Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолог. возраст






Частные явления психолог. развития должны рассматриваться в контексте понятия возраста. Основные составляющими психолог. возраста:

1.Соц. ситуация развития - система отношений, в кот. ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

2.Основной, или ведущий тип Д ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать вид Д, структуру Д в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип Д ведущий.

3.Осн. новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают соц. ситуацию и ведут к ее " взрыву" – кризису.

4.Кризис – переломные точки на кривой дет. развития, отделяющие один возраст от другого. Раскрыть психолог. сущность кризиса значит понять внутреннюю динамику развития в этот перио

 

43. Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации. Группы периодизаций психического развития.

Периодизация псих. развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней псих. развития.

В истории ПС неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию псих. развития. Их систематизация была предпринята Л.С.Выготским в работе «Проблема возраста».

Первую группу составили периодизации, созданные путем по аналогии со ступенчатым построением др. хронологических систем. Периодизация С.Холла, созданная по аналогии с представлениями о ступенях развития общества:

- стадию рытья и копания (0—5 лет),

- стадию охоты и захвата (5—11 лет),

- пастушескую стадию (8—12 лет),

- земледельческую стадию (11—15 лет),

- стадию промышленности и торговли (15—20 лет).

Ко второй группе Л.С.Выготский отнес периодизации, кот. основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития.

1) Схема П.П.Блонского, построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и соответственно включающая в себя беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

2) Периодизация психосексуального развития 3.Фрейда:

1.оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание;

2.анальная фаза (2— 3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления;

3.фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий;

4.латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются, и специфические формы поведения отсутствуют;

5.генитальная фаза (фаза половой зрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

3) Периодизация Ж.Пиаже, в основе кот. лежит развитие интеллектуальных структур.

Интеллект - совокупность умств. способностей, кот. позволяют чел. осознанно адаптироваться в окр. мире. Чем выше интеллект тем выше адаптация.

- от 0 до 1, 5-2 лет сенсомоторная стадия - не развита речь и отсутствуют представления, поведение строится на основе координации вос­приятия и движения. Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. После некот. упраж­нения ребенок сосет лучше, чем в первый день. Это стадия упражнения реф­лексов, форми­руются первые навыки.

- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия и интуитивного мышления - характерно развитие образного символического М, позволяющего ребенку представлять себе объекты с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. М ориентируется на внеш. признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутр. отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья). Эгоцентризм М - воспринимает мир как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворения его потребностей

- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций – М ребенка на этой стадии эгоцентрично, однако оно позволяет ему манипулировать предметами, сравнивать их классифицировать, осуществлять над ними конкрет. операции. Первый уровень конкрет. операций с 5-6 до 7-8 лет-ребенок приобретает способность к расположению объектов по уменьшению размеров, к их классификации, у него формируется представление о сохранении материала. На втором уровне конкретных операций с 8-11 лет формируются представления о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости.

- от 12 лет - стадия формально-лог. операций - Мыслительные операции могут осуществляться без какой – либо конкрет. опоры, формируется понятийное и абстрактное М, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логических правил дедукции

В третью группу Л.С.Выготский включил периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого псих. развития:

1) Периодизация Э.Эриксона, важным достоинством кот. является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э.Эриксон выделил 8 фаз развития, кот. характеризуются:

1 фаза (младенчество, первый год жизни) первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;

2 фаза (раннее детство: 2—3-й годы жизни) автономией или стыдом и сомнением;

3 фаза (дошкол. возраст: 4—5-й годы жизни) инициативой или чувством вины;

4 фаза (школ. возраст: с 6-ти до 11—12 л) чувством ценности и трудолюбия или малоценности;

5 фаза (юношество) личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;

6 фаза (молодость: 20—30 л) близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;

7 фаза (зрелость: 30—40 л) творческим началом, интегративностью или застоем;

8 фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.

2) Периодизация Л.С.Выготского. Он выделил в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований:

Кризис новорожденности. Младенческий возраст (2 мес-1 год).

Кризис одного года. Раннее детство (1 год-3 года).

Кризис 3 лет.

Дошкольный возраст (3 года-7 лет).

Кризис 7 лет.

Школьный возраст (8 лет-12 лет).

Кризис 13 лет.

Пубертатный возраст (14 лет-18 лет).

Кризис 17 лет.

3) В основе периодизации А.Н.Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности. Соответственно в ней выделяются:

· младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;

· раннее детство с предметной деятельностью;

· дошкольное детство с игрой;

· школьный возраст с учением;

· подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;

· юношеский возраст с учебно-проф. деятельностью.

Идеи Л.С. Выготского получили развитие в концепции Д.Б. Эльконина, положившего в основу периодизации след. критерии:

1.Соц. ситуация развития. Это та система отношений, в кот. ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

2.Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать вид деятельности, структуру в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

3.Осн. новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее " взрыву" – кризису.

4.Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Раскрыть психолог. сущность кризиса значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Все типы деятельности Д.Б. Эльконин подразделяет на 2 группы:

1) деятельности в системе " ребенок — общественный взрослый", в кот. происходит интенсивная ориентация ребенка в основных смыслах чел. деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений и обеспечивается преимущественное опережающее развитие мотив-потребностной сферы.

2) деятельности в системе " ребенок — общественный предмет", в кот. происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, и преимущественное развитие интеллектуальной, операционно-технической сферы.

В основе псих. развития лежит периодически возникающее противоречие между операционно-техническими возможностями личности, с одной стороны, и задачами и мотивами деятельности — с другой.

Разрешение этого противоречия осуществляется через изменение соц. ситуации развития и переход к соответствующей деятельности, обеспечивающей необходимое ускоренное развитие либо мотивационно-потребностной, либо интеллектуально-познавательной сфер личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.