Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение древнерусского государства






Формирование единого Древнерусского государства относится к IX в. и обусловлено становлением древнерусской народности ипроцессом объединения восточно-славянских племен. Этот период характеризуется: разложением первобытно-общинного строя и формированием феодальных об­щественных отношений.

В историко-правовой науке существуют две основные теории происхождения Древнерусского государства: 1) «норманнская теория», основателями которой явля­ются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что варяги (норманны) основали Древнерусское госу­дарство и дали ему название «Русь»; 2) «антинорманнская теория» (М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров и др.) считает, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытно-общинного строя и развитие феодаль­ных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии.

Основным делением общества в первые столетия Киевской Руси было деление на свободных и зависимых.

Постепенно происходит правовое оформление класса земельных собственников (феодалов). В класс феодалов входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и др.

За феодалами закреплялись особые привилегии, зафиксированные в правовых памятниках, прежде всего, в Русской Правде. За убийство огнищан или княжих мужей взыскивался штраф в размере 80 гривен (двойная вира), что в два раза превышало штраф за убийство простого свободного человека (ст.ст.19, 22 КП; ст.ст.1, 3 ПП). Бояре и дружинники пользовались привилегиями при передаче имущества по наследству (ст.ст. 90, 91 ПП).

К зависимому населению относились:

Смерды – подавляющая часть сельского населения. Они делились на две категории. Первая – лично зависимые от феодала. Вторая – лично свободные смерды-общинники.

Закупы – это общинники, взявшие ссуду в зерне, скоте и т.д. и не сумевшие вернуть долг в срок.

Рядовичи – общинники, заключившие договор и оказавшиеся в зависимости.

Холопы – самая бесправная категория населения. Субъектами права не являлись, за их преступления нес ответственность хозяин.

Рабы – рабство распространения не получило и существовало на уровне патриархальной семьи.

 

2. Общественный строй в Киевской Руси

 

 
 

Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре – высший слой общества – являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.

Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники – местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и представителей го-родов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбо-ром пошлин и тарифов.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община – замкнутая социаль-ная система, признанная организовать все виды деятельности человека – трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравни-тельности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь об-щина организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) – своего рода, вечевого идеала. Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече). Состав вече-демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по во-просам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало админист-рацию и пр.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, осо-бенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по де-сятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие – предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический ин-ститут оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на не-сколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать за-метное влияние на ход общественно-политической жизни русской земли.

3. Государственный строй в Киевской Руси

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял монарх, который носил титул Великого князя.

Власть князя была еще слаба, а поэтому значительную роль играли феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Довольно часто съезд решал и судьбу престола, выбирая князя (в Киевской Руси престол наследовал не старший сын, а старший в роду. Такой порядок престолонаследования получил название – очередной)

При великом князе постепенно сформи­ровался совещательный орган - совет старейшин (Боярская дума), куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати.

Для решения наиболее глобальных во­просов общегосударственного значения, например, войны и мира созывалось Вече - народное собра­ние. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение.

Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели(в сельской местности).

Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение осно­вывалось на десятичной системе управления, его воз­главлял тысяцкий.

4. НПА: «Договор князя Олега с византийскими императорами Львом и Александром».

Содержание договора:

1. Оказание помощь при кораблекрушении

2. Отмена берегового права

3. Оказание помощи в розыске и поимке беглых преступников

4. Установление уголовной ответственности за убийство иностранца

5. Установление взаимных обязательств по выкупу и возвращению пленных.

«Устав Святого князя Владимира о судах церковных и десятине»

Десятина – 1/10 доходов князя – в пользу церкви. Кроме того о церковных судах: в светских судах – участие митрополита или его наместника, церковные суды – семейные дела, чародеи колдуны, по людям в ведомстве церкви.

«Устав о судах церковных» - отделение юрисдикции церкви от сведской, приговор церквного суда приводят в исполнение светские власти, замена части телесных наказаний денежными штрафами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.