Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соц. ситуация развития дошкольника






1. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окр. действительностью. В этом возрасте вед. средством общения становится речь. Млад. дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познават. общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкол. возрасте возникает и др. форма общения — личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков др. людей и своих собственных с точки зрения нравств. норм. Но для бесед на эти темы требуется более выс. уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель.

2. Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. На 3 году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. В процессе совмест. деятельности ребята приобретают опыт руководства др. детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоц. отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошк. возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание.

Вед. видом деятельности дошкольникаявляется ролевая игра

Сущность игры как вед. деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различ. стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окр. действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от кот. она зависит. У них формируется поведение, опосредованное образом др. чел.а. В результате постоян сравнения своего поведения с поведением др. чел.а у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Рол. игра оказывает бол. влияние на формирование его личности. Сознание Я, Я сам, появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития и свидетельствуют о начале переходного периода, именуемого кризисом трех лет. Это один из наиболее трудных моментов в его жизни: разрушается прежняя система отношений, складывается новая система соц. отношений, с учетом отделения ребенка от взрослых. Изменение позиции ребенка, возросшая самостоятельность и активность требуют от близких взрослых своеврем. перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок—взрослый (со сверстниками этого не происходит). Наиболее типичные характеристики кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, своеволие, ревность (в случаях, когда в семье несколько детей).

В дошк. возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравств. качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важно, чтобы он испытывал положит. чувства, кот. стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Вместе с тем у него развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность.

Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошк. возраста псих. развитие ребенка достигает такого уровня, при кот. можно формировать двигат., речевые, сенсорные и ряд интеллект. навыков, появляется возможность вводить элементы учеб. деятельности. Важным моментом, определяющим характер учения дошкольника, является его отношение к требованиям взрослого. На протяжении дошк. возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех учения дошкольника в значительной мере зависит от распределения функций между участниками этого процесса и наличия конкрет. условий. Функция взрослого - он ставит перед ребенком познават. задачи и предлагает для их решения опред. средства и способы. Функция ребенка - в принятии этих задач, средств, способов и актив. их использовании в своей деятельности. К концу дошк. возраста ребенок осознает учеб. задачу, овладевает некот. средствами и способами выполнения деятельности и может осуществлять самоконтроль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.