Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новообразования






1) Воображение. В дошк. возрасте можно выделить 3 стадии и одновременно 3 осн. компонента этой функции: опора на наглядность, использование прош. опыта и особая внутр. позиция. Осн. свойство воображения — способность видеть целое раньше частей. Например, эффект. обучение дошкольников чтению и математике имеет совершенно иную логику по сравнению с обучением млад. школьников. Дошкольников целесообразнее обучать читать целыми словами и лишь затем переходить к фонемат. анализу уже знакомых слов Важное достоинство этого метода заключается в том, что такое обучение не требует специально организованных занятий и воспринимается детьми как самостоятельная деятельность. Воображение ребенка начинает развиваться в конце 2 — начале 3 года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воссозд. (репродукт.) и творч. (продукт.) воображения дошкольников способствуют различ. виды деятельности - игра, конструирование, лепка, рисование.

2) Развитие познават. сфер. В дошк. возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познават. псих. процессов. Это относится к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.

3) Мышление дошкольника имеет ряд особенностей. Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошк. возраста мышление ребенка существенно меняется. Развитие его происходит поэтапно. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, кот. представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их св-вами.

4) Развитие мышления тесно связано с речью. В млад. дошк. возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практ. действия малыша, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практ. действия, но не умеют рассказать о действии, кот. нужно произвести. В сред. дошк. возрасте речь начинает предшествовать выполнению практ. действий, помогает их планировать. Однако на этом этапе образы остаются основ. мыслит. действии. Только на след. этапе развития ребенок оказывается способным решать практ. задачи, планируя их словесными рассуждениями.

5) На протяжении дошк. возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В млад. дошк. возрасте еще в развитии памяти заметную роль играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В сред. и стар. Дошк. возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.

6) Дошк. возраст — начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди кот. все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, кот. подчиняют др. мотивы. У детей млад. и сред. дошк. возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоц. оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. В дошк. возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравств. нормами. Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для кот. характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутр. позиции.

Начавшийся в сред. дошк. возрасте процесс формирования произвольного поведения продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, он сам ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль.

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет. Осн. признаки:
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом " горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.