обладания субъектом прав и свобод, принадлежащих ему по закону.

Правоспособность – это закрепленная в законодательстве возможность субъекта обладать юридическими правами и нести юридическую ответственность.

23. Правонарушение: понятие виды, признаки

23. Правонарушение: понятие, виды, признаки

Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Признаки правонарушения:

1.Совершается людьми. Но не все люди могут быть субъектами правонарушения, что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.

2.Правонарушение, это деяние, т.е. внешнее поведению людей, а не их мысли.

Деяние может выражаться в действии или бездействии. Бездействие является правонарушением, в случае если закон предписывает действовать.

3.Правонарушение - это противоправное деяние, оно всегда связано с нарушением норм действующего права.

4.Правонарушение - это виновное деяние.

Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию. Правонарушения являются сознательными волевыми актами. Исключение составляет невиновное причинение вреда владельцем источника повышенной опасности и ответственность поручителя за чужую вину - вину основного должника.

5.Правонарушение - это общественно вредное деяние. Оно наносит ущерб охраняемым правом общественным отношениям. Вредность и антиобщественность составляют материальное содержание правонарушения, а противоправность является юридическим выражением вредности поступка.

Вред - это совокупность неблагоприятных последствий, наступивших в результате правонарушения.

6.Правонарушение - наказуемое деяние, т.е. оно влечет юридическую ответственность. Деликтоспособность - это способность нести ответственность за гражданские правонарушения (деликты), а также вменяемость как условие уголовной ответственности.

Виды правонарушений:

В зависимости от общественной опасности правонарушения делятся на:

✓ Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены УК, посягают на наиболее значимые объекты, за их соверешние применяются наиболее строгие санкции (лишение свободы, пожизненное заключение)

✓ Проступки (гражданские, материальные, административные, дисциплинарные, процессуальные) менее опасные по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, трудовой, административной и др. деятельностях. Влекут за собой не наказания, а взыскания.

Проступки:

1.Гражданские проступки - это причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств; нарушения прав собственника; заключение противозаконной сделки и т.д. Санкции за такие проступки -возмещение морального или материального вреда, принудительное взыскание долга, восстановление нарушенного права.

2.Административные проступки - нарушение норм административного права, охраняющие установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты. Санкции - штраф, лишение водительских прав, арест на пятнадцать суток, исправительные работы.

3.Дисциплинарные проступки -связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины. Основные взыскания -выговор, замечание, понижение в должности.

4.Материальные проступки - это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям и организациям. Применяются главным образом правовостановительные санкции путем удержания зарплаты, обязанности загладить вред, возместить ущерб.

5.Процессуальные проступки - неявка в суд, к следователю на допрос, отказ в выдаче вещ.дока. Санкция - принудительный привод.

По объективной стороне:

✓ Действия

✓ Бездействия

По субъективной стороне:

✓ Умышленные правонарушения.

✓ Неосторожные правонарушения

 

24. Юридическая ответственность

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Признаки юридической ответственности

✓ Обязательное наличие правонарушения как основание для ее наступления.

✓ Официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя.

✓ Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные.

✓ Характер и объем лишений правонарушителя установлены в санкции юридической нормы.

✓ Использование механизмов государственного принуждения. Это не принуждение «вообще», а его «мера», четко очерченный объем принуждения.

Государственное принуждение — это:

 

 

правовосстановительные меры, применяемые к правонарушителям

карательные меры, применяемые к правонарушителям

принудительное взыскание причиненных убытков, уплата неустоек, возложение обязанности восстановить нарушенные права других лиц

 

применение мер уголовного наказания (например, лишение свободы), административного штрафа, дисциплинарного взыскания

 

✓ Возложение лишений на правонарушителя, применение к нему государственно-принудительных мер, которые указаны в правовых нормах, в их санкциях, осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах.

 

Принципы юридической ответственности:

Законность - точная и строгая реализация правовых предписаний: привлекать к юридической ответственности могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.

Справедливость -

 

✓ нельзя назначать уголовное наказание за проступки

✓ закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы

✓ если вред, причиненный нарушителем, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение.

✓ за одно нарушение возможно лишь одно наказание

✓ ответственность несет тот, кто совершил правонарушение

✓ вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения

 

Неотвратимость наступления - если за то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом.

 

Целесообразность - ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без законных оснований под предлогом тяжести, целесообразности, эффективности, политических, идеологических и других неправовых мотивов.

 

Индивидуализация наказания - обеспечивается возможностью избрания различных средств правового воздействия с учетом характера и степени общественной опасности совершенного противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность и др.

 

Ответственность за вину - ответственность может наступать только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им последствий. Если лицо невиновно, то, несмотря на тяжесть деяния, оно не может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем в исключительных случаях нормы гражданского права допускают ответственность без вины, т. е. сам факт совершения противоправного, асоциального явления (например, организация или гражданин — владелец источника повышенной опасности — обязаны возместить ущерб, причиненный этим источником).

 

Недопустимость удвоения ответственности - недопустимо сочетание двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение. Это не означает, что за преступление нельзя назначить и основное, и дополнительное наказание. Однако за одно преступление виновный может быть наказан только один раз.

 

 

Юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства и выполняет следующие функции:

 

Функции юридической ответственности:

Карательная - реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это его наказание

 

Предупредительная - наказание правонарушителя является средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений

Воспитательная - эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных способствуют повышению ответственности и дисциплины граждан, активизации их трудовой деятельности, а в конечном счете — укреплению законности и правопорядка

 

Правовосстановительная (компенсационная) - в значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, пострадавшего от правонарушения субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения

 

Организующая (регуляторная) - сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества

 

Основные виды юридической ответственности:

Вид

ответственности

За что наступает

 

Кто возлагает

 

В каких формах

реализуется

 

Материальная

За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации

Администрация предприятия, учреждения, организации

Штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки: нарушение трудовой, учебной, воинской и служебной дисциплины

Уполномоченное на то лицо

Предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение

Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест

Уголовная

За преступления

Суд

Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.

 

При наличии определенных обстоятельств виновное лицо может быть полностью или частично освобождено от юридической ответственности. Однако это не означает, что в результате подобного акта совершенное деяние перестает быть противоправным и общественно опасным. Просто в силу определенных причин теряется смысл дальнейшего претерпевания лицом мер оказываемого на него воздействия.

Существует ряд обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, которые связаны с особенностями обстановки, причин и оснований совершения правонарушения.

Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности и наказания:

✓ деятельное раскаяние виновного лица

✓ примирение лица, совершившего деяние, с потерпевшим

✓ изменение обстановки, вследствие которой лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными

✓ изменение сроков давности

✓ условно-досрочное освобождение виновного лица от отбывания наказания

✓ замена неотбытой части наказания более мягким видом

✓ освобождение от наказания в связи с болезнью лица

✓ в связи с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей;

✓ в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

✓ возраст: к уголовной ответственности привлекаются лица с 16 лет, а по ряду преступлений — с 14 лет; к административной и дисциплинарной ответственности — с 16 лет; к гражданской — с 18 лет;

✓ необходимая оборона;

✓ причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

✓ крайняя необходимость: устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица, если эта опасность не может быть устранена другим средствами;

✓ физическое и (или) психическое принуждение, когда лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);

✓ обоснованный риск для достижения общественно полезной цели;

✓ исполнение приказа или распоряжения;

✓ невменяемость лица, совершившего деяние

 

25. Система органов государственной власти Российской Федерации

 

Основы организации власти в РФ. Главнейшим признаком государства является его государственный суверенитет - верховенство и независимость государственной власти внутри страны и независимость государства от других государств. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Этот принцип закреплен в ст. 4 Конституции РФ.

Верховенство государственной власти - это ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, что только государственная власть может издавать акты высшей юридической силы - законы.

Независимость государственной власти означает, что никакие политические силы не вмешиваются в процесс принятия законов - актов высшей юридической силы, в исключительное право государственных органов действовать в пределах своей компетенции, в том числе применять легальное насилие (с помощью специальных органов - судов, полиции и др.).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ).

Принцип разделения властей. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Конституция РФ фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10 Конституции РФ). Это означает, что ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; должны быть правовые способы сдерживания и каждой власти двумя другими и противовесы.

В Российской Федерации организация власти имеет вертикальную и горизонтальную структуры.

По вертикали ее можно представить разделенной на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную.

По горизонтали - на три уровня:

- федеральный уровень власти с федеральными органами государственной власти;

- региональный уровень власти с органами государственной власти субъектов РФ (ее иногда неправильно называют местной властью);

- местный уровень власти с органами местного самоуправления.

Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень власти не входит в государственную власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Система федеральных органов государственной власти РФ. Статья 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень таких органов исчерпывающий, т.е. не допускается создание каких-либо других органов власти без пересмотра гл. 1 Конституции. Перечень органов в ст. 11 соответствует главам 4, 5, 6, 7 Конституции, в которых определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

Президент Российской Федерации - глава государства. Сопоставление ст. 10 и ст. 11 Конституции позволяет сделать вывод о том, что Конституция РФ не относит Президента РФ ни к одной из трех ветвей власти, но практически он включается в систему исполнительной власти.

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 года, а 12 июня 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. В соответствии со ст. 81 Конституции РФ и Федеральным законом «О выборах Президента РФ» Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатами на этот пост в соответствии с Конституцией РФ могут быть граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Имеются и иные условия к кандидатам, установленные законом.

Президент РФ является главой государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе, представляет общие интересы всего народа и всей России. Президент как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он - вне интересов отдельных политических партий и других общественных объединений. Президент обладает неприкосновенностью, т.е. до отставки против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. В статус главы государства входит также право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над его резиденциями во время его пребывания в них, право на официальный текст Конституции, Президентский Знак.

В ст. 80 Конституции установлены основные функции Президента РФ как главы государства, согласно которым он: 1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации) является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ законодательная ветвь является «первой среди равных». Федеральное Собрание обладает независимостью от органов других ветвей власти: никто не вправе вмешиваться в законодательный процесс, оно само определяет свои потребности в расходах, которые фиксируются в государственном бюджете; обе палаты имеют вспомогательные аппараты и свои регламенты, сами определяют свою внутреннюю организацию и процедуру. Вместе с тем существуют ограничения, «сдержки» парламентской независимости. Так, законопроект, не принятый Федеральным Собранием, может быть принят на референдуме; при чрезвычайном и военном положении приостанавливается действие некоторых законов; Конституционный Суд РФ может объявить закон или его часть неконституционным и закон (или его часть) потеряет юридическую силу; Президент РФ в предусмотренных Конституцией случаях может распустить Государственную Думу РФ, воспользоваться правом отлагательного вето и т.д.

Федеральное Собрание является представительным органом, т.е. выступает выразителем интересов воли всего многонационального народа. Народное представительство в нем обеспечивается демократической избирательной системой.

В соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» депутаты Государственной Думы избираются от политических партий в количестве 450 депутатов и представляют своих избирателей. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (т.е. имеющий гражданство РФ, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда). Имеются и иные условия для кандидатов в депутаты, установленные законом.

Совет Федерации представляет субъекты РФ и формируется в соответствии со ст. 95 Конституции РФ и законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» - по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Кандидатом для избрания (назначения) в Совет Федерации может быть также депутат представительного органа муниципального образования. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты и члены Совета Федерации работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Статусные черты российских парламентариев более подробно закреплены в федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» исполнительную власть Российской Федерации, главной функцией которой является исполнение законов, осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции РФ).

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ. Если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры, Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст. 111 Конституции РФ).

После назначения Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров (ст. 112 Конституции РФ). На основании этих предложений Президент издает Указ РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закрепляется система из трёх видов федеральных органов исполнительной власти:

- федеральное министерство (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности);

- федеральная служба (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, общественной безопасности, борьбы с преступностью);

- федеральное агентство (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции).

При этом федеральные министерства имеют в своём ведении федеральные службы и федеральные агентства, координируют и осуществляют контроль их деятельности.

В Указе Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» устанавливается структура федеральных органов исполнительной власти в РФ. «Силовые» органы - Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство юстиции, некоторые службы (в том числе, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки), некоторые агентства (например, Управление делами Президента РФ) подчиняются непосредственно Президенту РФ. Всеми остальными федеральными органами исполнительной власти руководит Правительство РФ.

На территориях субъектов функционируют и территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ), которые органам государственной власти субъектов РФ не подчиняются.

Ч. 2 ст. 77 Конституции РФ содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 78 Конституции РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ч. 3 ст. 78 Конституции РФ).

Для обеспечения деятельности Правительства РФ создан Аппарат Правительства РФ.

Во всех случаях судьба Правительства в России решается Президентом РФ: он без обязательных согласований с кем-либо может отправить его в отставку; если оно само подает в отставку, он может ее не принять; если Дума выражает недоверие Правительству - последнее слово за Президентом РФ. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ либо отправляет в отставку Правительство, либо распускает Государственную Думу.

Судебная власть в Российской Федерации. Судебная власть в Конституции РФ признается разновидностью государственной власти, ее органы самостоятельны. Это проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону, а также в их несменяемости и неприкосновенности. Суды применяют законы и другие нормативные правовые акты. В случае признания актов неконституционными, противоречащими закону, они не применяются. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к сфере исполнительной власти.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ» в настоящее время судебная система состоит из судов:

1) конституционная юстиция: Конституционный Суд Российской Федерации - федеральный суд, судебный орган конституционного контроля, и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой системы;

2) суды общей юрисдикции: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам из административных правонарушений. Мировые судьи относятся к судьям общей юрисдикции субъектов РФ;

3) арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ. В этой ветви все суды - федеральные. Они занимаются рассмотрением экономических споров;

4) Дисциплинарное судебное присутствие - судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, а также дела по обращениям об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

В Конституции РФ установлен запрет на создание чрезвычайных судов (ст. 118). Разрешением гражданских споров занимаются третейские суды, административные комиссии, комиссии по трудовым спорам и другие квазисудебные органы. Но их деятельность не относится к правосудию, так как она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

Судебная власть осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовнопроцессуальным кодексом РФ.

 

 

26. Правовой статус Президента Российской Федерации

 

. Место Президента РФ в системе государственных органов.Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Есть и иная точка зрения, согласно которой Президент РФ является фактическим руководителем исполнительной власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая место Президента РФ в системе разделения властей и двойную политическую ответственность Правительства, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.

2. Функции Президента РФ.Они определены статьёй 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

3. Основные полномочия Президента РФ.Они определены главой 4 Конституции РФ. Полномочия Президента РФ конкретизированы и расширены многочисленными федеральными законами. Возможна различная классификация полномочий Президента РФ.

Кадровые полномочия Президента РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение по представлению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также предложения о его освобождении (а также временно отстраняет его от должности в случае возбуждения против него уголовного дела), назначение судей других федеральных судов, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и вопроса о его освобождении от должности, назначение трети членов Центральной избирательной комиссии РФ, формирование Совета Безопасности РФ, формирование Администрации Президента РФ и назначение полномочных представителей Президента РФ (в том числе в федеральных округах), назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил РФ, назначение и отзыв после консультации с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, отрешает от должностей высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов), а также глав муниципальных образований в случае нарушения ими федерального законодательства в установленном федеральном законом порядке.

Полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти и органов, при Президенте: право председательствовать на заседаниях Пра






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.